[b][/b]
В сентябре 2012 г. на экраны вышел очередной фильм ужасов о «беспокойном доме» под названием «Когда гаснет свет», режиссёра Пата Холдена (производство Великобритания).
Этот фильм примечателен тем, что он снят по мотивам действительно реального случая полтергейста, произошедшего в конце 1960-х гг. в городке Понтефракт в Йоркшире (Англия) в доме Джо и Джин Причардов. В специальной литературе, этот полтергейст известен как «призрак Чёрного Монаха из Понтефракта».
Многие исследователи аномальных явлений называют этот случай самым жестоким проявлением полтергейста в Европе, что связано с множеством агрессивных эпизодов со стороны феномена, направленных, прежде всего, на членов семьи. Известно, что необычные явления в этом злополучном доме начались в августе 1966 г., практически сразу после переезда туда семьи Причардов с двумя своими детьми: Филиппом (15 лет) и Дайаной (12 лет).
При этом феномен не особо «раскачивался» и начался сразу с активных проявлений. На кухне появлялись лужи воды, а в гостиной — непонятный «снег» из белого порошка, зажигались и гасли огни, летали горшки, оживали куски обоев, по воздуху летали предметы, тряслись буфеты и шкафы, повсюду были слышны стуки, и очень часто в доме совершенно неожиданно становилось холодно. Кроме этого полтергейст любил устраивать разные трюки с медленными полётами предметов в воздухе. Один из подобных эпизодов, где фигурировали летающие подсвечники, произошёл в присутствии местного викария мистера Дейви, который самолично убедился в наличии «чего-то злого» в доме.
Фото реального дома Причардов изнутри.
На втором этапе своих проявлений полтергейст перевёл свою агрессию на членов семьи, прежде всего на Филиппа, а впоследствии на его младшую сестру Дайане. Дело в том, что в 1966 г., Дайна большую часть времени отсутствовала дома, и поэтому «призрак» направлял свои проказы в основном на её брата Филиппа. В 1968 г., когда Дайана вернулась домой (ей уже исполнилось 14 лет), полтергейст вновь «пробудился», но уже сфокусировав большую часть своего внимания на дочери Причардов. В одном из таких случаев взлетевшая в воздух тумбочка намертво прижала бедную девочку к стене. В другом же эпизоде, невидимая сила пыталась задушить подростка, потащив её за кофту вверх по лестнице. Только вмешательство отца и матери, позволило освободить Дайану от удушения. При этом на шее девочки остались покрасневшие следы от пальцев «призрака».
Проводимые несколько раз сеансы экзорцизма в доме приводили лишь к увеличению активности феномена. После одного из таких сеансов все распятия в доме демонстративно были перевёрнуты. Хотя в целом Притчарды привыкли к присутствию «мистера Никто» или «Фреда» (так они его называли), но каждую ночь ситуация осложнялось. Как отмечали Причарды, что уже в конце паранормальной активности в своём доме, они стали периодически видеть высокую фигуру, напоминающую чёрного монаха в капюшоне, которую они впоследствии и ассоциировали с «Мистером Никто». После же эпизода с удушением, который стал апогеем в проявлении полтергейста, Филипп развесил по всему дому чеснок. Странно, но это сработало. После нескольких лет террора, «Фред» исчез и больше никогда не проявлялся заново.
Данным случаем в своё время активно занимался известный исследователь паранормальных явлений Колин Вилсон. Его изначальное мнение заключалось в том, что понтефратский полтергейст в большей степени связан именно с активностью призрака, чем, как в случае классического полтергейста, с некой непроизвольной активностью психики, скажем Филиппа или Дайаны. Вилсон отмечал, что анализ всех эпизодов данного полтергейста говорит о проявлении конкретного разума, а его чрезмерная агрессивность по отношению к дому и членам семьи не может быть связано с психикой Дайаны или Филиппа.
Друг Вилсона, местный историк Том Канниф отчасти подтвердил первоначальную гипотезу психоисследователя. Канниф изучал историю этих мест и обнаружил, что дом Причардов расположен на месте бывшей виселицы, где в царствование Генриха VIII был повешен за изнасилование некий монах клюнийского ордена. Правда впоследствии сам Уилсон не нашел свидетельств казни или насилия и поэтому обратился к наблюдениям Рене Олдана, который идентифицировал подземные потоки с «полем наяд» (влажным местом, удерживающим локализированное электромагнитное поле). По гипотезе Т.К. Летбриджа она является идеальным для «психических» отпечатков эмоциональных стрессов.
На основании этого Уилсон меняет своё первоначальное мнение о понтефрактском полтергейсте и делает вывод, что решение тайны лежит в геомагнетических свойствах местности. По его мнению, в таких местах психическая энергия человека и геомагнитные свойства местности могут каким-то образом взаимодействуют, и производить разного рода феномены. Хотя Вилсон полностью не отказывался от изначальной идеи и допускал, что в доме Причардов могли совместно действовать два фактора: фактор «призрака» и фактор особых психических состояний человека. Исследователь отмечал, что пробудившаяся сущность могла подхватить настрой от Притчардов и их друзей, а её силы поддержали подсознательное участие, а также способности медиума у Филипа, а позднее у Дайаны.
В фильме «Когда гаснет свет», создатели изначально изменили некоторые детали реальной истории. Прежде всего, место действия и имена основных персонажей. Состав семьи уменьшился на одного человека, остались только отец, мать и их дочь. Но при этом общая картина событий и общий смысл всего происходящего в фильме во многом соотноситься с реальными событиями в Понтефракте. Наглядно показаны типичные проблемы небогатой английской семьи, представителей рабочего класса, которые как умеют, стараются противостоять жизненным невзгодам. На фоне же житейских сложностей, судьба им преподносит ещё и проблемы паранормального характера.
С точки зрения исследователя, фильм получился достаточно близким к реальности, отражающим характер протекания типичного буйного полтергейста. Картина снята в Великобритании, поэтому в ней нет голливудского лоска и наигранной драматичности. Да и сама реальная история не нуждается в преувеличении и приукрашивании, так в ней изначально было достаточное количество драматических событий и ярких паранормальных происшествий. Ведь не зря понтефрактский полтергейст до сих пор считается самым жестоким полтергейстом в Европе.