ИИ впервые обнаружил сверхновую: революция в астрономии - «Процесс познания» » «Территория Заблуждений»

Добавлено: 18-окт-2023, 11:33

ИИ впервые обнаружил сверхновую: революция в астрономии - «Процесс познания»

Изображение галактики, где появилась сверхновая.Legacy Surveys / D. Lang (Perimeter Institute) for Legacy Surveys layers and unWISE / NASA/JPL-Caltech / D. Lang (Perimeter Institute)

Изображение галактики, где появилась сверхновая. Legacy Surveys / D. Lang (Perimeter Institute) for Legacy Surveys layers and unWISE / NASA/JPL-Caltech / D. Lang (Perimeter Institute) Международная группа астрономов, возглавляемая специалистами из Северо-Западного университета, достигла удивительного прорыва в исследованиях космоса. С помощью разработанной ими системы искусственного интеллекта (ИИ) удалось впервые обнаружить сверхновую - явление, которое считалось неподвластным автоматизации. О данном достижении сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Phys.org. Основой обнаружения стал инструмент Bright Transient Survey Bot (BTSbot), который автоматизирует процесс поиска сверхновых. Благодаря исключению человеческой ошибки и ускорению процесса анализа, BTSbot позволяет классифицировать новые объекты-кандидаты. Для достижения таких результатов, ученые обучили нейросеть на огромной выборке из более чем 1,4 миллиона изображений из 16 тысяч источников, включая различные типы сверхновых и временно вспыхивающие звезды. Производительность BTSbot была протестирована на кандидате в сверхновую SN2023tyk, который был обнаружен в начале октября роботизированной обсерваторией Zwicky Transient Facility (ZTF). За считанные дни BTSbot проанализировал записи ZTF в режиме реального времени, обнаружил источник и запросил данные у Паломарской обсерватории. Спектральные данные, полученные роботизированным телескопом SED Machine, были переданы в Калифорнийский технологический институт, где алгоритм машинного обучения SNIascore определил тип сверхновой. Результаты анализа показали, что обнаруженная сверхновая является типом Ia - взрывом белого карлика в двойной звездной системе. Ее красное смещение, указанное в каталоге транзиентов Transient Name Server, составляет 0,05, что означает, что она находится на расстоянии более 660 миллионов световых лет. Этот уникальный прорыв в астрономии открывает совершенно новые возможности для изучения и понимания космических явлений. Использование искусственного интеллекта позволяет более эффективно обнаруживать и классифицировать сверхновые, что сокращает время и силы, затрачиваемые на ручной анализ данных. Это важный шаг вперед в исследованиях вселенной и поможет расширить наши знания о процессах, происходящих в ней. Эксперты с нетерпением ожидают новых открытий, которые будут сделаны с помощью разработанной системы ИИ. Они считают, что это только начало и что в будущем автоматизация и искусственный интеллект станут неотъемлемой частью работы астрономов и помогут сделать еще более захватывающие открытия во Вселенной.