30-я бронебашенная батарея или Форт «Максим Горький-I» (40 фото) - «Гиблые зоны» » «Территория Заблуждений»
Меню

Гиблые зоны

Добавлено: 01-дек-2018, 20:37

30-я бронебашенная батарея или Форт «Максим Горький-I» (40 фото) - «Гиблые зоны»





250-дневная оборона Севастополя 1941–1942 гг. стала одной из наиболее ярких страниц истории Второй мировой войны. Защитники главной базы Черноморского флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны. Значительную роль в обороне Севастополя сыграли 30-я и 35-я башенные береговые батареи, ставшие основой артиллерийской мощи защитников города, нанеся немцам значительные потери.


30-я батарея сражалась до 27 июня 1942 года, пока ее, полностью блокированную, не захватили немцы. После войны батарея была восстановлена (в отличие от 35-й батареи, которая долгие годы оставалась заброшенной, и лишь в последние годы усилиями меценатов ее удалось превратить в музей), вооружение ее усилено, установлены новые системы управления огнем и жизнеобеспечения. Для перевооружения батареи воспользовались двумя трехорудийными башенными установками линкора «Полтава» (две другие башни этого линкора в 1930-е годы были установлены на батарее им. Ворошилова на острове Русский возле Владивостока). 30-я батарея до сих пор находится в числе действующих воинских частей РФ.




Одним из результатов анализа обороны крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1905 года стало решение построить на господствующих высотах флангов Севастопольского оборонительного района две самые мощные на Черном море береговые батареи: №30 – в районе деревни Любимовка, в устье реки Бельбек, №35 – в районе мыса Херсонес. Каждая батарея обладала 4-мя орудиями калибра 305 мм, установленными в двух вращающихся бронебашнях (у батареи №30 – один орудийный блок на две бронебашни, а у батареи №35 – два орудийных блока по одной бронебашне в каждом).




Бронебашенную батарею в устье реки Бельбек начали строить в 1912 году с учетом рекомендаций Кюи, который, изучив в специальной работе особенности обороны этого города в 1854 — 1855 годах, предложил для нее наиболее выгодную позицию. Это была возвышенность, несколько изогнутая и одной стороной обращенная к морю. К 1914 г. успели вырыть котлованы для башен и несколько подземных погребов, после чего строительство батареи законсервировали, т.к. российский флот господствовал на Черном море в 1914 — 1917 годах, и корабли противника не смели показываться близ его базы.


В конце 20-х годов командование морских сил Черного и Азовского морей решило завершить строительство и обратилось к наркому обороны К. Е. Ворошилову за поддержкой. Нарком проект одобрил, и работы начались незамедлительно. Специалисты экономили каждый рубль — при строительстве использовали многие механизмы и детали, оставшиеся от тяжелых боевых кораблей царского флота.




В 1933 году батарея береговой обороны, по мощности залпа равная линкору, вступила в строй. Ей присвоили № 30, командиром назначили выпускника Московского артиллерийского училища, капитана Георгия Александера, военкомом — старшего политрука Ермила Соловьева.


Господство над окружающей местностью обеспечивало бронебашням, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Предельная дальность стрельбы до 30 км.




Обе батареи — и 30-я, и 35-я — изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.


В немецких документах севастопольские береговые батареи назывались «фортами»: «Максим Горький-I» (батарея №30) и «Максим Горький-II» (батарея №35). 35-батарея была расположена дальше от района наступления немцев, поэтому наиболее яркую роль в обороне города суждено было сыграть «тридцатке» под командованием майора Александера. Немецкие генералы и фортификаторы заявляли, что «форт Максим Горький-I», являвшийся «подлинным шедевром инженерного искусства», «в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода». Батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий.




По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, город обстреливали артсилы, в которых «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм (мортиры типа «Карл») и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм» (цит).


Когда защитники батареи доложили в Ставку Главнокомандования о том, что немцы бьют по батарее 610-мм снарядами, от попаданий которых трескается бетон, им поначалу не поверили. Пришлось приводить доказательства, сделав этот фотоснимок около неразорвавшегося снаряда из мортиры «Карл», попавшего в батарею.




