— Алексей, о Нострадамусе можно говорить бесконечно. На этот раз повод довольно серьезный, ты написал первую полную биографию самого знаменитого в истории прорицателя.
— Попытки научно-критического изучения творчества Нострадамуса предпринимались достаточно давно — еще до Французской революции. Главная задача историка — рассмотрение биографии и текстов предсказателя в контексте эпохи и культуры XVI века. Отличие от подхода «комментаторов» заключается в том, чтобы прочитать «Пророчества» так, как их могли бы понять современники Нострадамуса, в то время как толкователи озабочены выискиванием в них указаний на Наполеона, Гитлера, Сталина и других политиков, вплоть до Путина и Буша.
«На Нострадамусе у людей срывает крышу»
Нострадамус предсказал такое, что вам и не снилось
Прижизненную славу Нострадамусу принесли отнюдь не его «Пророчества», а ежегодные прогнозы (альманахи), которые пользовались огромной популярностью во всей Европе и переводились практически на все европейские языки. Как было установлено недавно, издавались они фантастическими тиражами, которым мог бы позавидовать и современный писатель (при том, что население Франции середины XVI века едва превышало 20 миллионов человек).
— Однако его популярность не выходила за пределы западного мира?
— Да, он писатель, творивший в русле христианской традиции.
— Католический или протестантской?
— Вот это сложный вопрос. Нострадамус относился к гугенотам сочувственно. Однажды он сам чуть не стал жертвой религиозных войн. У меня в книге описано как католические фанатики чуть не убили его, заподозрив в тайной принадлежности к протестантизму. Многие из его друзей стали жертвами религиозных конфликтов. Хотя причиной резни чаще служила политика, а не религия.
— Почему у Нострадамуса была прижизненная и оказалась такая посмертная слава?
— Судить о том, насколько популярным был тот или иной автор в свою эпоху, можно лишь имея данные о тиражах его книг. В XVI в. тиражи книг редко превышали 3–5 тыс. экземпляров. Следует учесть, что Нострадамус издавал не по одному календарю в год. Как правило, он готовил несколько различных видов годовых астрологических прогнозов — собственно «Альманахи», «Presages» («предвестия»), «Pronostications» («предсказания», «прогнозы»). Важно отметить, что далеко не все из них дошли до наших дней; многие сохранились лишь в библиографических описаниях, а от некоторых не осталось и следа: календари — товар скоропортящийся. Наконец, часть годовых прогнозов Нострадамуса переиздавалась за границей — в Италии, в Англии, в Германии. Если речь шла об авторизованных (не пиратских) перепечатках, то Нострадамус также получал за них гонорары.
Тиражи книг Нострадамуса были необыкновенно высокими, популярность его и в самом деле подтверждается объемами продаж. Нострадамус был, как сейчас принято говорить, хорошим психологом. Судя по донесениям послов и реальным фактам его биографии, он очень тонко чувствовал настроение других людей, не опускаясь, однако, до лицемерия. Вероятно, этим свойством характера «провансальского волшебника» объясняется то доверие, которое испытывала к нему Екатерина Медичи.
— Нострадамус был знаком со знаменитыми гуманистами, например, с Рабле? Они знали о существовании друг друга?
— Наверняка были знакомы. И со многими знаменитыми гуманистами, например, с другими представителями «republique des lettres» — уникального сообщества образованных людей, эрудитов, гуманистов, придавших эпохе позднего Возрождения неповторимый колорит и историко-культурную ценность.
Доказательств, правда, этому нет, но как нет доказательств и обратного. Никто из по-настоящему великих людей не отзывался о Нострадамусе хорошо. Лишь два исключения. Король поэтов своего времени Пьер Ронсар и крупнейший военачальник маршал Блез де Монлюк. После себя он оставил мемуары, в которых несколько раз положительно отозвался о Мишеле Нострадамусе.
— В каком ключе они высказывались о нем: как о человеке или его творениях?
— Как о предсказателе. Когда Нострадамус добился известности, то к нему стали плохо относиться даже некоторые знакомые и соседи. Один из них написал эпиграмму, по форме похожую скорее на донос. Прорицателя прямо обличали в служении Сатане: «Ибо его не ведет Бог, а подстрекает Лукавый, Когда он думает, что от Природы наделен стремительной душой, И, возносясь над смертными, устремляется в самые небеса, Чтобы оттуда поведать нам о знамениях..».
— А сам пророк, что он писал о своих современниках?
— У него, безусловно, не в пророческих вещах, есть упоминания о современниках, имена большинства из которых сохранились только потому, что он о них написал. Так вот обо всех он отзывался исключительно позитивно. Отсюда следует интересный вывод. Все те, кто его ругал, так или иначе, входили в какие-то группировки. Они не были самостоятельными людьми. Они входили в какие-то кружки или, как сейчас принять говорить, тусовки. Как и его современники Франсуа Рабле, Амбруаз Паре, Леонардо да Винчи и многие другие деятели науки и искусства позднего Возрождения, Мишель Нострадамус был одиночкой.
— Нострадамус был свободным человеком. Он ни к кому не примыкал. Именно этой свободы ему и не могли простить. У него не было учителей в привычном понимании. Это не значит, что он ничему не учился. В известном смысле не было учителей у Высоцкого. И ему этого тоже не прощали профессиональные поэты и музыканты. Тоже самое можно сказать о Франсуа Рабле, также не входившего ни в какие группировки. Мне кажется, что именно этой независимости не могли простить и Нострадамусу. Как бы его критики сами не объясняли свою к нему неприязнь. Очень показательно, что о большинстве ярых критиков Нострадамуса, которые писали свои памфлеты в 16-м веке, сейчас вспоминают только в связи с его именем.
— Как относятся к Нострадамусу сейчас?
— Я за свою жизнь встречал немало критиков Нострадамуса, которые никогда не читали его произведения. Они нутром чувствуют, что он из другого теста. Человек, который не будет писать свои пророчества под чью-либо диктовку. Как бы мы ни относились к нему лично, к астрологии и натурфилософии, необходимо признать: «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса» с завидным постоянством переиздают уже более 450 лет. Никаких опросов не проводилось, однако вполне вероятно, что книга французского астролога -самое известное поэтическое произведение всех времен.
— В России был свой Нострадамус?
— Не было, и быть не могло. Для того, чтобы написать нечто подобное, надо быть человеком абсолютно свободным. Свободным, в том числе, и от чужого влияния. А у нас в стране, вплоть до сегодняшнего времени, как цитировал Ленин своего любимого автора Чернышевский: «Великороссы жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы».
— Нострадамуса обвиняли во многом, но слава его пережила всех недоброжелателей. Если поэта читают, следовательно, он жив.
— Нострадамуса обвиняли во многих грехах — дерзости, самоуверенности, слабых астрологических познаниях, ставили ему в вину еврейское происхождение и т. д. Однако никто из них не обвинил Нострадамуса в том, что его пророчества не сбывались.