Если вы планируете провести отпуск на море в районе Кубы, не забудьте взять с собой кое-какие полезные вещи. Прежде всего, приготовьте компас. Если его стрелка начала беспомощно вращаться — самое время вынимать надувную лодку и плыть куда глаза глядят. Тогда же вам может пригодиться мачете — рубить водоросли, опутывающие весла, и отбиваться от излишне любопытных монстров. А если вдруг рядом появится летающая тарелка — считайте, что легко отделались. Уж лучше стать подопытным кроликом у инопланетян, чем очередным скелетом с пропиской в Бермудском треугольнике.
Легендарная аномальная зона нашей планеты. Кладбище кораблей, «черная дыра» для самолетов. Место, где пролегают самые оживленные морские трассы и отказываются работать даже простейшие электрические приборы. Все это — Бермудский треугольник.
Содержание
- 1 Рождение легенды
- 2 Рейс 19
- 3 Реквием
- 4 Кто виноват?
Рождение легенды
Бермудский (его еще иногда называют «Дьявольский») треугольник — воображаемая территория площадью 4 миллиона квадратных километров, примерные границы которой пролегают между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и южной оконечностью полуострова Флорида. Термин «Бермудский треугольник» является неофициальным; он не признается современными географами, и сопоставим с такими понятиями, как «летающая тарелка» или «снежный человек».
Собрались сюда? Экономьте деньги и берите билет только в один конец.
Впервые этот район упомянули совсем недавно — в 1950 году. Агентство Associated Press проводило исследование истории катастроф на море. Среди целого ряда особо неблагополучных зон был упомянут и «Бермудский треугольник». Два года спустя в журнале «Судьба» (Fate), специализировавшемся на всякого рода странных явлениях, появилась статья о таинственных исчезновениях на море.
Потом было длительное затишье — тема не вызвала интереса у публики, пока в 1964 году ее не подхватил бульварный журнал «Корабль» (Argosy). Строгая статистика была сдобрена откровенным вымыслом, к проверенным научным сведениям добавили жареных фактов — и за несколько десятилетий Бермудский треугольник превратился в легенду, которая сейчас выглядит настолько убедительно, что вызывает сомнения лишь в некоторых частностях.
Бермудские острова, открытые Хуаном де Бермудесом в 1522 году. Их посещали Марк Твен и Ян Флеминг.
Интересно, что на гербе Бермудских островов изображен тонущий корабль.
Рейс 19
У всякого подобного мифа существует какая-то одна, центральная история, на которой основываются остальные «правдивые» факты. В нашем случае это — вполне реальный случай, произошедший 5 декабря 1945 года. Именно тогда состоялся печально знаменитый Рейс 19, тренировочный полет пяти торпедных бомбардировщиков TBF Avenger («Мститель»), базировавшихся на авиадроме города Форт Лодердель на юге Флориды.
Пилотажную группу возглавлял опытный летчик, лейтенант Чарльз Тейлор. Правда, стоит отметить, что на базу Форта Лодерделя он был переведен совсем недавно. Основной задачей рейса были стандартные навигационные маневры над морем с прицельным бомбометанием и возвратом на базу. За несколько часов до вылета Рейса 19 точно такие же учения были проведены другой авиагруппой.
Чарльз Тейлор имел за плечами 2510 часов налета. Остальные члены экипажа были менее опытны — примерно по 300 часов каждый, из них по 60 — на «Мстителях».
Все самолеты Рейса 19 были вооружены, проверены и заправлены на 5 часов полета. Погодные условия не радовали — на море штормило; после полудня облака рассеялись, однако волнение не утихло. В 14:10 по местному времени пять «Мстителей» с 14 членами экипажа поднялись в воздух.
Как и было принято в таких случаях, во главе построения встал курсант, а руководитель группы полетел последним. Судя по радиопереговорам, отслеживаемым с земли, бомбометание было проведено успешно. Вскоре после поворота на северо-запад во главе построения встал уже сам Тейлор. Он сообщил, что не уверен в местоположении группы. Оба его компаса вышли из строя, и он не знает, как добраться до базы.
С земли посоветовали развернуться так, чтобы солнце было по левому борту, и лететь вперед до тех пор, пока не покажется земля. Неизвестно, как поступили летчики, однако реконструкция событий показала, что они, вместо того, чтобы лететь на запад, повернули на север и стали удаляться от базы.
Радиосвязь постепенно ухудшалась. В 17:16 Тейлор сообщил, что будет держать прежний курс до тех пор, пока не кончится топливо. В 17:24 он запросил информацию о погодных условиях на вечер. В 18:20 пришло последнее, едва различимое среди радиошумов сообщение, в котором Тейлор велел членам своей группы держаться вместе и медленно снижаться над морем.
