О чём на самом деле говорил странствующий монах и сбылись ли его пророчества.
«Изучив все дореволюционные публикации об Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о царствовании последнего царя Николая II, а говорится в них лишь о царствовании императоров Павла Петровича и Александра», — говорит историк Николай Каверин.
11 марта 1901 года, в день гибели своего прапрадеда Павла, император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной в прекрасном расположении духа отбыли в Гатчину. Согласно завещанию Павла I в этот день его потомку следовало вскрыть некий ларец. Что же за тайну он мог скрывать? Императорская чета находилась в радостном предвкушении. В Гатчине они пробыли полдня, а в столицу вернулись в очень подавленном настроении…
В письме, якобы написанном Павлом после разговора со странствующим и пророчествующим монахом Авелем, рассказывалась судьба всех императоров из династии Романовых. Так, Авель в своё время предрёк скорую смерть Екатерины II, затем рассказал Павлу о его собственной судьбе и гибели от рук подданных. Указал на то, что при Александре I Москва будет спалена французами, и царствование Николая I начнётся «вольтерьянским бунтом». Сын его, Александр II освободит крестьян, но сам станет жертвой террористов. Александр III мир в стране восстановит, однако править будет недолго. Но самые печальные события приходились на долю Николая II. Авель якобы увидел, что царь сменит корону на мученический терновый венец, будет предан своим народом, и династия на нём прервётся…
Портрет императора Павла I. А.Митрохин.
Всё это настолько впечатлило императора Павла, что он тут же все предсказания поверил бумаге и велел вскрыть письмо своему потомку в столетнюю годовщину своей смерти. То есть зная, какие беды ожидают его детей и внуков, он сознательно утаивает от них правду? И это первая нестыковка у писателя Сергея Нилуса, который и поведал эту самую историю широкому кругу читателей в начале ХХ века.
Об авторе следует отдельно оговориться: Сергей Нилус является публикатором «Протокола сионских мудрецов» — подложного антисемитского документа, происхождение которого так и не сумел чётко обозначить. И вот — новая история, основанная, как утверждает автор, на воспоминаниях обер-камерфрау императрицы Марии Герингер.
Но дело в том, что нашлись дотошные люди, которые тщательно изучили мемуары камерфрау и не обнаружили там ничего подобного! Дальше — больше. Исследователи изучили камер-фурьерский журнал, в котором на этот день значится: «Одиннадцатого часа утра в присутствии Их Величеств, великой княжны Ольги Александровны и сменившегося флигель-адъютанта великого князя Сергея Михайловича совершалась литургия в походной церкви, поставленной в угловой гостиной Александровского дворца. <…> Столетие со дня кончины в Бозе почивающего Императора Павла I. Никаких распоряжений со стороны Высочайшего двора не было и повесток о панихиде не рассылалось».
То есть не было никакой поездки в Гатчину, не было загадочного ларца, не существовало и письмо из далёкого прошлого. Но был ли в таком случае монах Авель?
В общем, не всё так однозначно в этой истории, тем более что документально она подтверждается крайне скупо. О монахе известно, что в миру его звали Василием Васильевым и был он крепостным графа Нарышкина. Потом выпросил у него вольную и тайком сбежал из родной деревни, по некоторым сведениям оставив там жену и троих детей. Долго скитался, а потом принял монашеский постриг.
В какой-то момент решил, что его посещают видения, и стал их записывать в тетради, которые как-то показал своему церковному руководству. Так как речь в его записях шла об императрице Екатерине II, то руководство приняло решение рассказать об этом соответствующим органам. Монаха арестовали и доложили обо всём царице. Причём в записях Авеля усмотрели подстрекательство к бунту, хулу на Господа и Церковь.
В записях допросов, во времена Екатерины проводившихся очень тщательно, сказано, что монах утверждал, что императрица будет царствовать 40 лет, а затем её свергнет Павел: «Процарствует мати его, Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог», а потом «на ню сын восстанет».
По всему монаху выходила смертная казнь, но Екатерина смилостивилась и отправила Авеля навечно в Шлиссельбургскую крепость. И, как мы знаем, эти его предсказания не сбылись: Екатерина II правила империей 34 года, а Павел оказался на престоле естественным образом.
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II.
Он же и освободил Авеля, став императором. Но уже вскоре тот снова оказался за решеткой — теперь уже в Петропавловской крепости. Александр I перевёл монаха в Соловецкий монастырь и даровал свободу. Пожив на Соловках, Авель снова отправился странствовать, не прекращая своих странных пророчеств и учений о неких великих духах. Уже при Николае I он был снова пойман и отправлен в серпуховский монастырь, где, судя по всему, и окончил свои дни.
Современные же исследователи обращают внимание на политический характер пророчеств, утверждая, что многое из того, что приписывают монаху, появилось значительно позже. В частности, предсказания о последнем Романове.
«Изучив все дореволюционные публикации об Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о царствовании последнего царя Николая II, а говорится в них лишь о царствовании императоров Павла Петровича и Александра», — говорит историк Николай Каверин.
Николай II с семьёй.
Первые упоминания о мученичестве Николая появляются в 30-х годах прошлого века, причём при очередной перепечатке обрастают новыми подробностями. В результате возникает ощущение, что все «пророчества» — это, как бы сегодня выразились, антиправительственный заказ, чёрный пиар, нацеленный на подстрекательство к бунту. Другое дело, что остаётся вопрос, сам ли монах создавал нездоровую атмосферу или инициатором целенаправленного распространения слухов о «предсказаниях» был кто-то иной.