В последнее время появляется все больше фантастических произведений и популярных работ, в которых описываются альтернативные варианты развития истории человечества. Один из них вызывает особенно горячие споры — вариант, при котором Третий рейх побеждает во Второй мировой войне и становится мощнейшей державой мира… Антон Первушин. Утопия Третий рейх. Если бы Гитлер победил…
Содержание
- 1 ЧЕЛОВЕК В ВЫСОКОМ ЗАМКЕ
- 2 ВЕЛИКИЙ РЕЙХ И ШТАТЫ ЯПОНИИ
- 3 КИНОХРОНИКА КАК ОРУДИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
- 4 ГИПОТЕЗА О МУЛЬТИВЕРСЕ
- 5 ВЕСЬ МИР-ГОЛОГРАММА!
ЧЕЛОВЕК В ВЫСОКОМ ЗАМКЕ
Полстолетия назад к весьма неординарному писателю Филиппу Дику пришел крупный успех. В 1962 году будущий классик американской сайенсфикшн опубликовал роман «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle), а год спустя ему была присуждена престижная литературная премия «Хьюго». Считается, что именно это произведение подтолкнуло лавину литературных работ в жанре альтернативной истории.
Необычное произведение Дика, в отличие от его культового романа «Снятся ли андроидам электроовцы?», породившего еще в 1982 году блокбастер «Бегущий по лезвию бритвы», очень долго ждало своей экранизации. И вот к 70-летию окончания самой кровавой бойни в истории человечества интернет-компания Amazon представила пилотный блок первого сезона одноименного сериала.
Главный вопрос книги Дика, перенесенный на экран: как бы выглядел мир, если бы страны «оси» не потерпели сокрушительное поражение в той войне? Как бы вели себя американцы на оккупированном континенте? Парадоксальная социально-политическая ситуация, обыгрываемая на протяжении всех 10 серий, в конечном итоге предлагает не только переосмыслить все пути послевоенного развития общества, науки, техники и культуры, но и задуматься о современных «развилках истории», которые рождаются буквально на наших глазах.
ВЕЛИКИЙ РЕЙХ И ШТАТЫ ЯПОНИИ
Свой роман Дик создал в режиме реального времени, и события в нем, соответственно, начинаются в 1962 году. Читатель погружается в ирреальный мир, где восток Североамериканского континента, от Нью-Йорка до Техаса, уже 15 лет оккупирован «Великим нацистским рейхом». Местные предатели-коллаборационисты пытают патриотов и везде развешаны плакаты фюрера, вместо звезд на полосатых флагах застыла свастика.
Фантазия Дика изначально основывается на убийстве президента Рузвельта в конце Великой депрессии. Последующие президенты оказались слишком слабы, и Америка погрузилась в пучину нового финансового кризиса, породившего политику изоляционизма. Следуя этой доктрине, США так и не выступили на стороне антигитлеровской коалиции, что и привело к ее поражению. Немецкий блицкриг увенчался успехом, и Советский Союз был оккупирован еще в 1941 году.
Затем последовало нападение на Перл-Харбор, уничтожившее основу Тихоокеанского флота США. Так был открыт путь к японской оккупации Австралии, Новой Зеландии и Океании.
Отношения между двумя новыми «великими державами» остаются весьма натянутыми. Вокруг смертельно больного фюрера, как пауки в банке, грызутся его клевреты, а среди американского подполья ширятся слухи о каких-то непонятных «киноартефактах», которые собирает загадочный «горный оракул», обитающий в «высоком замке»…
КИНОХРОНИКА КАК ОРУДИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
События закручиваются вокруг очень странного документального фильма, рассказывающего о совсем иной реальности нашего настоящего мира, где нацистскую гидру раздавил сапог советского солдата….
Все, кто соприкасается с альтернативной историей, запечатленной на загадочных лентах кинохроники, мучаются вопросами: что это на самом деле? Откуда возникли картины иной действительности? И почему они так нужны «человеку из высокого замка»?
В книге Дика есть еще и третья историческая линия, связанная с романом «Когда наестся саранча» — именно это произведение на основании секретной кинохроники и создает «горный оракул» Готорн Абендсен. В нем описывается еще один вариант альтернативной истории, где накануне войны президентом США стал Рексфорд Тагвелл.
