Искусственный интеллект (6 фото + 5 фото) - «Новые технологии» » «Территория Заблуждений»
Меню

Новые технологии

Добавлено: 09-дек-2018, 14:02

Искусственный интеллект (6 фото + 5 фото) - «Новые технологии»





Искусственный интеллект (6 фото + 5 фото) - «Новые технологии»


На Hi-News.ru каждый день выходит большое количество статьей, наполненных словами, в которых может разобраться далеко не каждый. Сегодня технологии развиваются так быстро, что мы не только не успеваем за ними следить, но и путаемся в базовых понятиях. Поэтому мы решили создать новый видеопроект, в котором попытаемся разобраться в сущности самых горячих технологических трендов современности. Сегодня мы поговорим о таком актуальном вопросе, как искусственный интеллект.




Shakey стал первым роботом, который способен самостоятельно принимать решения, исходя из окружающей обстановки. Перед перемещением у него внутри выстраивалась карта местности, но даже в помещениях с минимумом препятствий робот передвигался непозволительно медленно. Перед каждым движением вперед Shakey приходилось обновлять свою карту, а появление в его поле зрения движущегося объекта могло ввести робота в ступор, и вычисления, необходимые для осуществления следующего шага, могли занять более часа.


Наступили семидесятые, и положение отрасли только ухудшилось. Невзирая на многомиллионные денежные вливания, искусственный интеллект так и не продемонстрировал серьезного движения вперед. В Конгрессе США все чаще звучали призывы отказаться от финансирования этого направления, а в 1973 году ведущий британский математик Сэр Джеймс Лайтхилл выступил в парламенте с разгромной речью о положении дел в данной сфере. Он заявил, что в настоящий момент машины по своему интеллекту сопоставимы с шахматистом с любительским уровнем мастерства. С таким развитием даже не приходится говорить о том, что когда-нибудь они смогут выполнять такие простые на первый взгляд задачи, как распознавание лиц. В итоге было принято решение существенно урезать финансирование, и исследования в области искусственного интеллекта перешли в стадию анабиоза.


Переломным моментом, ознаменовавшим выход индустрии из спячки, принято считать появление коммерческих решений, в которых искусственный разум помог компаниям сэкономить деньги и сократить расходы.


Новые коммерческие системы не преследовали тех сверхамбициозных целей, о которых заявляли пионеры искусственного интеллекта. Вместо создания универсального синтезированного разума эти «экспертные системы» были сосредоточены на выполнении куда более узких задач. Это означало, что их было необходимо программировать для решения какой-то одной конкретной проблемы. Первой успешной экспертной системой для бизнеса стала RI, которую взяла на вооружение компания Digital Equipment Corporation в начале восьмидесятых. Эта система, которая помогала составлять заказы на продукцию, позволила компании экономить до 40 миллионов долларов в год.




Родни Брукс


Однако коммерческое использование искусственного интеллекта не выглядит так же романтично, как мечтания об имитации биологии, которые по-прежнему занимали умы исследователей. В 1990 году ученый Родни Брукс опубликовал статью под названием «Слоны не играют в шахматы». Автор был вдохновлен существенными прорывами в нейрологии, в которой начали открываться загадки, связанные с человеческим мышлением и восприятием. Например, для распознавания визуальной информации зрению необходима совместная работа различных «модулей» мозга без какого-либо центрального управления. Главным тезисом статьи Брукса стало заявление, что подход «сверху вниз», при котором компьютер предварительно программируется на следование правилам интеллектуального поведения, является неверным. Это заключение позволило возродить подход «снизу вверх», а вместе с ним и совершенно немодную в те времена проблематику нейронных сетей.


Однако сторонники подхода «сверху вниз» не собирались сдаваться и в 1997 году одержали важную победу. Суперкомпьютер Deep Blue сразился в шахматы с мировым чемпионом Гарри Каспаровым и в конечном итоге вырвал у легендарного гроссмейстера победу.


