Во все времена вопросам правительственной и военной связи придавалось первостепенное значение. С наступлением Холодной войны потребовалось решить задачу стабильной передачи информации даже в условиях атомного конфликта. Для этого в СССР была создана система укреплённых подземных центров связи.
Они обеспечивали передачу приказов верховного командования западной группировке войск, расположенной в том числе и в странах Варшавского договора. Об одном из таких сверхсекретных в прошлом объектов пойдет речь ниже.
Прежде чем читать рассказ и рассматривать фотографии, вы должны узнать, что бункер ищет человека или организацию, которые смогли бы взять его в аренду или каким-либо другим способом посодействовать превращению в музей. Если Вы можете помочь в этом вопросе, сообщите об этом здесь в комментариях или на почту: antares-610 @ yandex.ru
Раньше это была одна воинская часть, включавшая два узла связи: приёмный и передающий. Передатчики располагались в лесу около деревни Дворцы Каменецкого района (Брестская область, Белоруссия), а пункт управления — в посёлке Приозёрный. Между ними — 14 км. Каждый узел представлял собой трёхэтажное подземное сооружение с автономными системами жизнеобеспечения, окружённое двойным периметром с системой сигнализации «Радиан», через которую не мог пробежать даже заяц.
В 1991 году оба объекта планировали модернизировать, как аналогичные бункеры в Польше и Германии. Даже завезли в Каменец часть оборудования, но после Беловежских соглашений всё остановилось, оборудование исчезло. Вскоре военные покинули объект, забрав в Россию секретные приборы и документацию. Приёмная часть была приспособлена под запасной штаб гражданской обороны. Прилегающий к бункеру военный городок, где во время войны должен был располагаться штаб армий стран Варшавского договора, в 1999 году был перестроен в республиканский санаторий «Белая вежа». В 2001 году штаб ГО покинул стены объекта, бункер перешёл на баланс МЧС. С тех пор он, в законсервированном состоянии, находится под круглосуточной охраной. Государство выделяет деньги только на электричество, а так же на зарплату коменданта объекта, 4 сменных сторожей и дежурного электрика.
Благодаря усилиям небезразличных людей, некоторые из которых несли здесь службу, как комендант А.А. Шоричев, уникальный объект удалось спасти от мародёров. Передающий бункер, меньший по размерам, ждала кардинально другая судьба. Его нижний ярус оказался затоплен грунтовыми водами, а отсутствие охраны привело к полнейшему разграблению. Приёмный центр изначально был построен на высоком месте, даже на нижнем уровне окружающий грунт сухой, затопление ему не грозит.
1. Главный вход в бункер накрыт сверху небольшим фанерным домиком, раскрашенным в маскировочный камуфляж. Позади видны вентиляционные киоски, при помощи которых осуществлялся забор воздуха для приточной вентиляции объекта.
2. Внутри домика скрывается бетонная лестница.
3. На стене укреплена мемориальная табличка в память о военных строителях Краснознамённого Белорусского военного округа, которые возвели объект в 1968-1971 годах.
4. В конце лестницы вход в объект преграждает массивная защитная дверь (ДЗ), способная защитить от ударной волны атомного взрыва. Её масса 3 тонны. Для того, чтобы попасть внутрь, нужно было снять трубку телефона и назвать пароль часовому по ту сторону затвора.
5. За основной дверью расположена вторая, чуть меньшая по размерам дверь ДЗГ — защитно-герметическая.
6. Здесь на стене также имелся телефон.
7. За второй дверью был и третий телефон. Тут же пожарный гидрант и пульт, отвечавший за работу гермоклапанов.
8. Дальше располагалась система шлюзовых камер. Внутри объекта поддерживалось давление выше атмосферного — для защиты от проникновения боевых отравляющих веществ. При прохождении камер давление постепенно повышалось.
9. Дальше тянутся длинные коридоры со множеством переборок. Внутри объект напоминает подводную лодку. Он разделён на три этажа, каждый площадью по 1200 м?.
10. Верхний ярус почти полностью занят системами обеспечения передачи информации. Здесь до сих пор стоит огромное количество радиоаппаратуры, например магистральные радиоприемники Р155П «Брусника».
11. Вокруг каждого бункера находилось антенное поле. Связь с антеннами и ближайшими объектами осуществлялась через кабельные линии. Все кабели были оборудованы двойными герметичными оболочками, внутри которых поддерживалось повышенное давление. Любые повреждения кабеля фиксировались манометром, установленным внутри бункера. Это позволяло оперативно контролировать состояние проводных линий связи и своевременно устранять неполадки.
12. Информация, передаваемая по различным каналам связи, передавалась в огромный линейно-аппаратный зал. Здесь располагалась аппаратура систем передачи с частотным распределением каналов (ЧРК) и коммутационный стенд. Каждый блок отвечал за отдельный канал.
