Народ Мордва - «История обо всем на свете» » «Территория Заблуждений»
Меню

История обо всем на свете

Добавлено: 01-дек-2018, 06:01

Народ Мордва - «История обо всем на свете»


Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 8000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры.


История


Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.


После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.


Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.


В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.


Религия и обычаи


До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.


Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.


Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.


Национальная одежда и внешность


При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти.


Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами.


Язык и письменность


Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней.


Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок.


Примечания


  1. В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.

  2. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.

  3. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».

  4. До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.


Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 8000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры. История Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян. После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной. Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток. В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике. Религия и обычаи До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной. Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок. Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д. Национальная одежда и внешность При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти. Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами. Язык и письменность Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней. Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок. Примечания В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями». До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости