Одно из самых страшных мест во всей Чернобыльской Зоне отчуждения — это вовсе не свалки брошенной техники, не пустые квартиры Припяти и даже не сама ЧАЭС. Это место — небольшой подвал в припятской медсанчасти №126, находящийся под одним из больничных корпусов. В этот подвал никогда не водят туристов, а во время обычных экскурсионных поездок в город про него даже не рассказывают, чтобы ни у кого не возникло идеи туда пробраться.
Сам подвал представляет собой узкий коридор длиной около 60-70 метров, вдоль стен которого проходят трубы отопления и водопровода, а также есть несколько боковых комнат — все они площадью не более 10-15 квадратных метров. Что же такого жуткого в этом подвале? И почему туда нельзя заходить ни при каких обстоятельствах?
Припятская медсанчасть №126 печально известна тем, что именно туда свозили для оказания первой помощи пожарных, тушивших Четвертый энергоблок ночью 26 апреля 1986 года, а также пострадавших работников станции. Почти все пожарные из расчетов лейтенанта Кибенка и лейтенанта Правика, героически тушившие в ту ночь пожар на АЭС, погибли в течение следующих двух недель, так как получили дозы радиации в несколько тысяч бэр — что в несколько раз превышает дозу в 500 бэр, уже являющуюся смертельной. Невозможно даже представить, во что превращается тело человека, получившего такую дозу — оно буквально «светится» радиацией, передает радиацию всему, к чему прикасается.
Той ночью при поступлении в больницу пожарных прежде всего раздели — так как их одежда, по сути, представляла собой уже не ткань, а «твердые радиоактивные отходы», а затем одежду бросили в подвал того больничного корпуса, где лежали пожарные. Думаю, это было самое правильное решение на тот момент — в городе просто не было таких мест, где эта одежда не представляла бы опасности. Переодевать пожарных должны были на санпропускнике АЭС, но он в ту ночь оказался закрытым — и все пришлось делать прямо в больнице.
Все вещи пожарных так до сих пор и лежат в больничном подвале.
Вход в подвал — достаточно прозаическая бетонная лесенка со сварными металлическими перилами в стиле семидесятых годов, на площадке которой валяются какие-то железки и пустые ящики от молочных бутылочек. Сам подвал достаточно небольшой, это вот такой длинный коридор, под потолком которого проходят трубы теплотрассы, обернутые теплоизоляцией.
Вот еще снимок. На полу валяются какие-то металлические баллоны, а слева виден вход в одну из боковых комнат.
Внутри одной из комнат валяются металлические больничные шкафы, стеллажи и прочее оборудование.
Внутри нескольких других — свалена та самая одежда пожарных и персонала станции. Уже на входе в комнату дозиметр показывает фон в несколько десятков тысяч микрорентген в час.
Где-то на верхних этажах больницы валяется подшлемник одного из пожарных, «светящий» фоном в 80.000 микрорентген в час. А вот на фото сапоги пожарных:
Какой максимальный фон можно намерять в подвале? По словам сталкеров, что посещали подвал, пол в некоторых местах подвала «светит» до 1-2 рентгена в час, это примерно в сто-двести тысяч раз выше нормы, и эти уровни являются реально опасными для здоровья. Помимо высоких уровней, сам источник радиационного загрязнения подвала очень «нехороший» — это мелкодисперсная и крайне радиоактивная пыль и частички топлива из Четвертого реактора, в этом подвале ей все буквально пропитанно, пыль и частички летают в воздухе, от нее не защитит ни противогаз, ни тем более респиратор-лепесток.
Мне смешно и одновременно страшно смотреть видео, как в этот подвал спускаются «сталкеры» в бумажных лепестках на носу и полиэтиленовых бахиллах на ногах — все это никак не защитит от микропыли, в которой присутствует в буквальном смысле вся нижняя строчка таблицы Менделеева — цезий, стронций, плтутоний, америций и далее по списку.
В общем, если будете в Припяти — никогда не ходите в подвал больницы — в отличие от остальных мест ЧЗО, приукрашенных радиофобскими байками, это реально опасное место. Туда можно спускаться только в очень дорогом профессиональном скафандре с замкнутым циклом дыхания.
Но лучше — совсем не нужно.