До тех пор, пока победа на Олимпийских играх будет рассматриваться общественностью в качестве некоего международного престижа, люди и страны участвующие в них будут делать все возможное для того, чтобы зарабатывать на них золотые медали. В современном мире технологии развиваются очень быстро. Но могут ли эти технологии повлиять на мировую атлетику? Давайте рассмотрим несколько технологий, находящийся в настоящий момент в разработке и потенциально способные изменить мировой спорт в течение ближайших 40 лет.
Содержание
- 1 CRISPR-Cas9 — генная инженерия
- 2 Сенсорные технологии и дополненная реальность
- 3 Протезирование и бионика
- 4 Нейростимуляция, мозг и сингулярность
CRISPR-Cas9 — генная инженерия
Сегодня Олимпийские игры — это чистый спорт. Он не учитывает те или иные генетические особенности, с которыми родился человек. Но разве сам по себе превосходный генетический потенциал не является преимуществом перед другими соперниками? Почему участники игр должны быть ограничены рамками только того потенциала, которым их наделили родители?
В мире генетики в течение последних несколько лет наблюдается серьезный прогресс. Отчасти все благодаря открытию технологии CRISPR-Cas9, которая, если объяснить простыми словами, позволяет на беспрецедентно точном уровне модифицировать (редактировать) ДНК живого организма. Конечно же изначальной целью создания данной технологии было желание получить возможность редактирования цепочек ДНК отвечающих за потенциал развития тех или иных заболеваний. Однако не нужно иметь слишком богатое воображение, чтобы понять, какую выгоду могут получить национальные спортивные программы, как только данная технология будет лучше изучена и адаптирована.
В теории, технология позволяет модифицировать любые ДНК-цепочки и наделить человека теми или иными возможностями еще до момента его зачатия, или же при желании провести генетические изменения в уже сформировавшемся взрослом человеке. Другими словами, в будущем можно будет вырастить 3-метрового баскетболиста, ультрагибкого гимнаста, или сверхвыносливого и сильного тяжелоатлета.
Вполне возможно, что на Олимпийских играх 2056 года спортсменов будут делить на классы согласно их генетическим изменениям (или их генетическому потенциалу, приобретенному или искусственно модифицированному).
Сенсорные технологии и дополненная реальность
Во многих видах спорта обладание информацией может быть важным ключом к успеху. Или по крайней мере важным инструментарием для тренировок. Например, совсем недавно для пловцов была разработана технология, которая обеспечивает их звуковой обратной связью. Идея заключается в том, как пловец воспринимает давление окружающей его воды, то с какой скоростью он двигается и как он двигается. Все вместе это, по крайней мере в теории, позволит улучшить технику спортсмена.
Мониторинг уровней питательных веществ организме, гормонов и других медицинских показателей в свою очередь может помочь атлетам быстро достигнуть своей пиковой производительности. Тренеры должны обладать возможностью не только следить за уровнем выносливости спортсменов, но и иметь доступ к информации о психологическом состоянии человека, что в свою очередь поможет подобрать идеальное время тренировок тех или иных зон организма.
Сейчас наблюдается очень большой интерес к технологии дополненной реальности, которая тоже может внести свою лепту в развитии мирового спорта. И использоваться не только в качестве развлекательной основы, но и в качестве серьезного инструмента подготовок олимпийских атлетов. Представьте себе очки дополненной реальности, которые предсказывают траекторию полета стрелы лучника, с учетом его нынешней стойки, силы натяжения тетивы и различных погодных условий. Или же представьте марафонца, который в режиме реального времени и без участия своего тренера получает всю самую полезную информацию о своих соперниках (их место и расположение). Или же представьте стрелка, который будет точно знать, куда целиться, когда на горизонте появится летящая цель.
Конечно же сейчас использовать подобные технологии в спортивных соревнования никто не разрешит, но так как эти технологии все активнее проникают и приживаются в обычной жизни, то переход к использованию продвинутых сенсоров и дополненной реальности в Олимпийских играх является лишь вопросом времени.
Протезирование и бионика
Настанет время, когда возможности паралимпийцев начнут затмевать способности обычных олимпийцев. Сегодняшние протезы ног, например, уже позволяют им участвовать в смешанных соревнованиях некоторых видов спорта. А некоторые вообще считают, что искусственные конечности уже способны обеспечивать спортсменам преимущество над теми, кто обладает своими собственными конечностями.
Оскар Писториус, бегун на короткие дистанции из ЮАР с ампутацией конечностей обеих ног ниже колен и как оказалось еще и убийца, получил право участвовать на Олимпиаде 2012 года с обычными атлетами. Участие в обычной Олимпиаде лишь подтвердило тот факт, что его углепластиковые беговые протезы Cheetah Flex-Foot не дают ему никаких преимуществ и не делают из него супергероя.
Писториус доказал, что его протезы не дают никакого преимущества, однако усиленные искусственные коленные и голеностопные суставы, которые в настоящий момент находятся в разработке, определенно смогут превзойти натуральные суставы. Помимо этого уже существуют бионические линзы, которые, как заявляют их создатели, позволят человеку видеть в три раза лучше, чем собственные глаза.
Слабые человеческие сердца со временем можно будет заменять на бионические модули, которые будут обеспечивать бесперебойный поток крови без как такового пульсового течения. Только представьте, какие преимущества получит атлет с безустанным механическим сердцем.
Совсем скоро мы сможем без каких-либо зазрений легко представлять высокотехнологичные Олимпийские игры, в которых бионические технологии будут иметь более важное значение, чем сами люди, которые этими технологиями будут оснащены.
На самом деле, будущее уже наступило. В октябре этого года в Швейцарии пройдут первые Олимпийские игры для людей-киборгов — Кибатлон. Соревнующиеся атлеты будут использовать здесь самые передовые технологии протезирования, человекомашинных интерфейсов и даже роботизированных экзоскелетов.
Нейростимуляция, мозг и сингулярность
Уже в этом году некоторые олимпийские спортсмены пытаются получить преимущество за счет использования технологий нейростимуляции. Специальные наушники электрически стимулируют мозг на физическую активность и согласно их разработчикам, повышают силу и направленность мозговых сигналов к мышцам. Утверждается, что технология не только позволяет получить моментальные результаты повышения производительности спортсменов, но и повышает эффективность их мозга изучать новые навыки и адаптироваться к новым условиям.
Конечно же, по сравнению с тем, что спортсмены смогут достигнуть с помощью прямой стимуляции мозга или искусственного приведения мышц в рабочее состояние посредством электрических импульсов, это лишь капля в море. Представьте, какие преимущества может получить мышечная память, наделенная своеобразным автопилотом, способным провести спортсмена через тысячи повторений идеального бегового маршрута или заплывов в бассейне.
Пожалуй еще более впечатляющей вещью, которая может использоваться в спорте будущего является технологическая сингулярность — время, когда мы построим компьютер, который будет умнее самого умного человеческого мозга. Многие технологии, которые будут производиться до этого момента определенно будут удивительными, но так или иначе ограниченными теми рамками, в которых мы сами находимся с рождения. Как однажды кто-то сказал: «Люди смотрят на Вселенную, как собака на телефон. Мы просто не обладаем теми знаниями, которые позволили бы нам полностью ее понять всего за несколько обычных наблюдений. Однако мы неуклонно приближаемся к той точке, когда сможем создавать компьютеры, которые будут обладать большим потенциалом понимания тех или иных вещей, чем мы».
Футуристы спорят на страницах своих книг о возможностях, которые предоставит нам сингулярность, уже далеко не один десяток лет. Однако одна вещь понятна уже сейчас: широта технологических возможностей, которые перед нами откроются, будет просто невообразима. Когда человеческий мозг изобретет машину, которая будет умнее его, эта машина сможет изобрести что-то, что будет умнее уже ее. Этот процесс будет повторяться многократно. И столь же многократно будет повышаться эффективность, до уровня которой человеческому мозгу никогда не удастся добраться.
Рэй Курцвейл, популяризировавший концепт сингулярности в своей книге «Сингулярность уже близка» 2006 года, постарался подробно описать события и причины, по которым эта технологическая революция должна свершиться примерно в 2045 году. Примечательно, что и другие эксперты соглашаются, что сингулярность должна наступить где-то в 2040-х годах.
Но каких перспектив от этого ожидать? Сама суть технологической сингулярности (по крайней мере в нынешнем представлении) заключается в возможности преодолеть те физические рамки и ограничения, в которых мы сейчас заперты. Одна из идей, рассматривающих эту возможность, заключена в так называемом трансгуманизме. Согласно этой идее, мы сможем переносить наше сознание и весь накопленный опыт из хрупких, больных и несовершенных тел в нечто более совершенное. В те формы, которые будут постоянно развиваться вместе с развитием технологий. Мы сможем дополнять свое «я» любой ментальной и физической способностью; получим возможность идеально запоминать события, быстрее бегать, выше прыгать. Или даже общаться напрямую с разумом других людей.