«Скажите, а правда, что Абрамович выиграл в лотерею миллион?
— Правда, только не Абрамович, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а десять рублей и не выиграл, а проиграл…»
Содержание
- 1 Реальность и фантазии
- 2 К чему этот рассказ о совпадениях?
- 3 Журналист в тюремной робе во время заключения
Реальность и фантазии
В 1898 году вышла книга Моргана Робертсона под названием «Тщета или гибель Титана» о гибели гигантского судна «Титан» в северной Атлантике при столкновении с айсбергом. Это судно было самым невероятно огромным и намного превосходило все суда, построенные до него. Автор описал его как красавец-лайнер по размерам, водоизмещению и мощности двигателей чрезвычайно близким к «Титанику», погибшему через 14 лет. Совпадает даже тот факт, что спасательных шлюпок на судне хватает лишь на треть пассажиров.
Что за история с этой книгой – реальность она или миф? Неужели автор романа удивительно точно описал само судно, его название и обстоятельства его гибели?
Нет и книга, и автор реально существовали. Вот они — Морган Робертсон и издание 1912 года.
Я потратил полчаса, чтобы внимательно прочитать-пролистать эту книгу.
Что же мне вам сказать о ней? Во-первых мне очень жаль потраченного времени на этот безусловно очень слабый «роман», который тянет в лучшем случае на тонкую брошюрку в 24 странички крупным шрифтом с душещипательными картинками, а во-вторых… помните анекдот?
«Скажите, а правда, что Абрамович выиграл в лотерею миллион?
— Правда, только не Абрамович, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а десять рублей и не выиграл, а проиграл…»
Под указанным названием книга вышла именно в 1912, а до этого его название было «Тщета» и посвящалась истории опустившегося моряка, ставшего в итоге героем. Гибель судна действительно одна из ключевых сцен, но, пожалуй, все же не главная. Именно в издании 1912 года показатели «Титана» приблизились к реальным показателям «Титаника». Автор просто внес необходимые правки в текст и изменил название книги ПОСЛЕ реальной катастрофы.
В «романе» есть замечательный момент — подъем парусов (?!) на «Титане», чтобы максимально ускорить его ход. Не менее захватывающее и описание гибели судна. «Титан» на полном ходу (примерно 50 км в час) полностью влетает на пологий айсберг, не повреждая при этом корпуса судна! Затем он валится на бок и огромные паровые машины, срываясь с креплений, таранят и проламывают борт. Судно сползает с айсберга и… тут же почти мгновенно тонет. Чудом успевают спастись капитан, первый помощник, семь матросов и одна пассажирка на одной единственной (!) лодке.
Теперь вы можете сами решить, насколько история гибели судна похожа на реальное крушение «Титаника». Да, самая изюминка заключается в том, что главный герой с ребенком (разумеется дочкой той самой спасенной пассажирки, которая в свою очередь оказывается бывшей возлюбленной героя) оказываются на айсберге, где беззащитной дитяткой хочет полакомиться наглый белый медведь. Главный герой в жестоком побоище ухитряется не только поцарапать зверюгу ножичком с лезвием длиной целых двенадцать сантиметров, но и геройски убить его.
А как же название, спросите вы? Название-то автор предсказал почти точно, ошибившись лишь на две жалкие буквы!
Хм.. Две буквы говорите, удивительно точное предсказание. А если я вам сообщу, что задолго до романа в 1880 году в газетах появилась статья о гибели судна «Титания», шедшего из Англии в США и погибшего при столкновении с айсбергом? Разница всего в одну букву! Только это уже не предсказание, а реальный факт. Судно с таким названием действительно погибло при таких обстоятельствах.
Жизнь порой порождает кучу удивительных совпадений, которые сами по себе не являются ни предсказаниями, ни мистическими пророчествами.
К чему этот рассказ о совпадениях?
Вы поймете после моего рассказа об одном из пассажиров из первого класса «Титаника».
Нет, это не миллионер и не богач. Журналист Уильям Томас Стид. Один из многих, кто не геройствовал, а просто помогал женщинам и детям садиться в шлюпки. Не просил и не умолял, не совал дрожащими руками смятые банкноты в китель офицера.