В теории созданная IBM машина по своим возможностям превосходила Каспарова: хотя бы в том, что за секунду могла просчитать до 200 миллионов возможных ходов. Но в шахматах этого недостаточно: важным аспектом является умение мыслить стратегически. Поединок, который журналисты прозвали «Последним фиаско человеческого мозга», закончился такой красивой победой компьютера, что Каспаров даже предположил, что где-то за кулисами сидел живой человек, который управлял Deep Blue. Некоторые назвали этот момент возрождением интереса к искусственному интеллекту, скептики же сочли это еще одним примером создания машины, которая отлично справится с поставленной задачей, если правильно ее запрограммировать на решение конкретной проблемы с четкими правилами и законами.



Гарри

Каспаров и Deep Blue


Родни Брук, о котором мы говорили выше, не стал ограничиваться только теоретическими размышлениями и занялся непосредственным продвижением своих идей. В 2002 году учрежденная им компания iRobot создала первого коммерчески успешного робота для дома — самоуправляемого робота-пылесоса под названием Roomba.


Уборка комнаты, безусловно, слишком скромный масштаб свершений для технологии, с которой ученые связывают такие большие надежды. Однако Roomba нельзя не назвать серьезным прорывом. Его многослойные системы генерирования поведения были намного проще алгоритмов робота Shakey и больше напоминали роботов, которых создал Грей Уолтер более 50 лет назад. Несмотря на относительно скромную функциональность датчиков и минимальную вычислительную производительность, устройству хватало интеллекта для того, чтобы качественно убирать квартиру. Появление Roomba ознаменовало собой новую эпоху автономных роботов, сосредоточенных на выполнении конкретных задач.




Несмотря на то, что холодная война закончилась, и искусственный интеллект в те годы не оправдал надежд американских военных, в середине двухтысячных они вернулись к этой проблематике, избрав новый подход. Власти начали активно инвестировать в автономных роботов, и в 2005 году мир увидел первый плод этих работ — BigDog от компании Boston Dynamics. Этого устрашающего четвероногого робота, рассчитанного на выполнение задач в условиях среды, в которых невозможна работа традиционных транспортных средств, пока так и не удалось увидеть в действии. Зато компания iRobot сумела внести заметный вклад в развитие этого направления. Их робот-сапер PackBot объединил в себе пользовательское управление и интеллектуальные способности, такие как умение распознавать запах взрывчатки. Более 2000 таких роботов с успехом использовались в ходе вооруженных конфликтов в Ираке и Афганистане.




Кажется, лед тронулся, и прогресс начали ощущать не только в академической среде, но и на массовом рынке. В ноябре 2008 года смартфон iPhone получил функцию, которой мало кто придал больше значение: в поисковом приложении Google появилось распознавание речи.


На первый взгляд тут нет ничего сложного, но в действительности это изобретение стало предвестником гигантского прорыва. Хотя распознавание речи с давних времен является одним из важнейших аспектов искусственного интеллекта, за десятилетия упорной работы точность распознавания так и не удалось поднять выше отметки в 80%. Компания Google выбрала для решения этой задачи принципиально новый подход: тысячи мощных компьютеров, которые работают в параллельных нейросетях, самостоятельно обучаются обнаруживать паттерны и нюансы в гигантских объемах данных, поступающих от миллионов пользователей Google. Поначалу точность распознавания была на весьма посредственной отметке, но теперь, спустя годы обучения и совершенствования, Google утверждает, что технология работает с 92-процентной точностью.


На фоне того, как гигантские вычислительные сети продолжали менять сущность искусственного интеллекта, более простые и узкоспециализированные компьютеры тоже переживали ренессанс.