Наземные службы постоянно пытались вычислить местоположение самолетов при помощи триангуляции (по их радиосигналу, принимаемому с различных вышек). Из-за плохой связи и постоянных помех с Кубы это сделать не удалось. В 17:50 радисты установили, что «Мстители» движутся в сторону от суши, однако к тому времени радиосвязь с ними почти полностью прекратилась. Пилоты так и не смогли получить этой информации.
Когда стало ясно, что самолеты терпят бедствие, в море вышли спасательные суда, а всем коммерческим кораблям в этой зоне был выслан сигнал о помощи.
Кроме того, в воздух поднялся бомбардировщик PBM-5 Martin Mariner. Взяв курс на поиск пропавших самолетов, тяжелый гидроплан так и не вернулся на базу. Через 23 минуты после взлета машина взорвалась над морем.
Сразу два корабля, находившиеся в районе предполагаемого падения «Мстителей», сообщили, что в 19:50 в воздухе над морем произошел взрыв с последующим горением на воде в течение 10 минут. Отсюда можно сделать вывод, что самолеты не упали в штормовое море, а взорвались над ним.
Несмотря на упорные поиски, «Мстители» так и не были найдены. В 1981 году на морском дне в районе Бермудского треугольника обнаружили обломки пяти самолетов этого типа, однако анализ номеров на двигателях показал, что это были другие машины. Дальнейшее исследование обнаружило еще одну странность — выяснилось, что все пять машин упали в одно и то же место, но в разное время.
В 1986 году во время поисков обломков шаттла «Челленджер» нашлись очередные следы падения «Мстителя» — но почему-то только одного. Четыре года спустя авиационный археолог Йон Майер поднял эти куски обшивки со дна, но определить номер самолета по ним не удалось.
Сейчас насчет этого события имеется множество теорий — чаще всего спекулятивных и откровенно лживых. Например, утверждается, что все летчики были едва ли не ветеранами-асами и прекрасно умели ориентироваться на море. Правительство США засекретило некоторые фрагменты радиопереговоров, в которых пилоты сообщали о странных оптических явлениях, возникающих вокруг их самолетов.
Кроме того, был пущен слух, что конструкция «Мстителей» позволяла им долгое время плавать в воде, поэтому самолеты не могли исчезнуть так внезапно. Наконец, теперь говорят, что погода в тот день была не штормовая, а самая что ни на есть спокойная, без ветра и волн. Получается, что все записи гидрометеорологической службы — наглая подделка, призванная скрыть от нас правду.
За исключением ряда случайностей и совпадений, гибель Рейса 19 — заурядное происшествие, поскольку в те годы подобные инциденты случались очень часто. Но так как это произошло в районе Бермудского треугольника, где любая муха автоматически превращается в слона, правду мы, скорее всего, так и не узнаем.
Реквием
Список известных жертв Бермудского треугольника занимает несколько машинописных страниц. Это впечатляет, если, конечно, не брать в расчет огромный размер данной территории. В разное время там терпели крушение самолеты: пассажирские «Дуглас ДС-3» и «Супер Созвездие», патрульный гидроплан «Мартин П5М Марлин», истребитель «Ф-100»… Самой крупной потерей был воздушный топливозаправщик КС-135, самой «мелкой» — одномоторная «Сессна 172». Последним был тренировочный истребитель «Ф9Ф Кугуар», упавший в 1991 году.
В Бермудском треугольнике пропадали и суда — например, грузовой корабль «Циклоп» (309 человек на борту), танкер «Морская Царица Сульфур» и даже подводная лодка «Скорпион».
Кто виноват?
И правда — кто виноват? Инопланетяне, окопавшиеся на дне океана и не подпускающие к себе людей? Энергетические кристаллы из Атлантиды, до сих пор посылающие импульсы наверх и выводящие из строя любую технику? Старые плавучие мины? Не отмеченные на картах рифы? Пираты?
Интересна версия насчет гидрата метана — подводного «топлива будущего», на которое очень надеются американцы и японцы. Гидрат метана образуется на глубине свыше 300 метров при температуре около 2 градусов Цельсия — условия, соответствующие тем, что имеются на дне Бермудского треугольника и большинства других зон континентального шельфа планеты. Данное вещество очень нестабильно и легко переходит в газообразное состояние.
