Нужно удалить углерод прямо из атмосферы, чтобы потом его утилизировать или переработать. Новая технология поможет в борьбе с глобальным потеплением, и в неё уже вкладываются нефтяные компании.
Вентилятор помогает ощутить прохладу в жаркий день. Может ли он сдержать глобальное потепление?
Крупные мировые компании, которые занимаются ископаемым топливом, готовы это проверить: Chevron, Occidental Petroleum и австралийский горнодобывающий гигант BHP в этом году инвестировали в Carbon Engineering.
Канадский стартап утверждает, что практически нашёл решение проблемы глобального потепления. Прорыв — в удалении углерода прямо из атмосферы.
В рамках эксперимента в Сквамише, старом лесопромышленном городке примерно в 30 милях к северу от Ванкувера, компания использует огромный вентилятор для захвата большого количества воздуха в аппарат, предназначенный для извлечения углекислого газа. Затем газ может быть захоронен или переработан в полностью сгораемое, хотя и достаточно дорогое, синтетическое топливо.
Вентилятор для захвата воздуха Алана Патерсон для The New York Times
Содержание
- 1 Забота об экологии
- 2 Carbon Engineering
- 3 Как это работает
- 4 Синтетическое топливо
- 5 Чего хотят инвесторы
- 6 Перспективы Carbon Engineering
Забота об экологии
Инвестициями в Carbon Engineering и поддержкой других инициатив по сокращению выбросов углерода занимаются компании, которые работают на ископаемом топливе. Им это необходимо, чтобы оставаться в тренде и с прибылью, несмотря на глобальное потепление.
Электромобили, солнечная энергия и энергия ветра становятся всё более доступными, а это заставляет топ-менеджеров признавать, что продолжать работать по-старому — значит ставить компанию под угрозу разорения.
Уже сейчас компании, работающие на ископаемом топливе, сталкиваются со шквалом судебных исков, контролем от инвесторов и законами, подталкивающими их к инвестициям в экологически чистую энергетику.
Инициативные группы оказывают давление на компании и законодательные органы власти. Они требуют прекращения добычи нефти и газа методом гидравлического разрыва пласта и ведут активную борьбу с трубопроводами, с помощью которых транспортируют сырьё из нефтеносных песков Канады.
Речь идёт о признании факта, что изменение климата создаёт значительные риски для всех секторов экономики. Изменение климата больше не рассматривается как второстепенная проблема. Это риск для бизнеса, который требует реакции.
Фиона Уайлд — вице-президент BHP по вопросам устойчивого развития и изменения климата — о шестимиллионных инвестициях компании в Carbon Engineering
Конечно, крупные энергетические компании продолжают добычу нефти и газа, подталкивая правительства США и других стран открывать всё больше новых территорий для разведки.
Однако некоторые компании уже сигнализируют об изменениях. Так, несколько компаний, в том числе Royal Dutch Shell и BP, принимают меры по сокращению выбросов. Норвежская нефтяная компания Equinor планирует к 2030 году увеличить расходы на экологически чистую энергетику с текущих 5% капиталовложений до 15–20%.
Carbon Engineering
Пилотный проект компании Carbon Engineering — один из нескольких существующих в мире проектов по «прямому захвату углерода». Это всё ещё небольшая инициатива, но она может сыграть немаловажную роль в замедлении изменений климата.
Carbon Engineering — инициатива, которая может сыграть немаловажную роль в решении проблемы глобального потепления Алана Патерсон для The New York Times
Большая часть работ проводится на старом промышленном складе из гофрированного металла, украшенного выцветшими граффити. Когда-то сооружение использовалось компанией, которая производила химикаты для целлюлозной промышленности.
Офис — чистая импровизация с туалетами на улице. Пока углерод не извлекается из атмосферы постоянно: компания всё ещё работает в тестовом режиме.
Шон Макгилп, оператор на заводе Carbon Engineering Алана Патерсон для The New York Times
Chevron и Occidental, занявшие кресла в совете директоров Carbon Engineering, отказались раскрывать размер своих инвестиций. Стартап утверждает, что собрал в общей сложности $68 млн в своём последнем раунде финансирования. Деньги ушли на расширение пилотного проекта и разработку первого коммерческого завода.
Критики от компаний, работающих на ископаемом топливе, говорят, что такие инвестиции слишком скромны, чтобы быть чем-то большим, чем просто PR-ходом.
Для этих ребят это мелочи.
Дэн Беккер — директор кампании Safe Climate, экологической организации в Вашингтоне
Но другие эксперты не согласны.
Это может быть «зелёный камуфляж» (или гринвошинг — маркетинговый ход, используемый сомнительными компаниями для создания имиджа экологически-ориентированной компании с целью увеличения продаж), но что с того? Если деньги тратятся на исследования и разработки способов улавливания углерода из атмосферы — это хорошо.
Дитер Хелм — профессор энергетической политики в университете Оксфорда и автор книги «Выгорание: Эндшпиль ископаемого топлива» (“Burn Out: the Endgame for Fossil Fuels”)
Руководители Carbon Engineering заявили, что они приветствуют инвестиции компаний, работающих на ископаемом топливе, не только за вкладываемые ими средства, но и за инженерную помощь и лоббирование.
Сначала компании хотели лишь показать, какие они «зелёные», а теперь вы видите реальные действия.
Стив Олдхэм — исполнительный директор Carbon Engineering
Как это работает
Carbon Engineering заявила, что на коммерческих заводах будут стоять огромные вентиляторы диаметром в 10 метров, чтобы собирать воздух и пропускать его через сложный химический процесс.
