На разных континентах ученые находят гигантские древние изображения животных, людей, геометрических фигур. С какой целью они были созданы? Ответов на этот вопрос множество, порой самых фантастических. Однако о подлинном значении загадочных рисунков не знает никто.
Похоже, самыми плодовитыми древними художниками были индейцы — пустыня Атакама на берегу Тихого океана в северной части Чили изобилует подобными картинками. Самыми интересными из них считаются геоглифы на холме Унитас между городками Тарапакаи Гуара. Там, например, можно увидеть стометровую фигуру колдуна с шестиугольной головой, увенчанной подобием короны с четырьмя перьями.
Связь с Солнцем и владение тайными знаниями символизируют 8 параллельных линий от висков и щек, топорик в левой руке и некий музыкальный инструмент в правой. На западном склоне холма изображен еще один колдун, который в левой руке держит топорик, а правой указывает на север.
У его левого бока отчетливо видна гигантская ящерица. Другие фигуры на Унитасе изображают прямоугольных людей с большими головами, у одного из которых имеется что-то похожее на слоновий хобот.
На самом разукрашенном в Атакаме холме, Керро-Пинтадос, в 6 км от деревни с таким же названием, изображены не только люди в шляпах, птицы и ламы, но и прямоугольники, квадраты, ромбы, круги, полукружия, стрелы и мальтийские кресты.
В других районах Атакамы эрозия, сильно повредившая верхние слои почвы, тем не менее не смогла уничтожить эти древние рисунки. В Альто-Барранко можно увидеть стада лам с пастухами, а в Альто-Гуанильос — ромбы и кондора с распростертыми крыльями.
Как отмечает знаток чилийских геоглифов Ганс Немейер Фернандес, выполнены они двумя способами. Светлые линии — это следы удаленного верхнего, потемневшего от окисления слоя гравия, а темные — уложенные на светлых склонах камни.
Археологи, этнографы и специалисты по оккультным наукам считают, что изображения представляют собой тотемы местных индейцев, надеявшихся на хороший урожай и удачную охоту. Огромные размеры должны были увеличить силу воздействия, а геометрические фигуры, возможно, символизируют применяемые в магии кристаллы. Существует еще одна гипотеза: геоглифы могут быть формой записи астрономических явлений.
Один из самых удивительных рисунков на поверхности земли — гигантский трезубец, увенчанный изображениями людей и животных, — называется «канделябром Паракаса». Он с незапамятных времен украшает обращенный к морю песчаный склон полуострова Паракас в 300 км от столицы Перу.
Центральный ствол трезубца — борозда длиной 500 м, шириной 4,5 м и глубиной 60 см, боковые ветви — мельче и короче. Об этом чуде упоминали побывавшие в Паракасе в XV в. конкистадоры. Рисунок сохранился в первозданном виде благодаря необыкновенным свойствам песка, мельчайшие частички которого не двигаются с места даже при очень сильном ветре.
А что же оставили нам североамериканские индейцы? В 1923 г. Джерри Филипс, полковник в отставке ВВС США, обнаружил с воздуха в бассейне реки Колорадо изображение громадного человека и неизвестного животного с длинным хвостом. К 1970 г. археологи Джей фон Верльхоф и Гарри Кеси насчитали в данном районе 275 геоглифов, самые известные из которых — 29-метровая человеческая фигура, круг диаметром 43 м и подобие пумы длиной 11 м.
Ученые считают, что эти рисунки индейцы создали для своих религиозных обрядов. Но как тогда объяснить найденное в штате Огайо громадное изображение змеи и яйца, в европейской культуре считающееся символом алхимии, которой американские индейцы никогда не баловались?
Любовь к рисованию была свойственна и жителям Старого Света, особенно обитателям Британских островов. Северный склон холма в Уилмингтоне, неподалеку от пролива Ла-Манш, украшает силуэт «длинного человека» ростом 70 м, держащего в каждой руке по тонкой палочке.
Что он означает — непонятно, а возраст изображения оценивается в 2—2,5 тыс. лет. Видимо, в то же время появился гигант и в Серн-Аббасе в Дорсете — вписанный в пятиугольник обнаженный мужчина с дубинкой в правой руке, считавшийся у древних кельтов символом плодородия.
Многие склоны известняковых холмов украшают фигуры лошадей, которым поклонялисьдревние кельты. Самое знаменитое изображение длиной 111м находится в Уффингтоне неподалеку от Оксфорда, а в Уэстбери некогда красовался конь с длинным, согнутым в полукруг туловищем и огромным глазом, но… в XVIII в. древний геоглиф исчез, а на его месте появилась другая белая лошадка во вполне натуралистичном стиле.
Изобилие геоглифов, найденных во всех уголках Земли, позволяет предположить, что много громадных и загадочных изображений скрыто под травой и прочей растительностью. Может быть, неиссякающая мода на их создание и вызвала к жизни нынешние многоцветные граффити? Мы видим их сегодня едва ли не на каждой стене, и для непосвященных они кажутся такими же загадочными и непонятными, как и огромные фигуры на поверхности земли.