Миф 1. 90% мозга не используется
Что говорят:Из возможностей, которыми обладает наш мозг, используется не более 10 процентов.
На самом деле: Мы используем мозг на полную катушку, только не отдаем себе в этом отчета. Эти пресловутые 90 процентов используются в экстренных случаях — как тревожная кнопка вызова вроде 01, 02, 03. И наш «верховный главнокомандующий» готов к любым изменениям — даже самым глобальным. Например, если наши ноги способны выполнять только свои сегодняшние функции и не смогут в случае чего сделать «кардинальный скачок» — научиться «бегать» сквозь пространство и время, — то мозг благодаря своим резервам уже сегодня готов к выполнению задач далекого будущего.
— Можно даже предположить, что якобы неиспользованные клетки мозга — это запасной фонд Бога или Природы, — считает кандидат биологических наук Александр КАМЕНСКИЙ. — В обычных условиях их работа подавлена. Но если вдруг на Земле произойдет катастрофа и условия жизни станут такими, как тысячи лет назад, то древняя память должна заработать и создать такие органы, которые помогут людям выжить, — вроде жабр и хвоста.
До сих пор ученым не ясно, откуда в памяти некоторых людей появляется странная информация: не раз были описаны случаи, когда люди, не покидавшие своих мест, точно описывали события и мельчайшие детали из жизни людей прошлого или детали интерьеров старинных домов, в которых они никогда не были. Может, это еще не исследованная генетическая память? Сегодня о ней известно только то, что в яйцеклетках и сперматозоидах «записана» вся информация о строении и функциях жизни любого живого существа. Эта «инструкция по эксплуатации» передается с половыми клетками из поколения в поколение в виде набора генов.
Но даже возможности тех 10 процентов мозга, которые у нас активно задействованы, мы используем не до конца.
Миф 2. Память в точности сохраняет всё, что с нами произошло
Что говорят: Наша память функционирует так: сначала в нее закладывается какая-то информация, а потом, когда нужно что-то вспомнить, мы ее оттуда извлекаем. А если что-то забыли, можем вспомнить это под гипнозом или в результате стресса.
На самом деле: Мы больше фантазируем, чем описываем реальную картину действительности. Механизм считывания информации из памяти очень хрупкий, легкоранимый и часто выходит из строя. По словам руководителя лаборатории нейро-биологии памяти Института нормальной физиологии РАМН профессора Константина АНОХИНА, информация о каком-то событии формируется в одних структурах мозга, а извлекается при воспоминании из других — она как будто все время «путешествует». И самое главное, она не только находится не там, где «ее положили», но она и «не та». Воспоминание значительно отличается от оригинала. Память никогда не бывает точной копией прошлого.
Это доказал опыт знаменитого кембриджского психолога Фредерика БАРТЛЕТТА. Он показывал испытуемым необычный рисунок и просил по памяти воспроизвести его. Потом предлагал повторить рисунок спустя несколько дней, затем — еще через неделю, и так несколько раз. В итоге выложил все картинки в ряд и увидел, что каждое следующее изображение отличается от предыдущего, а последнее совершенно не похоже на оригинал. Но студенты были уверены, что они изображали то, что видели собственными глазами! По словам Бартлетта, воспоминание это творческая реконструкция, попытка заново пережить свое первое ощущение, а старая информация в мозге «переписывается», «затирается» новой.
Исследователи сегодня интерпретируют это так: когда мы вспоминаем прошлое, мы вначале должны «стереть» прежнюю информацию об этом событии и поверх этого уложить повторное воспоминание. Если вмешаться в этот момент в процессы воспоминания, то старое стирается, а новое не укладывается.
— Память к тому же пластична: она может зависеть даже от постановки вопроса, — говорит профессор Андрей ГРИГОРЬЕВ. — Так, во время одного эксперимента испытуемым был показан фильм о дорожно-транспортном происшествии и задан один из двух вопросов: «Вы видели одну разбитую фару?» или «Вы видели разбитую фару?» Большинство отвечающих на первый вопрос подтвердили, что видели одну разбитую фару, часть ответила, что две. Вторые опрошенные лишь в половине случаев подтвердили, что видели разбитую фару. А на самом деле в фильме не было показано вообще ни одной разбитой фары!
В мозг можно внедрить ложные воспоминания даже преднамеренно. Будучи однажды внушенными, они неотличимы от истинных и будут казаться реальными наперекор фактам.
Такие выдумки даже могут пройти проверку на детекторе лжи. Вот только один пример. Четырехлетнему мальчику исследователи говорили раз в неделю на протяжении 11 недель, что он пережил нереальное событие: ‘Тебя увезли в больницу потому, что ты сунул палец в мышеловку. Так все и случилось?» И записывали его ответы. 1 -я неделя: «Нет, я никогда не был в больнице». 2-я неделя: «Да, я плакал». 4-я неделя: «Да, я помню, это было как порез». 11-я неделя: «Ну я смотрел, а потом не видел, что делаю, и палец как-то попал туда. Я спустился вниз и сказал папе, что хочу кушать, и потом палец попал в мышеловку. Это произошло вчера. Я ездил в больницу вчера». Более того, даже под гипнозом, который еще недавно считался надежным способом восстановить забытые человеком события, люди не столько вспоминают, сколько выдумывают. Часто — невольно стараясь оправдать ожидания гипнотизера. И мешают в кучу увиденные фильмы, эпизоды из книг и свои фантазии. Когда пять разных женщин под гипнозом попросили восстановить картину инсценированного ограбления, свидетелями которого они стали, все пять давали совершенно разные показания — и про количество бандитов, и про их внешний вид, и про обстоятельства. Так что, когда две человека ссорятся, вспоминая, как же именно происходило одно и то же событие, они оба не врут — у каждого в голове прокручивается свое кино…
Миф 3. Память у мужчин лучше, чем у женщин
Что говорят: «Девичья память» — короткая, зато женщины чаще бывают злопамятны.
На самом деле: Мозг мужчин и женщин по-разному организует воспоминания. Женщины думают в основном лобными долями мозга. А они отвечают не столько за логику, сколько за интуицию и эмоции. Поэтому представительницы прекрасного пола лучше запоминают все, что вызывало у них какие-то чувства. Мужчины же при запоминании включают логику, у них в шесть раз больше серого вещества, отвечающего за интеллект, и воспоминания формируют в первую очередь «аналитические центры». Поэтому их память легко усваивает цифры, схемы, а из событий выхватывает суть, помогающую решать ту или иную задачу. Информация не жизненно важная чаще уходит в «отвал». Именно по этой причине мужчина часто не понимает, зачем помнить дату первого поцелуя или день помолвки, если от этого нет никакой пользы? Более того, если воспоминания мужчины — прямая линия, то дня женщины это — спираль из повторяющихся витков, возвращающих приятные события или обиды. В ссорах часто именно женщины являются инициаторами скандала, поскольку один проступок мужа — задержался на работе — является спусковым крючком для переживания всех прошлых обид. А мужчины не видят здесь никакой логики: как его сегодняшнее опоздание связано с тем, что на прошлое Восьмое марта он не подарил цветов?
Зато женщины отходчивее, уже через час-два после скандала они готовы вступать в переговоры. А мужчины могут помнить серьезную обиду годами.
Кстати, у художников, артистов и прочих творческих личностей, как правило, развит женский, в том числе ассоциативный тип памяти — на детали, цвет, запах…