Удаление углекислого газа из воздуха с использованием технологии прямого захвата воздуха
Это одна из нескольких компаний в мире, работающих с подобной технологией. Каждая такая установка могла бы в конечном итоге ежегодно удалять из атмосферы количество углекислого газа, сопоставимое с результатом работы 40 миллионов деревьев.
Диоксид углерода может быть переработан в топливо или захоронен для утилизации. Захоронение безвредно, если углерод не просочится обратно в атмосферу.
Синтетическое топливо
Выделенный углекислый газ также будут смешивать с водородом, извлекаемым из воды, и получать синтетическое топливо. Оно будет переработано в бензин, дизельное или реактивное топливо. Энергия, необходимая для производства водорода, будет поступать от ветровых турбин и солнечных батарей.
Синтетическое топливо будет дороже обычного бензина. По данным Carbon Engineering, себестоимость производства может составить около $4 за галлон (3,7 литра). Это выше, чем средняя розничная цена в США — около $2,70 за галлон. Несмотря на высокую стоимость, предложение будет актуальным для Индии и Японии, которые тратят десятки миллиардов долларов на импорт нефти.
В Carbon Engineering заявляют, что синтетическое топливо может использоваться в стандартных двигателях автомобилей, грузовиков и самолётов и будет меньше загрязнять воздух. При сжигании топлива Carbon Engineering будет выделяться углекислый газ, но это не приведёт к значительному увеличению парниковых газов в атмосфере, так как в процессе будет перерабатываться углерод, уже находившийся в воздухе.
Чего хотят инвесторы
Одним из первых инвесторов в Carbon Engineering стал Билл Гейтс, соучредитель Microsoft, а также Н. Мюррей Эдвардс — исполнительный председатель Canadian Natural Resources, крупного производителя нефтеносных песков, тяжёлой нефти, которая известна большим количеством выбросов углерода.
Нефтяные и газовые компании должны задуматься о своём будущем. Они знают, что когда-нибудь состав энергетического комплекса будет другим. И мотивов для этих инвестиций предостаточно.
Майкл Веббер — профессор энергетики в Техасском университете в Остине
Occidental хочет получать регулярные поставки углекислого газа. Его можно будет использовать для закачки в нефтяные месторождения. Газ повысит давление в скважине, количество добытой нефти увеличится.
Компания уже использует углерод, который был найден в естественных подземных месторождениях, но это не приносит большую пользу для окружающей среды.
Утилизируя углерод из атмосферы, она надеется захоронить столько углерода, сколько выделяет топливо, или даже больше. Дополнительная выгода для компании — налоговые льготы за сокращение выбросов углекислого газа.
Каждая нефтяная компания должна стремиться к нулевому выбросу углерода. Мы думаем, что можем показать отрицательный уровень эмиссии углерода. Решение вопроса изменения климата — поворотный момент для отрасли.
Вики Холлуб — исполнительный директор компании Occidental
Chevron также стремится удовлетворить одну из своих потребностей. Закон штата Калифорния требует, чтобы нефтеперерабатывающие заводы и другие дистрибьюторы постепенно снижали выброс углерода для своего топлива.
Компания, которая базируется в городе Сан-Рамон, в штате Калифорния, имеет два больших нефтеперерабатывающих завода в штате, и они могли бы использовать синтетическое топливо.
Синтетическое топливо из углерода, который был извлечён из атмосферы Алана Патерсон для The New York Times
У нас есть потребность в низкоуглеродном топливе — миру все же необходимо топливо для транспорта, в то время как общественность выступает за сокращение выбросов углерода. И это один из вариантов выхода из этой ситуации.
Барбара Бергер — президент Chevron Technology Ventures
Перспективы Carbon Engineering
Для воплощения амбициозных идей компании Carbon Engineering потребуются значительные инвестиции.
Одна из установок по улавливанию и хранению диоксида углерода будет ежегодно удалять из атмосферы 1 млн тонн углекислого газа — это небольшая доля от более чем 33 миллиардов тонн, которые человечество выбрасывает в год.
Технологический процесс будет стоить примерно $100 за тонну. Это может быть частично компенсировано увеличением добычи нефти, которое может обеспечить углерод. Его также можно использовать для производства цемента и других строительных материалов.
Часть машинного оборудования Carbon Engineering Алана Патерсон для The New York Times
У синтетического топлива могут быть проблемы с выходом на рынок из-за его стоимости.
Дэвид Кит, инженер, прикладной физик из Гарварда, который основал компанию Carbon Engineering и находится в составе правления, утверждает, что синтетическое топливо будет скорее необходимо для грузовиков, кораблей и самолётов, в то время как автомобили и другие более мелкие транспортные средства перейдут в будущем на аккумуляторы.
«Мы не сможем победить добычу нефти в условиях прямой конкуренции без дополнительных регулирований» ,— сказал Кит, имея в виду налоги на выбросы углерода и другие природоохранные нормы.
Однако в случае глобальной климатической чрезвычайной ситуации правительствам, вероятно, придётся вмешаться, чтобы ускорить удаление углерода из атмосферы. Для улавливания и поглощения необходимого количества углерода потребуются триллионы долларов.
Если есть существенная политическая воля для серьёзного сокращения выбросов, тогда я думаю, что в ближайшее десятилетие или два мы увидим распространение этой технологии.
Дэвид Кит — инженер, прикладной физик из Гарварда, который основал компанию Carbon Engineering