Согласно исследованию, проведенному в 2007 году Университетом Исландии, примерно 62% жителей этой страны считают, что существование эльфов — это больше, чем мифы и сказки. Хотите узнать, почему жители такой развитой страны, как Исландия, до сих пор верят в эльфов и как эта вера уживается с современным укладом жизни? Читайте дальше!
Содержание
- 1 Исландские эльфы
- 2 Эльфы и люди
- 3 Теория Магнуса Скарфединссона
- 4 Ужасная цена Просвещения
- 5 Вера расширяет горизонты
- 6 Вера и реальность
- 7 Уважение к ценностям
- 8 Мы никогда не избавимся от него…
Исландские эльфы
Исландия — это страна, изобилующая историями о странных существах. Особое место среди них занимают эльфы – маленькие, похожие на человека существа с острыми ушами. Их еще называют «тайным народом», или же Huldufolk по-исландски. Считается, что они мирно сосуществуют с людьми и занимаются теми же повседневными делами, ходят на рыбалку, занимаются сельским хозяйством, воспитывают детей… Легенды также уверяют, что эльфы иногда протягивают руку помощи людям, которые в противном случае умерли бы без их вмешательства.
Эльфы и люди
Среди верящих в эльфов исландцев есть и те, кто убежден в их существовании, и те, кто склоняется к позиции: «Почему бы и нет?» К последнему лагерю относится Сигтриггур Балдурссон, житель Рейкьявика. Его мать уверяет, что когда она росла на исландской ферме, у нее были тайные друзья, которых другие дети не могли видеть. Конечно, можно подумать о том, что это обычный случай, когда дети придумывают, воображают своих друзей. Но история о том, как его бабушка страдала от неизлечимого рака, но затем все-таки выздоровела, заставляет его по-настоящему задуматься, не дружит ли действительно его мать с Huldufolk.
«Однажды моя мама ночью проснулась и увидела, как в комнату входят врачи и начинают лечить мою бабушку, — вспоминает он. — Она подслушала беседу медсестры и двух врачей. Они разговаривали друг с другом, и один из врачей сказал: «Ну, я думаю, все будет хорошо». Моя мама почувствовала облегчение и снова пошла спать. Утром она спросила бабушку, которая только что проснулась: «Ты разговаривала с докторами прошлой ночью?». Бабушка удивилась: «Какие доктора? Здесь не было врачей». Но самое главное в том, что после этого она чудесным образом выздоровела».
Теория Магнуса Скарфединссона
Магнус Скарфединссон руководит единственной Эльфийской школой в Рейкьявике. Это отделение Фонда паранормальных явлений Исландии, которое знакомит туристов с миром волшебных существ Исландии. Он читает лекции и организовывает беседы для обсуждения магии и фольклора. Они проводятся за блинами и кофе в библиотеке, украшенной эльфийскими атрибутами, в том числе огромными светящимися статуями.
Скарфединссон признался, что никогда не встречал эльфов лично, хотя все время их искал. («Наверное, эльфы думают, что я маньяк!» — смеется он.) Однако он опросил более 900 исландцев, которые их встречали. Сюда относятся 75 человек, которые утверждают, что завязали дружбу с эльфом, и 35 человек, уверяющих, что побывали в домах у эльфов. Это даже более интересно, чем слушать рассказы родственников. Он утверждает, что Исландия – уникальная и очень открытая для нетрадиционных идей страна. Поэтому она и безопасна для эльфов. Несмотря на то, что Эльфийская школа – своего рода игра, Скарфединссон считает этот вопрос очень важным. Так, он серьезно относится к обсуждению темы снижения веры исландцев в эльфов.
Ужасная цена Просвещения
На одной из лекций Скарфединссон заявил о том, что за Просвещение человечество заплатило ужасную цену. Оно убило веру и мифы – то, что держит цивилизацию на плаву. В Исландии люди верили в эльфов благодаря изолированности острова. Но после того, как в 1941 году американская армия пришла в Исландию, в этой стране тоже началось Просвещение, и первыми от него пострадали эльфы.
Исландцы, которые действительно верят в эльфов, считают, что они могут соседствовать как с атеизмом, так и с традиционной религией. Он рассказывает разные истории – о том, как исландские священники крестили эльфийских детей, или о человеке, открывшем церковь для эльфов. Мать Балдурссона была набожной христианской, но это не мешало ей дружить с эльфами. Она считала, что любить Христа и дружить с эльфами – очень хорошо и совместимо.
Вера расширяет горизонты
Пэм Шаффер, лицензированный терапевт, утверждает, что вера в другие миры может расширить горизонты вашего сознания. «Вера в волшебство на самом деле является преимуществом, — объясняет она. – Вера в то, что эльфы существуют, приводит к гибкости мышления и непредубежденности. Это полезно, потому что помогает людям преодолевать жизненные препятствия и устанавливать отношения между собой».
Вера и реальность
Конечно, вера в существование эльфов – в какой-то степени коммерческий продукт и связана с туристическим рынком страны. В Исландии торгуют эльфийскими сувенирами, а некоторые гиды-«медиумы» даже водят туристов на встречи с эльфами. Но все не так просто.
В 2013 году группа активистов во главе с Рагнхильдуром Йонсдоттиром протестовала против строительства дороги, которая должна была пройти через дома общины эльфов, расположенной на лавовом поле. (Обычно считается, что эльфы строят свои дома в больших скалах, которые в основном находятся на пляжах и лавовых полях). Строительство было остановлено. Но официальные лица заявили, что причиной изменения планов были чисто практические соображения. Вера в эльфов считается частью исландского культурного наследия. Поэтому решено было сделать дорогу в обход уникального скального образования, где якобы живут эльфы.
Уважение к ценностям
Конечно, в стране с населением в 3400 человек важно учитывать верования и ценности всех людей, чтобы сохранить мир. Во дворах многих домов стоят небольшие эльфийские алтари. И даже смешные, рассчитанные на туристов знаки, указывающие на присутствие эльфов, служат напоминанием о другом мире.
Майкл Навроцки, американский продюсер документального фильма «Исландия: история веры», рассказывает о подобном мироощущении: «Предположим, на вашем заднем дворе есть скала, которая считается эльфийской. Вы хотите сделать джакузи. Но если вы начнете разрушать скалу, ваши соседи дадут вам понять, что у вас будут проблемы. После этого 80-90% исландцев оставят скалу в покое. В том числе из-за убеждения, что возможно, там что-то есть. Это и есть культурное наследие».
Мы никогда не избавимся от него…
Но для таких верующих, как Скарфединссон, существование эльфов — это нечто большее. Он полагает, что такая вера – убеждение, что наука и разум не могут решить всех проблем. Просто надо принять тот факт, что на все вопросы не будет ответа: «Мы понятия не имеем, почему эти существа приходят к нам. Но мы можем найти свидетелей и расспросить их: как они выглядят? Во что они были одеты? Каково их мнение о Боге и вечности? Почему они здесь?»
Потом он сводит все к шутке: «Мои друзья спросили эльфов: «Почему вы не показываетесь Магнусу?» Они ответили: «Мы не можем. Мы боимся, что никогда больше не избавимся от него!»»