13. Отдельные секретные данные шифровались в засекречивающей аппаратуре связи (ЗАС), а затем выдавались на отдельный коммутатор ЗАС. Данные, которые не требовалось зашифровывать, сразу передавались на коммутатор дальней связи.
14. Операторы доводили параметры сигналов до нормальных характеристик, позволяющих передать их дальше. На стойке кубок с надписью «Лучшему посту связи».
15. Для диагностики оборудования были предусмотрены специальные устройства, ради удобства перемещения поставленные на колёсики.
16. В помещении со звукоизоляционными стенами расположен коммутатор дальней связи. Здесь соединяли абонентов друг с другом. Работали, в основном, женщины.
17. Связаться отсюда можно было с любой точкой Советского Союза и со всеми странами-сателлитами, даже с Кубой.
18. На схеме были указаны позывные узлов, с которыми можно было выходить на связь. Не все из них, как «Рубрика», были противоатомными бункерами. Вот некоторые, которые удалось опознать:
«Рубин» — Москва, 1-й узел связи Генерального Штаба.
«Пролив» — Власиха, центральный командный пункт РВСН.
«Град» — Гомель.
«Глобус» — Минск, 62-й центральный узел связи Минобороны РБ.
«Абрикос» — Львов, 63-й узел связи Прикарпатского военного округа.
«Чародей» — пос. Киевец в Минском районе, командный пункт Белорусского военного округа.
«Световод» — станция тропосферной связи «Барс» № 101 неподалёку от «Рубрики».
«Фазан» — Брест, незащищённый узел связи
«Гарпун» — Смоленск, узел связи Генерального Штаба.
«Ориентир» — Орел, незащищённый узел связи, учебный центр связистов.
19. Для того, чтобы все часы объекта показывали одно и то же время, была предусмотрена часовая станция.
20. Точное время всем часам бункера задавалось дублированной системой механических часов с электромагнитным приводом.
21. В середине 1980-х годов систему заменили новым электронным оборудованием, сигнал о точном времени стал приходить сюда по радиоканалу из внешнего источника. Однако, эта система довольно быстро вышла из строя, пришлось вернуться к более надёжной старой схеме.
22. В мирное время гарнизон питался в столовой военного городка, дежурным приносили еду в термосах. Но на случай боевых действий был предусмотрен пищеблок.
23. В период учений еду готовили на этой кухне.
24. Рядом — помещение для мойки посуды. Вручную, разумеется.
25. Также на объекте находились три морозильные камеры для хранения продуктов.
26. Нижние два яруса бункера уже никак не связаны с передачей данных, а полностью отданы системам, позволявшим автономно существовать в течение 2-3 недель.
27. На -2 этаже расположены системы вентиляции.
28. Всего на объекте существовало 16 систем вентиляции: приточная, рециркуляционная, вытяжная, для дыхания, для охлаждения приборов и пр.
29. Воздух в каждой из систем было необходимо очищать, охлаждать, осушать или увлажнять.
30. Для первичной очистки поступающего с поверхности воздуха был предусмотрен циклонный фильтр, в котором воздух пропускался через барабан из мелкоячеистой сетки, частично погруженный в масло.
31. На случай применения отравляющих веществ была предусмотрена вентиляция через угольные фильтры.
32. Воздух, используемый для охлаждения оборудования, пропускали через струйный водяной поток в кондиционере холодильных машин (КД-20).
33. Машины обеспечивали необходимый температурно-влажностный режим (ТВМ) воздуха.
34. На некоторых системах были установлены заслонки с электроприводом.
35. Однако, автоматический привод всегда был продублирован ручным.
36. В зависимости от того, в каком режиме находилась часть, диспетчер выбирал режим воздухообеспечения. При невозможности забора воздуха с поверхности был предусмотрен автономный запас в 4000 м?, хранившийся в 96-ти специальных баллонах.
37. В баллонах до сих пор поддерживается давление в 50 атмосфер, предохраняющее их от ржавчины.
38. Многочисленные трубопроводы от баллонов ведут в соседнее помещение.
39. Здесь с помощью специального щита осуществлялось управление подачей воздуха из баллонов в систему вентиляции.
40. Рядом установлен компрессор и два ресивера для сглаживания пульсаций давления. Воздух предварительно пропускался через осушитель, чтобы предохранять оборудование от негативного воздействия влаги. В углу под изолирующим чехлом находится измеритель влажности воздуха.
41. Самая тяжёлая техника жизнеобеспечения находилась на -3 этаже.
42. На лестничной площадке висят плакаты со схемами систем жизнеобеспечения.
43. Все помещения на техническом этаже были оборудованы гермодверями.
44. На объекте было несколько насосных станций. Цвет водопровода соответствовал их назначению в системах комплекса. Синий — вода для питья и хозяйственных нужд, красный — система пожаротушения. Здесь же стояли электронагреватели. За стеной зала располагались резервуары для хранения воды.
45. Также вода использовалась для охлаждения машин.
46. Кроме того, объект имел четыре собственных артезианских скважины.
47. В малой насосной перекачивались хозяйственные и фекальные стоки.
48. Для охлаждения воды были предусмотрены холодильные установки, работавшие на фреоне. Для воды и фреона предусмотрено по две ёмкости.
49. Работу холодильника обеспечивали два компрессора, ресивер, теплообменник, баки с фреоном.
50. Каждый из компрессоров был соединён с ресивером — ёмкостью для выравнивания давления.
51. Вода и фреон прокачивались через теплообменники.
52. Манометры на теплообменнике были оборудованы флуоресцентными экранами.
53. Питание энергетической системы комплекса осуществлялось дизель-генератором. Однако, первые 15 минут работы дизель не мог поддерживать необходимую нагрузку, поэтому использовались трёхмашинные агрегаты. В них генераторы, выдававшие рабочее напряжение для питания систем комплекса, приводились в движение двигателем либо переменного, либо постоянного тока. Последние питались от аккумуляторов, расположенных в соседнем зале.
54. «Рубрика» оборудована пятью трёхмашинными агрегатами.
55. Здесь были токи в несколько тысяч ампер, поэтому установлены такие огромные рубильники.
56. Пульт управления поражает своими размерами и сложностью.
57. Аккумуляторы занимали целый обширный зал, ещё одна комната была выделена под дублированные выпрямительные установки (ВУС), обеспечивавшие их зарядку.
58.
59. Управление электрической системой осуществлялось через главный распределительный щит (ГРЩ).
60. Он был смонтирован на платформе, подвешенной к потолку на амортизаторах. Это позволяло предохранить оборудование и коммуникации от выхода из строя в случае воздействия на сооружение сейсмических волн при близком ядерном взрыве.
61. Во внешних стенах устроены шкафы, где хранились запчасти.
62. Пусковое устройство для дизель-генераторов (ПУАС), одно из трёх имеющихся.
63.
64. Рабочее место оператора дежурной смены.
65. Святая-святых бункера — помещение с тремя судовыми дизель-генераторами мощностью по 500 киловатт каждый.
66. Они обеспечивали автономное электропитание объекту и военному городку в случае выхода из строя силового кабеля с ближайшей подстанции. Однажды генераторы объекта даже обеспечивали электричеством соседний райцентр с населением 8 тысяч человек. Все три генератора никогда не работали одновременно, система всегда была резервирована.
67. Основные запасы топлива хранились в двух ёмкостях по 60 м?, расположенных в грунте за внешними стенами объекта. Для запуска дизелей использовались баллоны со сжатым воздухом.
68. Воздух в них накачивался этим электрокомпрессором.
69. Давление в баллонах контролировалось манометрами.
70. В машинном зале установлены огромные вытяжные установки, происходила постоянная рециркуляция воздуха. Выхлопные газы по специальным трубопроводам отправлялись на охладительные машины и выводились с объекта.
71. Управление всеми инженерными системами комплекса осуществлялось из диспетчерской. Почти всё пространство перед пультом занимает мнемоническая схема систем вентиляции, дверей и люков.
72. Справа куда более скромная мнемосхема системы водоснабжения.
73. Здесь располагались рабочие места двух человек: диспетчера-техника и диспетчера-связиста.
74. В зависимости от степени боевой готовности техник выбирал определённый режим функционирования сооружения, дистанционно отдавая команды на исполнительные механизмы всех инженерных систем комплекса.
75. На каждый из режимов объявленной боевой готовности была составлена своя таблица конфигурации систем.
76. С одного пульта диспетчер мог управлять блокировкой дверей, заслонками венткиосков, гермоклапанами, фильтро-вентиляционными установками, многочисленными водяными насосами, холодильными машинами, системой удаления дыма, давлением воздуха в отдельных помещениях, каждой из 16-ти вентиляционных систем.
77. Связист мог позвонить в любую точку объекта, где находились дежурные.
78. Конструкция диспетчерской, как и главного распредщита, представляет собой платформу на подвесных опорах, закрепленных в потолочном перекрытии.
79. Диспетчерская — самое впечатляющее помещение бункера, последнее из осмотренных.
Поделиться
Выражаем благодарность начальнику Брестского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Константину Евгеньевичу Шершуновичу, пресс-секретарю Сергею Витальевичу Машнову и коменданту объекта Анатолию Александровичу Шоричеву за помощь в посещении узла связи.