Русскоязычный блогер, пишущий в ЖЖ под именем Ральф Миребс (Ralph Mirebs), опубликовал снимки из заброшенных ангаров на космодроме Байконур в Казахстане. В них до сих пор хранятся старые космические шаттлы программы «Буран-Энергия» (считается ответом на американскую Space Shuttle), развитием которой перестали заниматься более двадцати пяти лет назад.
Снимки были опубликованы Миребсом 3 июня, а спустя неделю на них обратили внимание западные СМИ вроде DailyMail. Судя по инстаграму фотографа, он посетил эти места не позже начала мая 2015 года. Свою публикацию Миребс посвятил 60-летию Байконура, которое космодром отмечал 2 июня. Миребс проник в монтажно-заправочный комплекс (МЗК) на стартовой площадке Байконура №112 в сооружении №80. Там находится два «Бурана» — технологический макет для отработки предстартовых операций (выглядит, как настоящий корабль) и второй лётный экземпляр «Буря», готовность которого ко взлёту в 1993 году составляла 93-97%. Как отмечает фотограф, устройство МЗК подразумевало полное отсутствие пыли, для чего здание было оборудовано герметичными дверьми, за которыми создавалось повышенное давление.
Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилось, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет. […]
Внутри макета почти всё так же, как и на «взрослом» корабле. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики с указанием названия и массы блока. Конечно, уже непонятно, что стало с отсутствующим оборудованием — не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто. Ральф Миребс, фотограф
Всего было выпущено 14 полноразмерных шаттлов. Некоторые из них до сих пор находятся в конструкторских бюро, в музеях, другие продали, разобрали или уничтожили. Один из «Буранов», использовавшийся для повторно-статических прочностных испытаний, выставлялся на набережной в московском парке им. Горького, где его переоборудовали под аттракцион. По мнению фотографа, российская космическая отрасль до сих пор находится в упадке, используя наследие Советского Союза (например, ракеты «Протон-М» были разработаны в середине 60-х годов). Однако программы вроде «Буран-Энергия» давали надежду на то, что Россия останется лидером мировой космической промышленности.
Во времена противостояния политических систем гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.
Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам. Ральф Миребс, фотограф
По данным сайта Buran.ru, в 90-е годы у государства не хватило денег не только на продолжение программы «Буран-Энергия», но и на её официальное закрытие: консервацию или утилизацию оборудования, перепрофилирование производства, а также списание дебиторской задолженности. Единственный «Буран», совершивший беспилотный полёт в 1988 году, оказался уничтожен в 2002 году при обрушении крыши ангара на Байконуре.