Вот он как раз по всем законам жанра просто обязан был выжить, чтобы рассказать правду о последних часах «Титаника». Уильям Стид был пионером журналистского расследования, где сам журналист уже не просто человек, отстранено пишущий о чем-то, а сам активно принимающий участие в событиях.
Абсолютно бесстрашный, невозмутимый он всегда говорил, что ему не суждено умереть в собственной постели. «Меня либо линчуют «мои герои», которых я разоблачаю, либо я утону». Странно, почему же Стид так опасался утонуть? К этому мы вернемся чуть позже.
«Героями» разоблачений журналиста становились самые разные люди — от содержателей публичных домов до самых верхов политического истеблишмента Англии. Так он обрушил карьеру и довел до разорения сэра Чарльза Дилька, а ведь тот был одним из главных претендентов в на пост следующего премьер-министра Великобритании.
В карьере Уильяма Стида был и тюремный срок – за похищение ребенка. В рамках журналистского расследования о детской проституции (в просвещенной Англии девочкам было разрешено торговать своим телом с 13 лет!) он купил девственность тринадцатилетней девочки у ее отца всего за 5 фунтов через посредников, содержателя публичного дома, подыскавшего для сластолюбивого джентльмена деликатес в виде нетронутой девочки. Вот именно то, что он увез девочку от отца, было трактовано как похищение. В итоге Стид получил три месяца тюрьмы, а английская общественность оглушающе постыдную пощечину в виде цикла шокирующих статей, разоблачающих целую индустрию торговли девочками.
Журналист в тюремной робе во время заключения
Ульям Стид первый в истории журналистики ввел такое понятие как интервью. До него такого жанра вообще не существовало! Среди тех, кого он интервьюировал, был и император и самодержец всея Руси император Александр III.
Как же знаменитый журналист оказался на «Титанике»? Его пригласил в США лично президент Уильям Говард Тафт на международный мирный конгресс.
В тот роковой вечер на ужине в ресторане Стид был как всегда в центре внимания – много шутил, рассказывал занимательные истории и байки, в том числе, про проклятие древней египетской мумии. После хорошего вина и выкуренной сигары он отправился спать и вышел на палубу около двенадцати ночи после столкновения с айсбергом. Журналист оказался одним из немногих, кто сразу понял всю серьезность положения и уговаривал женщин садиться в шлюпки. Он даже отдал свой спасательный жилет одному пассажиров.
Как именно Уильям Стид погиб – точно неизвестно. Один из свидетелей сказал, что перед самым концом он ушел в курительный салон, чтобы в тишине спокойно выкурить последнюю сигару.
Так что же о совпадениях, о предчувствиях и о предопределении?
1886 году Уильям Томас Стид опубликовал рассказ «Как почтовый пароход утонул в середине Атлантики. История выжившего». В нем от первого лица рассказывалось о крушении парохода в холодных водах, когда шлюпок оказалось всего на 400 человек при 916 на борту. Как офицеры пресекли панику и пытались сажать первыми женщин и детей, но крен судна становился угрожающим и полупустые шлюпки уходят от судна, бросив 700 человек умирать. Те, кто бросился вслед за шлюпками и оказались в воде, умерли, главный герой остался на тонущем судне.
Как он выжил? А он и не выжил… не смейтесь, автор просто берет паузу и сообщает читателям — история выдуманная, она показывает, что может произойти на самом деле в подобной ситуации.
Вам мало этого? Что же, получите еще. В 1892 году журналист пишет еще один рассказ «От старого мира к новому». В нем автор путешествует на судне кампании «Уайт Стар Лайн», и в северной Атлантике они подбирают шлюпки с другого корабля, погибшего… при столкновении с айсбергом.
Совпадения, предсказания, предчувствия… Но разве это так важно?
Куда важнее просто остаться человеком, когда обезумевшая толпа штурмует последние лодки…
P.S. В комментариях ссылки на предыдущие части серии статей: «Факты и мифы. Титаник.»
«Храбрым мужчинам — всем, кто погиб в крушении «Титаника» 15 апреля 1912 года. Они отдали свои жизни, чтобы женщины и дети могли сохранить свои. Воздвигнут женщинами Америки».
«Молодым и старым, бедным и богатым, невеждам и учёным, всем, кто благородно отдал свои жизни, чтобы спасти женщин и детей».
Надпись на мемориале Титаника (1931). Вашингтон. На фото выше сам памятник