Сегодня в музее 30-й батареи экспонируется один из осколков тех самых снарядов, которыми немцы пытались уничтожить батарею.




Батарея сражалась до последнего снаряда. 17 июня 1942 года она была окончательно блокирована противником, 18 июня расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано оборудование цитадели. В окруженной батарее осталось около 200 человек – артиллеристов, бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток они сражались в казематах и подземных сооружениях…




Немецкие и румынские генералы осматривают захваченную батарею. Кстати, интересно сравнить комплекции генералов противника с советскими военачальниками на соседней фотографии…




Вход в казематы батареи — подбашенные помещения. У входа установлен памятный знак ее защитникам.








Пост энергетики и живучести. Сердце и питание батареи.














В годы войны Севастополь был намного меньше сегодняшнего…






Вход в подорудийное помещение. Там хранятся снаряды и установлены подающие механизмы для них




Подающие механизмы снарядов. Снаряды и пороховые заряды хранятся отдельно. На этих стеллажах во время обороны Севастополя находились фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, бронебойные, бетонобойные, фугасно-бронебойные, шрапнельные, зажигательные










Лоток для подачи порохового заряда








Кубрик личного состава.






Бак с водой. В случае осады, личный состав мог довольно долго находиться на автономном обеспечении




Бронедверь в жилой кубрик




Повсюду на стенах закреплены направляющие, которые используются для подачи снарядов и пороховых зарядов снаружи к месту хранения.




Казенная часть орудий с линкора «Полтава», установленных сегодня на батарее






Ствол весит 50 тонн. Здесь стоит отметить, что к началу 1942 года стала падать точность и дальность стрельбы. Сказался износ стволов — нарезы в их каналах стерлись, поэтому снаряды после вылета неустойчиво держались на траектории. В строго засекреченном месте в одной из бухт хранились запасные 50-тонные стволы. По инструкции замена стволов требовала работы со спецкранами в течение 60 суток. Долгими зимними ночами, батарейцы методом «бурлацкой артели», почти вручную, применив небольшой кран и домкраты, всего за 16 суток заменили стволы на «тридцатой». Расстояние до противника в эти дни было всего 1,5-2 км…






