Ручная уборка нечистот в Индии — одна из самых опасных работ, и занимаются ею только «неприкасаемые» из низшей касты далитов. Они рискуют своей жизнью и здоровьем за ничтожную плату в размере от 7500 до 10000 рупий в месяц. Согласно статистике, на этой работе каждые пять дней погибает минимум один человек. Периодически люди не выдерживают и выходят протестовать на улицы, однако проблема остается нерешенной.
Джони, 26-летний чистильщик канализации, во время исполнения служебных обязанностей. Газиабад, штат Уттар-Прадеш, июль 2018 г.
25 сентября на улицы Нью-Дели вышли активисты, протестующие против сложившейся проблемной ситуации и бессмысленных смертей. На одном из плакатов написано «Индийский холокост»
«Прекратите убивать нас»
По официальным данным, с начала 2017 года в среднем каждые 5 дней при ручной уборке нечистот в Индии умирал один человек
В общей сложности с 2008 по 2018 год на этой работе погибли 573 человека. Только в текущем году с января по сентябрь ядовитыми испарениями в канализации отравились и умерли 96 санитарных рабочих.
9 сентября произошел вопиющий случай: при уборке канализационной шахты в Моти Нагар, Дели, погибли сразу 5 рабочих. Им было от 19 до 26 лет. Начальник заставил их спуститься в шахту без масок и необходимого в таких случаях снаряжения. Уборщики работали вшестером, выжил лишь один из них.
А всего через пару недель, 17 сентября, в Западном Дели при похожих обстоятельствах погиб еще один человек — 28-летний уборщик. Это стало последней каплей, и люди вышли на улицы протестовать.
Однако, несмотря на эти протесты и требования улучшить условия труда, еще один санитарный рабочий погиб в канализации в минувшее воскресенье. Он утонул во время работы в канализационном резервуаре насосной станции в Джахангирпури на севере Дели.
Рабочего отправили в резервуар открыть клапан. Из снаряжения у него были ремень безопасности и кислородная маска, но когда дренажная вода начала быстро прибывать, мужчину не вытащили из резервуара вовремя.
Джони (на фото) — один из многих, кто вручную чистит канализационные шахты в Газиабаде без какого бы то ни было защитного снаряжения
У него есть только ремень безопасности, с помощью которого его поднимают наверх
Джони и другие уборщики нечистот рискуют своей жизнью за 7500 — 10000 рупий в месяц. Это примерно 100 — 135 долларов
Перед спуском в канализационную шахту, Газиабад, сентябрь 2018 г.
Никакого защитного снаряжения. Только ремень безопасности — а точнее, веревка, с помощью которой человека вытаскивают наверх
Помощники Джони опорожняют набранные им ведра
Частные подрядчики получают за ручную очистку канализации не больше 500 рупий (около 7 долларов) в день
Почти все уборщики нечистот страдают от проблем с глазами, респираторных и кожных заболеваний
В первую очередь из-за того, что их никто не обеспечивает необходимым защитным снаряжением
Джони, как и почти все уборщики нечистот в Индии, принадлежит к далитам, низшей касте «неприкасаемых»
В индийском обществе давно сложилась дискриминационная система, при которой всю грязную и тяжелую работу обязаны выполнять представители низшей касты
Это Мохаммад Хаюл. Его сын Сарфараз был одним из пятерых рабочих, погибших 9 сентября
Сарфаразу было всего 19 лет
Это Бриж Мохан, 52-летний канализационный уборщик. Он демонстрирует, во что превратились его руки за годы работы
Это Рани. Ее муж Анил погиб, вычищая канализационную шахту в Нью-Дели. Рани проводит прощальный ритуал на берегу притока Ганга. Газиабад, Уттар-Прадеш
Рани и трое ее детей едут, чтобы провести прощальный ритуал по мужу и отцу. Анилу было 37 лет
А это Рани и ее дети у себя дома после смерти главы семьи. 20 сентября 2018 г.