Как свидетельствуют этнографы, у чукчей (чюхчей, чукоч) было своеобразное отношение к представителям самого многочисленного народа России – они изначально воспринимали его как поработителя, «побивающего людей не ясачных».
Пионером в подробном, научном, описании чукчей как этноса в России был известный этнограф и северовед, Владимир Богораз. В конце XIX – начале XX века он организовал ряд экспедиций на Дальний Восток, изучил массу архивных документов, касающихся сведений о первооткрывателях «чюхчей» и записал от коренных жителей десятки сказаний, давших представление о мифологии этого северного народа.
Этнографические труды Владимира Богораза издавались как в дореволюционной России – «Очерк материального быта оленных чукчей», так и в СССР – «Чукчи».
В 1934 году в СССР 2,5 тысячным тиражом вышло 224-страничное издание фундаментального труда Богораза, «Чукчи» (переведенное с английского и перед этим уже опубликованное в Америке). По Богоразу, «чюхчей» открыли именно русские в 1644 году – казак Михаил Стадухин в это время на Колыме основал 3 зимовья («собачьи остроги»). «Чюхчами» «туземцев» стали называть по устью реки Колымы («Чюкочья река»).
Спустя 3 года после Стадухина другой казак, Василий Колесников основал в этих местах Анадырскую крепость (по другим данным, она была воздвигнута известным российским первооткрывателем Семеном Дежневым двумя годами позже).
Любопытны цитаты из исторических документов, которые приводит Богораз, описывая первые контакты «туземцев» с русскими. Казаки докладывали царю, что «… на Анадырь-реке неясачных (неохваченных податью чукчей) много и «… побивают иноземцев без разбору…». Речь о первооткрывателе «чюхчей» Михаиле Стадухине – именно на нем и его сотоварищах был этот грех, судя по архивным документам. Последующие грамоты также изобилуют описаниями карательных акций, предпринимаемых по отношению к «туземцам».
По Богоразу, в первой половине XVII века русские, пришедшие на землю чукчей… «… были полны неукротимой свирепостью и расправлялись с туземцами…». Сопротивление чукчей русскому вмешательству было весьма ожесточенным еще долго. По данным этнографа, войны коренного северного народа с русскими казаками продолжались на протяжении века.
Тем не менее, с установлением торговых отношений русские стали считаться у чукчей иноземцами, посланными им для обмена необходимыми товарами. В чукотской мифологии, представленной разного рода сказаниями, как писал Богораз, божественное предназначение русских применительно к северному народу – производство таких товаров как чай, табак, сахар, соль и железо и торговля с чукчами этими иноземными продуктами и вещами. Еще один чукотский миф рассказывает о назначении богом-отцом младшего сына (русского) начальствовать над двумя старшими братьями – эвенком и якутом.
Автор книги «Военное дело чукчей», Александр Нефедкин, со ссылкой опять-таки на труды Владимира Богораза, приводит третье, также весьма любопытное, объяснение этногенеза русских – чукчи в своих сказаниях сравнивали их с собаками – из-за заунывных народных песен, напоминавших чукчам собачий вой.
Вместе с тем, в большинстве чукотских мифов упоминается словосочетание «русские люди», тогда как представителей иных народностей, кроме себя и русских, чукчи, отличавшиеся крайней воинственностью, к людям не относили.