Народ Мордва - «История обо всем на свете» » «Территория Заблуждений»
Меню

История обо всем на свете

Добавлено: 01-дек-2018, 06:01

Народ Мордва - «История обо всем на свете»


Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 8000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры.


История


Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.


После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.


Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.


В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.


Религия и обычаи


До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.


Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.


Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.


Национальная одежда и внешность


При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти.


Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами.


Язык и письменность


Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней.


Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок.


Примечания


  1. В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.

  2. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.

  3. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».

  4. До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.


Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 8000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры. История Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян. После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной. Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток. В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике. Религия и обычаи До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной. Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок. Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д. Национальная одежда и внешность При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти. Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами. Язык и письменность Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней. Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок. Примечания В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями». До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика