Пигмеи бака населяют дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики. В феврале 2016 года фотограф и журналист Сьюзан Шульман провела несколько дней среди пигмеев бака, сделав небольшой репортаж об их жизни.
Тропические дождевые леса — их природная среда обитания. Основные занятия — охота и собирательство, в этом гармоничном единении с природой они живут веками, и их мир определяется наличием леса. Племена пигмеев разбросаны по Африке на территории 178 млн гектаров.
Пигмеи отличаются от представителей других африканских племен своей миниатюрность — их рост редко превышает 140 см. На фотографии выше члены племени проводят традиционную охотничью церемонию.
Сьюзан Шульман заинтересовалась жизнью пигмеев бака после того как услышала о Луи Сарно — американском ученом, который вот уже 30 лет живет среди пигмеев бака в Центральной Африке, в дождевом лесу между Камеруном и Республикой Конго.
Луи Сарно женат на женщине из племени, все эти годы он изучает, помогает и лечит пигмеев бака. По его словам, половина детей не доживает и до пяти лет, и если бы он покинул племя хотя бы на год, то ему было бы страшно возвращаться, ведь многих друзей он не застал бы в живых. Луи Сарно сейчас чуть за шестьдесят, а средняя продолжительность жизни пигмеев бака — сорок лет.
Луи Сарно не только обеспечивает медикаменты, но занимается и другими вещами: выступает в роли учителя для детей, адвоката, переводчика, архивиста, писателя и летописца для сообщества из 600 пигмеев бака в селении Яндуби.
Луи Сарно приехал жить с пигмеями в середине 80-х, после того как однажды услышал их музыку по радио и решил поехать и записать еще этой музыки, как можно больше. И ни капли об этом не жалеет. Он имеет возможность регулярно навещать Америку и Европу, но всегда возвращается в Африку. Можно сказать, что в сердце Африки его привела песня.
Музыка пигмеев бака представляет собой похожее на йодлинг многозвуковое пение на фоне природных звуков тропического леса. Представьте многоголосие 40 женских голосов и барабанный ритм, отстукиваемый четырьмя мужчинами на пластиковых бочках.
Луи Сарно утверждает, что никогда раньше не слышал ничего подобного, и это божественно.
Их гипнотическая музыка обычно выступает прелюдией к охоте, так как племя поет, чтобы вызвать лесного духа по имени Боби и испросить у него дозволения поохотиться в его лесу.
Одетый в костюм из листье, «дух леса» дарует племени разрешение и благословляет тех, кто примет участие в завтрашней охоте. На снимке выше пигмей собирается идти на охоту с сетью.
Основу рациона племени составляет мясо обезьяны и голубого дукера — маленькой лесной антилопы, однако в последнее время этих животных в лесу становится все меньше и меньше. Виной тому браконьерство и лесозаготовки.
«Браконьеры охотятся по ночам, они пугают животных факелами и спокойно отстреливают их, пока те стоят парализованные страхом. Сети и стрелы пигмеев бака не могут конкурировать с огнестрельным оружием браконьеров.
Вырубка леса и браконьеры серьезно опустошают лес и очень вредят образу жизни пигмеев бака. Многие из этих браконьеров являются представителями соседней этнической группы банту, составляющей большинство населения в регионе», — рассказывает Сьюзан Шульман.
В результате постепенного истощения дождевых лесов, в которых живет племя бака, будущее их лесного дома находится под вопросом, так как непонятно, к чему все это приведет.
Исторически сложилось так, что племя банту считало пигмеев бака «недочеловеками» и подвергало дискриминации. В настоящее время отношения между ними улучшились, но некоторые отголоски прошлого все же дают о себе знать.
Поскольку традиционная жизнь пигмеев бака становится день ото дня сложнее и проблематичнее, молодому поколению приходится искать работу в городах, где главенствуют банту.
«Молодежь сейчас находится на острие перемен. Возможностей заработать для них крайне мало. Так как ресурсы леса в плане охоты истощаются, приходится искать другие возможности — а это обычно лишь временная работа на банту, которые предлагают, скажем, за пять дней охоты 1 доллар — да и то чаще всего забывают заплатить», — говорит Сьюзан.