Что это может означать применительно к исчезновениям кораблей? Мощное «извержение» метана под водой, вызванное каким-либо внешним воздействием (например, активностью подводного вулкана), приводит к ее мгновенному вспениванию. В результате плотность жидкости резко снижается, и она уже не может обеспечить плавучесть судов. Лабораторные эксперименты показали, что даже самое крупное судно, попавшее в «метановую зону», моментально уйдет на дно.
Гидрат метана также может губить и самолеты. Во-первых, крупный выброс этого бесцветного газа (а его запасы в океане огромны) заметно снижает плотность не только воды, но и воздуха — летательный аппарат вполне может потерять высоту, а в случае низкого полета над морем — упасть в воду.
Возможен и другой вариант. Работа самолетных альтиметров основана на измерении плотности воздуха. Из-за выброса метана они начнут показывать, что самолет стал внезапно подниматься вверх. Пилоту в условиях плохой видимости (ночь, облачность) не останется ничего, кроме как скорректировать курс и направить машину вниз — то есть в воду.
Кроме того, насыщение воздуха метаном может остановить реактивные двигатели, работающие на смеси углеводородного топлива и окислителя — атмосферного кислорода. Когда последнего станет не хватать, горение топлива прекратится.
Разгадкой тайны Бермудского треугольника могут быть и суперволны. Раньше их считали несуществующими, однако теперь, благодаря спутниковым съемкам из космоса, стало точно известно — они бывают, хоть и редко. Обычная штормовая волна достигает максимальной высоты в 15 метров. Суперволны, точное происхождение которых пока неизвестно, вырастают на 30 метров вверх — вертикальная стена воды и глубокая «яма» перед ней.
Повреждения, полученные норвежским танкером Wilstar в 1974 году от волны высотой (якобы) в несколько десятков метров.
Современные суда способны выдержать удар в 15 тонн на 1 квадратный метр. Суперволна бьет с силой порядка 100 тонн на квадратный метр, и этого достаточно, чтобы разорвать в клочья даже очень крупный лайнер. Именно поэтому их никто не видел — а если и видел, то в первый и последний раз в жизни. По данным со спутников Европейского космического агентства, ежегодно в мировом океане на площади в 150 тысяч квадратных километров возникает как минимум 1 такая волна.
Существуют десятки других — менее вероятных, более прозаичных, и даже совершенно безумных теорий относительно Бермудского треугольника. Например, говорят, что этот треугольник наряду с японским Морем Дьявола — одно из немногих мест на Земле, где компас точно указывает на истинный (географический, а не магнитный) север. Обычно при прокладке курса корабля эта разница (магнитное склонение) учитывается, однако в тех районах, где компас работает иначе, возможны ошибки в навигации и, как следствие, — крушения на мелях или рифах.
На самом деле, это неправда. Магнитное склонение в Бермудском треугольнике есть — оно равно шести градусам.
Другие объяснения — влияние Гольфстрима, сложный рельеф дна, столкновения с прогулочными яхтами, постоянно курсирующими в этом районе; так называемые «голубые пещеры», засасывающие огромное количество воды; «завихрения чистого воздуха» (столкновения восходящих и нисходящих потоков, якобы губительные для самолетов)… Иногда в «бермудских» грехах обвиняются также подлые инопланетяне, жители Атлантиды, и американские спецслужбы, испытывающие в этом районе Тесла-технологии.Черт побери!
«Родственник» Бермудского треугольника — Море Дьявола. Оно расположено в Тихом океане, рядом с островом Мийяке, всего в 100 километрах к югу от Токио. Такое мрачное наименование ему дали рыбаки — на официальных картах это место никак не обозначено.
Статистика исчезновений кораблей в Море Дьявола отсутствует — исследователям доступны лишь смутные слухи и жутковатые истории о погибших рыбацких лодках. Учитывая вулканическое происхождение острова Мийяке (последнее извержение на нем было в 1940 году), резонно было бы предположить, что если эти суеверия хоть отчасти правдивы, то виной всему могут быть подводные вулканы, способные при неудачном стечении обстоятельств уничтожить небольшое судно в считанные секунды
Провалы во времени и пространстве выглядят гораздо привлекательнее суперволн, однако эти объяснения сегодня никого не впечатляют, ведь научные объяснения загадок Бермудского треугольника иногда выглядят почти так же, или даже более фантастично, чем очередная история о «зеленых человечках».
Количество катастроф в Бермудском треугольнике не превышает среднестатистический уровень, это факт. Однако всегда есть вероятность, что за этими «обычными трагедиями» кроется нечто такое, что способно полностью перевернуть наши представления об окружающей действительности. Нужно только знать, что искать. Суперволны уже найдены. Что нас ждет дальше?