Например, роботы-гуманоиды, в числе которых модель под названием NAO, могли вытворять такие вещи, о которых Shakey даже мечтать не мог. Воспользовавшись последними достижениями технологий в области нейросетей и машинного обучения, создатели разработали машину, которая поразила воображение многих. Шанхайская выставка World Expo 2010 года наверняка запомнится в первую очередь потрясающим танцем 20 роботов NAO, которые двигались в полной гармонии с музыкой, а их движения были не запрограммированными паттернами, а чистой импровизацией.


Спустя 14 лет после исторического поражения Гарри Каспарова перед искусственным интеллектом возник еще один вызов, который с успехом был принят. В 2011 компьютер Watson от все той же корпорации IBM принял участие в американском телешоу Jeopardy, которое является прообразом программы «Своя игра» на канале НТВ.


Для машины эта задача была куда сложней, чем игра в шахматы. Watson должен был отгадывать загадки и отвечать на вопросы, требующие не только сообразительности, но и эрудиции. Создатели компьютера использовали нейросети и в течение более трех лет обучали машину распознавать паттерны вопросов и ответов. В итоге Watson не оставил шансов своим соперникам — двум лучшим игрокам за всю историю шоу. Этот эпизод произвел большой фурор и был преподнесен СМИ как триумф искусственного интеллекта.



Женя Густман

2014 год был отмечен еще одним любопытным и немного спорным событием для развития искусственного интеллекта: российские и украинские разработчики представили миру Женю Густмана — первого виртуального собеседника, которому удалось пройти тест Тьюринга. 7 июня 2014 года, на конкурсе, посвященном 60-летию со дня смерти британского математика, Густман, который представляется 13-летним мальчиком из Одессы, убедил 33% судей в том, что он человек. Скептики не придали этому событию большого значения, утверждая, что 11 лет разработки виртуального собеседника были сосредоточены не на создании настоящего искусственного разума, а на поиске способов одурачить судей и выиграть в конкурсе.


С 2014 года мы успели стать свидетелями ряда других любопытных разработок, которые показали, насколько далеко продвинулась сфера искусственного интеллекта за последние 70 лет. Многомиллиардные инвестиции Google в самоуправляемые автомобили, голосовой переводчик Skype, работающий в реальном времени, дроны, самостоятельно следящие за людьми — похоже, еще немного, и некогда утопическая идея станет частью нашей обыденности.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