«Глаз» наводчика, расположенный на верней части башни






250-дневная оборона Севастополя 1941–1942 гг. стала одной из наиболее ярких страниц истории Второй мировой войны. Защитники главной базы Черноморского флота сорвали планы немецкого командования по наступлению на Кавказ, повлияв на весь ход войны. Значительную роль в обороне Севастополя сыграли 30-я и 35-я башенные береговые батареи, ставшие основой артиллерийской мощи защитников города, нанеся немцам значительные потери. 30-я батарея сражалась до 27 июня 1942 года, пока ее, полностью блокированную, не захватили немцы. После войны батарея была восстановлена (в отличие от 35-й батареи, которая долгие годы оставалась заброшенной, и лишь в последние годы усилиями меценатов ее удалось превратить в музей), вооружение ее усилено, установлены новые системы управления огнем и жизнеобеспечения. Для перевооружения батареи воспользовались двумя трехорудийными башенными установками линкора «Полтава» (две другие башни этого линкора в 1930-е годы были установлены на батарее им. Ворошилова на острове Русский возле Владивостока). 30-я батарея до сих пор находится в числе действующих воинских частей РФ. Одним из результатов анализа обороны крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1905 года стало решение построить на господствующих высотах флангов Севастопольского оборонительного района две самые мощные на Черном море береговые батареи: №30 – в районе деревни Любимовка, в устье реки Бельбек, №35 – в районе мыса Херсонес. Каждая батарея обладала 4-мя орудиями калибра 305 мм, установленными в двух вращающихся бронебашнях (у батареи №30 – один орудийный блок на две бронебашни, а у батареи №35 – два орудийных блока по одной бронебашне в каждом). Бронебашенную батарею в устье реки Бельбек начали строить в 1912 году с учетом рекомендаций Кюи, который, изучив в специальной работе особенности обороны этого города в 1854 — 1855 годах, предложил для нее наиболее выгодную позицию. Это была возвышенность, несколько изогнутая и одной стороной обращенная к морю. К 1914 г. успели вырыть котлованы для башен и несколько подземных погребов, после чего строительство батареи законсервировали, т.к. российский флот господствовал на Черном море в 1914 — 1917 годах, и корабли противника не смели показываться близ его базы. В конце 20-х годов командование морских сил Черного и Азовского морей решило завершить строительство и обратилось к наркому обороны К. Е. Ворошилову за поддержкой. Нарком проект одобрил, и работы начались незамедлительно. Специалисты экономили каждый рубль — при строительстве использовали многие механизмы и детали, оставшиеся от тяжелых боевых кораблей царского флота. В 1933 году батарея береговой обороны, по мощности залпа равная линкору, вступила в строй. Ей присвоили № 30, командиром назначили выпускника Московского артиллерийского училища, капитана Георгия Александера, военкомом — старшего политрука Ермила Соловьева. Господство над окружающей местностью обеспечивало бронебашням, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Предельная дальность стрельбы до 30 км. Обе батареи — и 30-я, и 35-я — изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши. В немецких документах севастопольские береговые батареи назывались «фортами»: «Максим Горький-I» (батарея №30) и «Максим Горький-II» (батарея №35). 35-батарея была расположена дальше от района наступления немцев, поэтому наиболее яркую роль в обороне города суждено было сыграть «тридцатке» под командованием майора Александера. Немецкие генералы и фортификаторы заявляли, что «форт Максим Горький-I», являвшийся «подлинным шедевром инженерного искусства», «в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода». Батареи подвергались непрерывным бомбардировкам с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий. По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, город обстреливали артсилы, в которых «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм (мортиры типа «Карл») и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм» (цит). Когда защитники батареи доложили в Ставку Главнокомандования о том, что немцы бьют по батарее 610-мм снарядами, от попаданий которых трескается бетон, им поначалу не поверили. Пришлось приводить доказательства, сделав этот фотоснимок около неразорвавшегося снаряда из мортиры «Карл», попавшего в батарею. Сегодня в музее 30-й батареи экспонируется один из осколков тех самых снарядов, которыми немцы пытались уничтожить батарею. Батарея сражалась до последнего снаряда. 17 июня 1942 года она была окончательно блокирована противником, 18 июня расстреляла последние снаряды, 21 июня личным составом было взорвано оборудование цитадели. В окруженной батарее осталось около 200 человек – артиллеристов, бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев. 9 суток они сражались в казематах и подземных сооружениях… Немецкие и румынские генералы осматривают захваченную батарею. Кстати, интересно сравнить комплекции генералов противника с советскими военачальниками на соседней фотографии… Вход в казематы батареи — подбашенные помещения. У входа установлен памятный знак ее защитникам. Пост энергетики и живучести. Сердце и питание батареи. В годы войны Севастополь был намного меньше сегодняшнего… Вход в подорудийное помещение. Там хранятся снаряды и установлены подающие механизмы для них Подающие механизмы снарядов. Снаряды и пороховые заряды хранятся отдельно. На этих стеллажах во время обороны Севастополя находились фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, бронебойные, бетонобойные, фугасно-бронебойные, шрапнельные, зажигательные Лоток для подачи порохового заряда Кубрик личного состава. Бак с водой. В случае осады, личный состав мог довольно долго находиться на автономном обеспечении Бронедверь в жилой кубрик Повсюду на стенах закреплены направляющие, которые используются для подачи снарядов и пороховых зарядов снаружи к месту хранения. Казенная часть орудий с линкора «Полтава», установленных сегодня на батарее Ствол весит 50 тонн. Здесь стоит отметить, что к началу 1942 года стала падать точность и дальность стрельбы. Сказался износ стволов — нарезы в их каналах стерлись, поэтому снаряды после вылета неустойчиво держались на траектории. В строго засекреченном месте в одной из бухт хранились запасные 50-тонные стволы. По инструкции замена стволов требовала работы со спецкранами в течение 60 суток. Долгими зимними ночами, батарейцы методом «бурлацкой артели», почти вручную, применив небольшой кран и домкраты, всего за 16 суток заменили стволы на «тридцатой». Расстояние до противника в эти дни было всего 1,5-2 км… «Глаз» наводчика, расположенный на верней части башни



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика