В 2013 году фотохудожница Ребекка Личфилд (Rebecca Litchfield) получила заказ на серию фотографий заброшенных зданий на территории бывшего Советского Союза и государств постсоветского пространства. Побывав в более чем десяти странах и совершив множество поездок в течение года, Ребекка фотографировала здания в Восточной Европе, странах Балтии, на Украине и в России.
Венгрия, паровоз MAV 424.
Россия, пионерский лагерь.
Для Ребекки это было не просто путешествие: у неё были вполне конкретные цели, которые, в то же время, предоставляли ей свободу творчества.
Болгария, Бузлуджа.
Болгария, Бузлуджа.
Болгария, Бузлуджа.
«Моей целью было запечатлеть для книги разрушающуюся Советскую империю, прежде чем она исчезнет окончательно. Название книги – «Призраки Советского Союза» — связано с теми фантомами и историями, которые остались после его распада. СССР когда-то был живым, дышащим организмом, но с падением коммунизма многие места остались заброшены и безлюдны, словно остовы забытых времён. Людей, которые когда-то там жили и работали, до сих пор преследуют воспоминания о прошлом.»
Германия, школа летчиков.
Германия, военная база.
Болгария, советский памятник.
В ходе путешествия Ребекка посетила заброшенные города, заводы, тюрьмы, школы, памятники, больницы, театры, военные комплексы, психиатрические больницы, концлагеря, и даже побывала на советской подводной лодке. Определить их местоположение было непросто, но благодаря активным поискам Ребекке удалось найти самые интересные места для съёмки.
Германия, советская штаб-квартира.
Германия, советская штаб-квартира.
Германия, советская штаб-квартира.
«Посвятив год съёмкам заброшенных зданий на Украине и в Бельгии, мне захотелось создать книгу об этом, но похожая книга уже существовала, поэтому мне хотелось найти что-то уникальное, то, чего никто ещё не находил. Интерес к Советскому Союзу вызвала у меня поездка на Украину в Чернобыль. Было очевидно, что после распада такой огромной империи останется множество заброшенных зданий, и я поставила себе цель найти их. Я искала связанные с советской историей места. Некоторые были буквально пропитанные ею за всё время существования Советского Союза, другие же сохранили лишь отдельные её частицы», — рассказывает Ребекка.
Эстония, тюрьма Patarei.
Эстония, тюрьма Patarei.
«Несмотря на то, что эти места в большинстве своём заброшены и, безусловно, кажутся мрачными, мне было не страшно» — делится Ребекка.
Советская подводная лодка «Черная вдова».
Латвия, лаборатория.
«Думаю, всем людям любопытно то, чего они не знают или с чем они не знакомы. В увядании есть своя красота: это поэзия, воспевающая природу, которая забирает обратно то, что она некогда дала. Когда я попадаю внутрь зданий, у меня захватывает дух: я оказываюсь в мире, в котором так долго не ступала нога человека! Текстуры и запахи кажутся совсем непривычными. Долгое отсутствие людей в этих местах делает их зловещими. Воображение взбудоражено вопросами. Какие люди здесь жили? Чем они занимались? И почему их больше здесь нет?»
Латвия, Ирбене.
Эстония, тренажёрный зал.
«На мой взгляд, эти места совсем не страшные; наоборот, я чувствую себя безопаснее в таких местах, нетронутых людьми, где царит лишь природа, нежели в по-настоящему суетливом, суматошном мире, в котором люди постоянно куда-то несутся в хаосе жизни. В заброшенных зданиях я расслабляюсь и отвлекаюсь от стрессов повседневной жизни.»
Украина, Чернобыльская больница.
Германия, больница.
Германия, больница.
«Некоторые люди спрашивают, боюсь ли я призраков или нехороших людей, которые могут находиться здесь. Полагаю, я просто не чувствую этого: когда я захожу в здание, все подобные эмоции исчезают и всё, о чём я могу думать, — это создание снимков. Я хочу запечатлеть красоту, которую вижу и чувствую в каждой фотографии. С технической точки зрения, я хочу запечатлеть место настолько хорошо, насколько это возможно, поэтому я делаю по 5 снимков, чтобы убедиться, что я улавливаю все нюансы игры света и тени. Затем я обычно вручную соединяю их в фотошопе, чтобы создать снимок с идеальной экспозицией. С творческой стороны я хочу заставить зрителя почувствовать то же, что ощущала в этом месте я сама. То, на чём мы сосредотачиваемся, есть то, к чему мы эмоционально привязаны. Именно такие вещи я ищу и надеюсь запечатлеть их, чтобы показать их людям. С помощью этих фотографий я хочу снова вдохнуть жизнь в забытые места».
Чехия, Миловице.
Военный госпиталь в Польше.