На Hi-News.ru каждый день выходит большое количество статьей, наполненных словами, в которых может разобраться далеко не каждый. Сегодня технологии развиваются так быстро, что мы не только не успеваем за ними следить, но и путаемся в базовых понятиях. Поэтому мы решили создать новый видеопроект, в котором попытаемся разобраться в сущности самых горячих технологических трендов современности. Сегодня мы поговорим о таком актуальном вопросе, как искусственный интеллект. Shakey стал первым роботом, который способен самостоятельно принимать решения, исходя из окружающей обстановки. Перед перемещением у него внутри выстраивалась карта местности, но даже в помещениях с минимумом препятствий робот передвигался непозволительно медленно. Перед каждым движением вперед Shakey приходилось обновлять свою карту, а появление в его поле зрения движущегося объекта могло ввести робота в ступор, и вычисления, необходимые для осуществления следующего шага, могли занять более часа. Наступили семидесятые, и положение отрасли только ухудшилось. Невзирая на многомиллионные денежные вливания, искусственный интеллект так и не продемонстрировал серьезного движения вперед. В Конгрессе США все чаще звучали призывы отказаться от финансирования этого направления, а в 1973 году ведущий британский математик Сэр Джеймс Лайтхилл выступил в парламенте с разгромной речью о положении дел в данной сфере. Он заявил, что в настоящий момент машины по своему интеллекту сопоставимы с шахматистом с любительским уровнем мастерства. С таким развитием даже не приходится говорить о том, что когда-нибудь они смогут выполнять такие простые на первый взгляд задачи, как распознавание лиц. В итоге было принято решение существенно урезать финансирование, и исследования в области искусственного интеллекта перешли в стадию анабиоза. Переломным моментом, ознаменовавшим выход индустрии из спячки, принято считать появление коммерческих решений, в которых искусственный разум помог компаниям сэкономить деньги и сократить расходы. Новые коммерческие системы не преследовали тех сверхамбициозных целей, о которых заявляли пионеры искусственного интеллекта. Вместо создания универсального синтезированного разума эти «экспертные системы» были сосредоточены на выполнении куда более узких задач. Это означало, что их было необходимо программировать для решения какой-то одной конкретной проблемы. Первой успешной экспертной системой для бизнеса стала RI, которую взяла на вооружение компания Digital Equipment Corporation в начале восьмидесятых. Эта система, которая помогала составлять заказы на продукцию, позволила компании экономить до 40 миллионов долларов в год. Родни Брукс Однако коммерческое использование искусственного интеллекта не выглядит так же романтично, как мечтания об имитации биологии, которые по-прежнему занимали умы исследователей. В 1990 году ученый Родни Брукс опубликовал статью под названием «Слоны не играют в шахматы». Автор был вдохновлен существенными прорывами в нейрологии, в которой начали открываться загадки, связанные с человеческим мышлением и восприятием. Например, для распознавания визуальной информации зрению необходима совместная работа различных «модулей» мозга без какого-либо центрального управления. Главным тезисом статьи Брукса стало заявление, что подход «сверху вниз», при котором компьютер предварительно программируется на следование правилам интеллектуального поведения, является неверным. Это заключение позволило возродить подход «снизу вверх», а вместе с ним и совершенно немодную в те времена проблематику нейронных сетей. Однако сторонники подхода «сверху вниз» не собирались сдаваться и в 1997 году одержали важную победу. Суперкомпьютер Deep Blue сразился в шахматы с мировым чемпионом Гарри Каспаровым и в конечном итоге вырвал у легендарного гроссмейстера победу. В теории созданная IBM машина по своим возможностям превосходила Каспарова: хотя бы в том, что за секунду могла просчитать до 200 миллионов возможных ходов. Но в шахматах этого недостаточно: важным аспектом является умение мыслить стратегически. Поединок, который журналисты прозвали «Последним фиаско человеческого мозга», закончился такой красивой победой компьютера, что Каспаров даже предположил, что где-то за кулисами сидел живой человек, который управлял Deep Blue. Некоторые назвали этот момент возрождением интереса к искусственному интеллекту, скептики же сочли это еще одним примером создания машины, которая отлично справится с поставленной задачей, если правильно ее запрограммировать на решение конкретной проблемы с четкими правилами и законами. Гарри Каспаров и Deep Blue Родни Брук, о котором мы говорили выше, не стал ограничиваться только теоретическими размышлениями и занялся непосредственным продвижением своих идей. В 2002 году учрежденная им компания iRobot создала первого коммерчески успешного робота для дома — самоуправляемого робота-пылесоса под названием Roomba. Уборка комнаты, безусловно, слишком скромный масштаб свершений для технологии, с которой ученые связывают такие большие надежды. Однако