Он сохранил Тихоокеанский флот, избежав трагедии Перл-Харбора, и обеспечил США победу в морских сражениях. Великобритания же, разгромив войска Роммеля в Северной Африке, делает бросок через Турцию на Каспий и вместе с Красной армией одерживает победу в Сталинградской битве. В конце войны британские танки штурмом берут Берлин…
Многие кинокритики сразу же отметили эффектную концовку первой части сериала, где медитирующий японский «торговый министр» неожиданно попадает в «настоящую реальность» начала шестидесятых с надвигающимся Карибским кризисом.
Здесь явно просматривается своеобразный киноштамп, рожденный такими фильмами, как «Патруль времени», «Назад в будущее» и особенно «Матрица». Заложенная в ней идея как нельзя лучше могла бы объяснить соприкосновение двух таких разных реальностей, хотя в современной науке можно найти и более интересные варианты многомирья.
ГИПОТЕЗА О МУЛЬТИВЕРСЕ
Если бы фантасты вместе со своими читателями погрузились в современную теорфизику, то наверняка испытали бы шок от многих вариантов «шизофренического» Мультиверса — ветвящейся и расщепляющейся Вселенной. В таком бесконечном много-мирье можно найти все возможные варианты развития ключевых исторических событий.
Есть тут истории с гибелью в детстве Аттилы и Чингисхана, неудачными походами Александра Македонского и обыкновенным артиллерийским офицером Наполеоном Бонапартом. Наша реальность тут предстает равновероятным, но далеко не лучшим из миров.
Чтобы понять суть Мультивселенной, ученые уже давно строят виртуальные модели Большого взрыва, породившего наше мироздание, и пытаются найти путь к созданию новых миров при столкновении сверхэнергичных частиц в ускорителях.
Теорию подобных миров-частиц в свое время разработал выдающийся советский академик Моисей Александрович Марков. Он назвал свои микровселенные «фридмонами» в честь математика А. А. Фридмана.
Встречаются и научные работы, больше напоминающие физико-математическую фантастику. Среди них выделяется теория московского физика М. Б. Менского, считавшего, что во сне каждый человек неосознанно выбирает пути реализации своего будущего. Есть и другие не менее парадоксальные версии «рассыпающейся действительности», среди которых выделяются миры-голограммы Хуана Малдасены.
ВЕСЬ МИР-ГОЛОГРАММА!
Сегодня физики, космологи и астрономы горячо спорят о том, является ли наша Вселенная привычным трехмерным объектом или же это всего лишь некая «плоская голограмма». Впервые о такой невероятной возможности заговорил в 1993 году нидерландский теоретик Герард Хоофт, разработавший «голографический принцип».
По идее Хоофта, наш мир можно представить в виде «вселенской двумерной голограммы», на поверхности которой записана абсолютно вся информация о ландшафте окружающего нас пространства-времени. Воспринимая эту информацию, мы видим не плоские объекты, а их трехмерные образы. Развивая этот принцип, профессор Малдасена создал в 1997 году оригинальную теорию, в которой базис мироздания соткан из невообразимо тонких «силовых суперструн».
Эти струны и являются голограммами событий, происходящих в «плоском космосе». По сути, речь может идти о том, что все данные, «расписывающие» объем пространства, содержащий вас или целую Галактику, спрятаны в «плоском базисе настоящей версии» Вселенной.
Если бы фантасты вместе со своими читателями погрузились в современную теорфизику, то наверняка испытали бы шок от многих вариантов «шизофренического» Мультиверса — ветвящейся и расщепляющейся Вселенной.
По идее Хоофта, наш мир можно представить в виде «вселенской двумерной голограммы», на поверхности которой записана абсолютно вся информация о ландшафте окружающего нас пространства-времени.
Известный квантовый теоретик Стивен Хокинг объясняет голографический принцип на примере кредитных карточек, содержащих голограммы. Там на двухмерной поверхности банки размещают информацию, необходимую для описания контрольного трехмерного объекта, исключающего подделку вашего счета.
В российской фантастике оригинальную картину Вселенной, в которой могли бы сосуществовать все три реальности Дика, создал писатель-фантаст Владислав Крапивин в эпопее «В глубине Великого Кристалла». Вселенная Крапивина напоминает многомерный кристалл, на гранях которого записаны голограммы иных миров, причем четвертым измерением является не физическое время, а некая «многовариантность развития».
Так могут ли соседствовать миры, столь разные по своей истории и столь похожие по содержанию? Недавно программисты-физики создали уникальную модель Вселенной, где принципы знаменитой «квантовой телепортации» сохранялись и для «плоского голографического пространства». Не живем ли мы действительно в голографическом мироздании?