В племени сурма, проживающем на территории Эфиопии, шрамы на женской коже считаются признаком красоты. Именно поэтому 12-летних девочек племени на специальной торжественной церемонии разукрашивают порезами с ног до головы. Способность девочки стойко перенести боль ради будущей красоты считается признаком эмоциональной зрелости и готовности к материнству.
«Кровь льется, мухи садятся на раны, солнце печет», — так фотограф Эрик Лаффорг описал церемонию ритуального покрытия шрамами 12-летней девочки в эфиопском племени сурма. Кожу девочек здесь полосуют ножами и лезвиями, чтобы добиться заметных шрамов. Это считается очень красивым среди племенных культур Эфиопии. По словам Лафорга, девочка демонстрировала невиданную стойкость и мужество, пока ее мать 10 минут резала ее кожу. «Она не проронила ни звука и ничем не показала, что ей больно, — рассказал Лафорг. — Но когда потом я спросил ее, больно ли ей было, она призналась, что чуть не умерла от боли!»
По словам Лафорга, как бы юных девочек ни призывали не уродовать себя, мужчины племени по-прежнему считают гладкую кожу «уродством». Кроме того, готовность девочки переносить боль считается показателем ее эмоциональной зрелости и готовности к материнству. Так что девочки сами стремятся обзавестись шрамами и пройти соответствующую церемонию. «Шрамы в этих племенах — символ красоты, в том числе — у сурма. Девочки терпят процедуру беззвучно, потому что, покажи они, что им больно, — и это навлечет позор на семью».
Поскольку шрамы — это признак красоты, представители племени часто сами раз за разом расковыривают свои раны, чтобы шрамы стали заметнее. Для этих же целей они втирают в раны угольную пыль и сок растений. Иногда в рану попадает инфекция, и тогда шрам становится еще больше, что только радует его обладателя.
Для членов племени сурма шрамы на коже — это форма искусства, способ выразить себя. Одним словом, они играют для них ту же роль, которую играет косметика для их белокожих ровесниц.
Шрамы — не только форма искусства, но и метод социальной коммуникации. Так, на тело каждого члена племени могут наноситься дополнительные шрамы, символизирующие определенные события или достижения. В каждом племени — свои традиции нанесения узора. Так, в племени боди женщины с помощью кусков металла наносят круговые рисунки вокруг плеч.
Женщины племени карраиу расцарапывают себе лица таким образом, чтобы оставшиеся шрамы делали их похожими на кошек.
В эфиопском племени каро шрамы наносят себе и мужчины, и женщины. Мужчины отмечают шрамами число убитых врагов, а женщины просто стремятся таким образом стать красивыми и сексуальными.
В племени менит женщины полосуют себе кожу острыми камнями, чтобы оставить шрамы поглубже. В племени дассанеш женщины наносят порезы только на плечи. В племени мурси мужские шрамы являются признаком силы. Одним словом, эта традиция широко распространена в разных странах региона.
В африканских племенах, живущих на территории Эфиопии, шрамы считаются украшением как для мужчин, так и для женщин. Мужчин они делают грозными, женщин — красивыми и сексуальными.
В племени топоса, живущем на территории Судана, женщины наносят на живот геометрический узор из шрамов, выходя замуж. Мужчины топоса наносят шрамы на грудь — они символизируют убитых врагов. Мужчины из суданского племени нуэр наносят на грудь параллельные линии шрамов, а женщины из племени датога, проживающего на территории Танзании, наносят шрамы вокруг глаз для красоты.
Однако в последнее время все больше африканцев узнают о том, что традиция наносить шрамы на тело опасна для их здоровья. Во многих племенах процедура проводится с помощью общих ножей и лезвий, которые, разумеется, не стерильны. Это уже привело к ряду вспышек гепатита. Бывают и случаи передачи ВИЧ через орудия для нанесения шрамов.
Пока опасность процедуры для здоровья мало пугает племена, живущие по заветам и традициям предков. Некоторые особенно продвинутые молодые люди пытаются отказываться от этой практики, но этим навлекают на себя всеобщее осуждение.
В последнее время африканское искусство украшения тела шрамами приобретает все большую популярность на Западе. Многие тату-салоны, наряду с традиционными, предлагают и такие услуги.
Африканские красавицы по-прежнему считают, что красота требует жертв.
Девочка, без звука вытерпевшая процедуру нанесения шрамов, может считаться невестой, — она доказала свою стойкость и способность справиться с ролью матери.