Кто открыл Берингов пролив? Понятное дело, русский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг. Но, как и в случае со многими великими открытиями, история склонна забывать первопроходцев. Казачий атаман Семен Дежнев прошел по всей длине безымянного тогда пролива за 80 лет до путешествия Беринга, имея при себе лишь горстку верных людей и небольшие деревянные суда. Но прославиться сумел не только за это.
Содержание
- 1 АТАМАН И ДИПЛОМАТ
- 2 КРУЧЕ БЕРИНГА
- 3 ЯКУТСКАЯ ЛЮБОВЬ
АТАМАН И ДИПЛОМАТ
Семен Иванович Дежнев родился в 1605 году. Став атаманом, он занимался одной из самых непопулярных профессий в мире – сбором налогов. А точнее, дани, так называемого «ясака», с коренных народов Сибири. Формально многочисленные сибирские племена находились в составе Русского царства, но на практике многие из них не признавали над собой власти царя и отказывались пополнять государственную казну. Потому на сбор дани, в основном состоящей из соболиных, лисьих, куньих, бобровых и иных мехов отправлялись крепко вооруженные отряды, как правило, казачьи. Тех, кто отказывался платить, «усмиряли» силой – по возможности, малой кровью, но случалось по-разному. Брали и заложников, «аманатов», чем принуждали сдавать пушнину даже самых непокорных.
Подобная практика, разумеется, широко способствовала бандитизму и самоуправству, но как ни странно, даже среди лихих казаков находилось множество честных людей, не ставящих выгоду перед долгом. Как раз таким и был Семен Дежнев. Дань он собирал справедливо, как писали о нем – «сам питался корою лиственной, а тамошних людишек не теснил и не обирал». Как и Ермак когда-то, предпочитал умело применять дипломатию вместо бряцанья оружием. В 1640 году, к примеру, Дежнев смог примирить два давно враждующих якутских племени на реках Татта и Амга, а затем отправился собирать дань с воинственного князца племени кангаласов, Сахея. Здесь надо заметить, что Сахей до визита Дежнева не только отказался платить ясак, но и успел убить двух казачьих атаманов, успешно обороняясь в непроходимых лесах от лучших ратников якутского воеводы Петра Головина. И вот, к оскалившемуся на весь белый свет Сахею отправился на поистине самоубийственную миссию Семен Дежнев… О чем потом кратко доложил, мол, взял с князца Сахея, его детей и родных сто сорок соболей. Никого не убив и не погибнув сам. Как? Убедил? Припугнул? О том известно лишь самому Семену да гордому Сахею, но они предпочли оставить это в тайне.
КРУЧЕ БЕРИНГА
Открытие Берингова пролива не было, да и не могло быть воспринято Дежневым и его людьми как деяние настоящего величия. В общем-то, они не знали даже, что то был пролив, а не просто восточный берег родных земель. Изначально, в 1647, а затем в 1648 годах казаки организовали большой поход на восток, к легендарной реке Анадырь (Почыга). Там они ожидали найти множество «неясачных людишек», т.е. племен с еще не собранной данью, серебро и драгоценную моржовую кость. Организацией занимался Федот Попов, приказчик одного из видных московских купцов, он же назначил Дежнева главным за сбор ясака. Причем после неудачного начала в 1647 году у Попова появился конкурент – казак Герасим Анкудинов, желающий сам исследовать лакомые земли. После взаимных обвинений, Дежнев смог найти общий язык с Анкудиновым и два отряда объединились.
В экспедицию шли на особых судах сибирских землепроходцев – кочах, отлично приспособленных для плавания во льдах. Кочи строились из дерева, без применения металла, и укреплялись дополнительной толстой обшивкой, защищающей борта от истирания льдами. Девяносто человек на семи кочах отправились в поход в начале лета, но удача им не благоволила. Два корабля разбились, три пропали без вести, оставшиеся два раскидало жестоким штормом. На одном находился глава экспедиции Попов и казак Анкудинов, на другом – Дежнев. Дежнев выжил с отрядом, в котором осталось лишь двенадцать человек, Попов и его люди погибли в схватке с каряками. Тем не менее, за прошедшие два года дежневские казаки прошли по морю мимо Большого Каменного Носа – скального массива высотой до 800 метров, крайней восточной точки Чукотского полуострова, пережили чудовищную голодную зиму, построили новые корабли, взяли с боем ясак у местных и смогли передать его по суше в казну.
Предполагаемые сказочные богатства реки Анадырь оказались значительно преувеличены. Ее воды, по описанию Дежнева, были наполнены красной рыбой, но по берегам почти не росло ценного леса, преобладали тундра да камень. Местные племена соболей почти не имели и делиться данью желанием не горели. Тем не менее, в 1654 году клад все-таки обнаружился – огромные залежи моржовой кости на старом лежбище. Для Дежнева подобная находка была значительно приятнее, нежели весь предыдущий поход и важнейшие географические открытия. Что не помешало ему тщательно составлять «чертежи», т.е. карты местности Анадыри и ее окрестностей и писать доклады, которые теперь имеют колоссальное историческое значение.
ЯКУТСКАЯ ЛЮБОВЬ
Связана с Семеном Дежневым и одна легенда – как ни странно, насквозь романтическая. Дело в том, что первая жена казака, Абакаяда Сючу, была из якутов. Она родила ему сына Любима, ставшего «первым сахаляром», потомком якутского и русского этносов. Дежневу, Абакаяде и Любиму в Якутске в 2005 году открыли памятник, где все они изображены счастливой любящей семьей. Вокруг личности Абакаяды и ее отношений с Дежневым примерно в то же время разгорелись жаркие споры. Критики утверждали, что девушка вовсе не являлась законной женой казаку и первопроходцу, а попросту была взята силой и брошена на долгие годы, и лишь сына Дежнев затем взял на попечение.
Истину в данной истории сложно отыскать, поскольку документов в те времена в Сибири велось, мягко говоря, немного. Но некоторые все же существовали – а именно челобитная, написанная лично Дежневым, в которой он просил царя взять якутку в законные жены. Но затем поход казака на восток затянулся, и девушка скончалась, не дождавшись мужа. Ее личность пытались определить исследователи, изучавшие предания Сибири. Одна из историй привела к борогонскому якуту Онокою, богачу, имевшему девять сыновей и единственную дочь. В 1641 году в той местности священники крестили жен служилых людей, в том числе Абакаяду, супругу Дежнева. Перед походом Семен Иванович оставил жену у Онокоя, ее отца, рассчитывая вернуться через пару лет… и пропав почти на два десятилетия. Такая вот одиссея по-сибирски, печальная, но все же не лишенная романтики.
Хотя пролив между Азией и Америкой и назвали в честь Беринга, нельзя сказать, что история оставила Дежнева безвестным. Большой Каменный Нос, названный затем мысом Восточным, в 1898 году переименовали в мыс Дежнева. В его же честь названы: остров в море Лаптевых, залив в Баренцевом море, ледник, село и десяток улиц в русских городах. Подвиг казака, сумевшего пройти сквозь неизведанную землю, океан, льды и враждебные племена, чтят не меньше чем три с половиной века назад. Дежнева вели великая отвага, великая мудрость и любовь к родной земле – качества, незаменимые во все времена.