Roomba нельзя не назвать серьезным прорывом. Его многослойные системы генерирования поведения были намного проще алгоритмов робота Shakey и больше напоминали роботов, которых создал Грей Уолтер более 50 лет назад. Несмотря на относительно скромную функциональность датчиков и минимальную вычислительную производительность, устройству хватало интеллекта для того, чтобы качественно убирать квартиру. Появление Roomba ознаменовало собой новую эпоху автономных роботов, сосредоточенных на выполнении конкретных задач. Несмотря на то, что холодная война закончилась, и искусственный интеллект в те годы не оправдал надежд американских военных, в середине двухтысячных они вернулись к этой проблематике, избрав новый подход. Власти начали активно инвестировать в автономных роботов, и в 2005 году мир увидел первый плод этих работ — BigDog от компании Boston Dynamics. Этого устрашающего четвероногого робота, рассчитанного на выполнение задач в условиях среды, в которых невозможна работа традиционных транспортных средств, пока так и не удалось увидеть в действии. Зато компания iRobot сумела внести заметный вклад в развитие этого направления. Их робот-сапер PackBot объединил в себе пользовательское управление и интеллектуальные способности, такие как умение распознавать запах взрывчатки. Более 2000 таких роботов с успехом использовались в ходе вооруженных конфликтов в Ираке и Афганистане. Кажется, лед тронулся, и прогресс начали ощущать не только в академической среде, но и на массовом рынке. В ноябре 2008 года смартфон iPhone получил функцию, которой мало кто придал больше значение: в поисковом приложении Google появилось распознавание речи. На первый взгляд тут нет ничего сложного, но в действительности это изобретение стало предвестником гигантского прорыва. Хотя распознавание речи с давних времен является одним из важнейших аспектов искусственного интеллекта, за десятилетия упорной работы точность распознавания так и не удалось поднять выше отметки в 80%. Компания Google выбрала для решения этой задачи принципиально новый подход: тысячи мощных компьютеров, которые работают в параллельных нейросетях, самостоятельно обучаются обнаруживать паттерны и нюансы в гигантских объемах данных, поступающих от миллионов пользователей Google. Поначалу точность распознавания была на весьма посредственной отметке, но теперь, спустя годы обучения и совершенствования, Google утверждает, что технология работает с 92-процентной точностью. На фоне того, как гигантские вычислительные сети продолжали менять сущность искусственного интеллекта, более простые и узкоспециализированные компьютеры тоже переживали ренессанс. Например, роботы-гуманоиды, в числе которых модель под названием NAO, могли вытворять такие вещи, о которых Shakey даже мечтать не мог. Воспользовавшись последними достижениями технологий в области нейросетей и машинного обучения, создатели разработали машину, которая поразила воображение многих. Шанхайская выставка World Expo 2010 года наверняка запомнится в первую очередь потрясающим танцем 20 роботов NAO, которые двигались в полной гармонии с музыкой, а их движения были не запрограммированными паттернами, а чистой импровизацией. Спустя 14 лет после исторического поражения Гарри Каспарова перед искусственным интеллектом возник еще один вызов, который с успехом был принят. В 2011 компьютер Watson от все той же корпорации IBM принял участие в американском телешоу Jeopardy, которое является прообразом программы «Своя игра» на канале НТВ. Для машины эта задача была куда сложней, чем игра в шахматы. Watson должен был отгадывать загадки и отвечать на вопросы, требующие не только сообразительности, но и эрудиции. Создатели компьютера использовали нейросети и в течение более трех лет обучали машину распознавать паттерны вопросов и ответов. В итоге Watson не оставил шансов своим соперникам — двум лучшим игрокам за всю историю шоу. Этот эпизод произвел большой фурор и был преподнесен СМИ как триумф искусственного интеллекта. Женя Густман 2014 год был отмечен еще одним любопытным и немного спорным событием для развития искусственного интеллекта: российские и украинские разработчики представили миру Женю Густмана — первого виртуального собеседника, которому удалось пройти тест Тьюринга. 7 июня 2014 года, на конкурсе, посвященном 60-летию со дня смерти британского математика, Густман, который представляется 13-летним мальчиком из Одессы, убедил 33% судей в том, что он человек. Скептики не придали этому событию большого значения, утверждая, что 11 лет разработки виртуального собеседника были сосредоточены не на создании настоящего искусственного разума, а на поиске способов одурачить судей и выиграть в конкурсе. С 2014 года мы успели стать свидетелями ряда других любопытных разработок, которые показали, насколько далеко продвинулась сфера искусственного интеллекта за последние 70 лет. Многомиллиардные инвестиции Google в самоуправляемые автомобили, голосовой переводчик Skype, работающий в реальном времени, дроны,



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости