Как нечисть нападает на случайных путников, устроившихся на ночлег (2 фото) - «Мистика» » «Территория Заблуждений»
Меню

Мистика

Добавлено: 03-дек-2018, 00:16

Как нечисть нападает на случайных путников, устроившихся на ночлег (2 фото) - «Мистика»





В русских народных рассказах, именуемых быличками или бывальщиной (то есть о том, что было на самом деле) часто рассказывают про особые места, в которых нечистая сила «живет постоянно».


О таком месте, например, упоминалось у Афанасьева: «Леший по ночам приходит спать в какой-нибудь станок, сторожку. Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь».


Фольклорист Балашов приводит целую серию таких историй.


Василий Кузнецов из деревни Стрельна, к примеру, рассказал фольклористу о своей встрече с нечистью именно в придорожной лесной избушке. По какой-то надобности отправился Кузнецов на санях глубокой зимой в дальнюю поездку по лесам.


На очередную ночевку остановился в пустой приземистой избенке без окон, убогом приюте для путников. Поужинал и только-только прилег на лежанку, как слышит — кто-то подъехал на оленях к избе. Забренчали колокольчики, санки остановились у самых дверей избы, и некто, спрыгнувший с них, поставил хорей (палку, которой погоняют оленей) у стены.


Кузнецов ждал гостя, ждал… Не дождался.


— Не идет. Вышел я из дома: нету оленей, ничего нету. А мои олени стоят, как следует быть, четыре оленя. Поднялся я на бугор, думаю: он оленей отвел за бугор. Никого нету. «А, — говорю, — пугать начал!»


Кузнецов бегом вернулся в избу, закрыл двери, погасил сальник. И вдруг, вспоминает он, сами собой двери открылись.


— Тут-то мне похуже стало! И другие двери открылись, избные. Я спрашиваю: «Кто?!» Никого нет. Я зажег спичку, двери закрыл. Только лег — опять так же обе двери открылись! Другой раз спичку зажег.


В ту же секунду от двери к печке, вроде как крыса, кто-то пробежал, и под печку — в щель запечную — втянулся, всосался, нырнул.


Кстати, одно из народных прозвищ домового — Запечник. Этнограф А. Байбурин, комментируя проделки нечисти в русских деревнях, констатирует:


— Запечник живет за печью.


И снова в лесной же избушке произошла в Читинской области встреча крестьянина Федора Трофимовича с нечистью. Вот его свидетельские показания:


— Шел я с охоты. Запоздал. Зашел в зимовье. Решил ночевать. Лег на нары, винтовку поставил около дверей в углу и еще не успел заснуть, как слышу: с гармошкой едут, наигрывают… Подъехали к зимовью, как будто спешились. И слышно, отворяют дверь.


Гляжу: в просвет двери заходит человек, сантиметров тридцать высотой, за ним другой. У меня мороз по коже пошел. Тихонечко, чтоб их не задеть, с нар соскочил, руку протянул к винтовке, схватил ее — и в дверь! И бегом.


В той же местности, но в другом зимовье случилась не менее зловещая встреча. Охотники Абакум Тонких, его брат Егор и их приятель Дмитрий, то есть на сей раз целая группа свидетелей, устроились в лесной избушке на ночевку.


Слышат, вроде бы человек идет по снегу к зимовью. Подошел и принялся бродить туда-сюда вокруг домика. Охотники выскочили из зимовья, кругом обежали, поругиваясь: «Кто тут? Где тут ходит?» Но никого не обнаружили.


Опять легли. Только легли — в оконное стекло пальцами застукало. Снова на улицу выскочили, кругом обежали — нету никого. Вернулись они в дом. В следующую минуту дверь зимовья сама собой распахнулась так, словно ее наподдали сапогом.


Ну, тут нервы у наших охотников не выдержали. Они похватали свои тулупы с лавок и кинулись от греха подальше от избушки в тайгу. Убежали через речку метров на пятьсот прочь от ней, разложили там костер, да так до утра у костра и просидели.


Еще один пример — из записей Ончукова. Охотник Иван Чудинов остановился на ночлег в пустой придорожной избе. Едва Чудинов заснул, как некая сила сдернула его за ноги с топчана. Мужик крепко выругался. Влез на топчан и только на нем во весь рост растянулся, как его опять схватили за ноги и швырнули на землю.



Так повторялось несколько раз. Чудинов, по его словам, «по-матерился да и не вытерпел» — сбежал в страхе из избы. Пришлось ему коротать ночь под открытым небом.


Как мы видим, нечистая сила во всех случаях добивается своего — люди в ужасе покидают зимовья. Нечисть выживает их с насиженного ею, по всей видимости, места.


А вот более современное сообщение — из Сибири: житель села Бянкино по фамилии Воложанин ехал однажды летом на телеге по лесной дороге.


— Ехал, ехал, уже поздно, до деревни не доехал и решил переночевать. Тут, — поясняет Воложанин, — дорога идет. А я отвернул от нее маленько, коня выпряг. Лег под телегу. Как поддернет из-под меня постель — и выдернул. Я соскочил: никого нету! Опять укрылся, задремал. И снова: раз! Да что такое? Никого же нету! Давай я телегу от дороги откатывать подальше. Оттянул и лег. И до утра проспал спокойно.


Если верить быличкам, нечистая сила иной раз вступает даже в речевой контакт с запоздалым путником, дабы согнать его с облюбованного ею места. Так, например, голос лешего довелось услышать другому старожилу села Бянкино.


Изначальная ситуация тут такая же — как и в «случае Воложанина»: ночь, дорога, припозднившийся путник выпрягает коня, укладывается спать — правда, не под телегу, а на телегу. Но дальше события развиваются несколько иначе. Крестьянин услышал голос, раздавшийся из-под телеги:


— Уйти отсюда! Хоть на двадцать метров отсюда отойди!


Мужчина вспоминает:


— Меня всего затрясло. Соскочил с телеги, схватил ее и под юру скатил. Там лег опять же на телегу и нормально выспался.


Есть ли в быличках какие-то указания на характерные приметы участка дороги, на котором происходит такой контакт с нечистью? Представьте себе, есть. Чаще всего нечистая сила орудует на схождении дорог. Или на росстани (перекрестке).

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

В русских народных рассказах, именуемых быличками или бывальщиной (то есть о том, что было на самом деле) часто рассказывают про особые места, в которых нечистая сила «живет постоянно». О таком месте, например, упоминалось у Афанасьева: «Леший по ночам приходит спать в какой-нибудь станок, сторожку. Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь». Фольклорист Балашов приводит целую серию таких историй. Василий Кузнецов из деревни Стрельна, к примеру, рассказал фольклористу о своей встрече с нечистью именно в придорожной лесной избушке. По какой-то надобности отправился Кузнецов на санях глубокой зимой в дальнюю поездку по лесам. На очередную ночевку остановился в пустой приземистой избенке без окон, убогом приюте для путников. Поужинал и только-только прилег на лежанку, как слышит — кто-то подъехал на оленях к избе. Забренчали колокольчики, санки остановились у самых дверей избы, и некто, спрыгнувший с них, поставил хорей (палку, которой погоняют оленей) у стены. Кузнецов ждал гостя, ждал… Не дождался. — Не идет. Вышел я из дома: нету оленей, ничего нету. А мои олени стоят, как следует быть, четыре оленя. Поднялся я на бугор, думаю: он оленей отвел за бугор. Никого нету. «А, — говорю, — пугать начал!» Кузнецов бегом вернулся в избу, закрыл двери, погасил сальник. И вдруг, вспоминает он, сами собой двери открылись. — Тут-то мне похуже стало! И другие двери открылись, избные. Я спрашиваю: «Кто?!» Никого нет. Я зажег спичку, двери закрыл. Только лег — опять так же обе двери открылись! Другой раз спичку зажег. В ту же секунду от двери к печке, вроде как крыса, кто-то пробежал, и под печку — в щель запечную — втянулся, всосался, нырнул. Кстати, одно из народных прозвищ домового — Запечник. Этнограф А. Байбурин, комментируя проделки нечисти в русских деревнях, констатирует: — Запечник живет за печью. И снова в лесной же избушке произошла в Читинской области встреча крестьянина Федора Трофимовича с нечистью. Вот его свидетельские показания: — Шел я с охоты. Запоздал. Зашел в зимовье. Решил ночевать. Лег на нары, винтовку поставил около дверей в углу и еще не успел заснуть, как слышу: с гармошкой едут, наигрывают… Подъехали к зимовью, как будто спешились. И слышно, отворяют дверь. Гляжу: в просвет двери заходит человек, сантиметров тридцать высотой, за ним другой. У меня мороз по коже пошел. Тихонечко, чтоб их не задеть, с нар соскочил, руку протянул к винтовке, схватил ее — и в дверь! И бегом. В той же местности, но в другом зимовье случилась не менее зловещая встреча. Охотники Абакум Тонких, его брат Егор и их приятель Дмитрий, то есть на сей раз целая группа свидетелей, устроились в лесной избушке на ночевку. Слышат, вроде бы человек идет по снегу к зимовью. Подошел и принялся бродить туда-сюда вокруг домика. Охотники выскочили из зимовья, кругом обежали, поругиваясь: «Кто тут? Где тут ходит?» Но никого не обнаружили. Опять легли. Только легли — в оконное стекло пальцами застукало. Снова на улицу выскочили, кругом обежали — нету никого. Вернулись они в дом. В следующую минуту дверь зимовья сама собой распахнулась так, словно ее наподдали сапогом. Ну, тут нервы у наших охотников не выдержали. Они похватали свои тулупы с лавок и кинулись от греха подальше от избушки в тайгу. Убежали через речку метров на пятьсот прочь от ней, разложили там костер, да так до утра у костра и просидели. Еще один пример — из записей Ончукова. Охотник Иван Чудинов остановился на ночлег в пустой придорожной избе. Едва Чудинов заснул, как некая сила сдернула его за ноги с топчана. Мужик крепко выругался. Влез на топчан и только на нем во весь рост растянулся, как его опять схватили за ноги и швырнули на землю. Так повторялось несколько раз. Чудинов, по его словам, «по-матерился да и не вытерпел» — сбежал в страхе из избы. Пришлось ему коротать ночь под открытым небом. Как мы видим, нечистая сила во всех случаях добивается своего — люди в ужасе покидают зимовья. Нечисть выживает их с насиженного ею, по всей видимости, места. А вот более современное сообщение — из Сибири: житель села Бянкино по фамилии Воложанин ехал однажды летом на телеге по лесной дороге. — Ехал, ехал, уже поздно, до деревни не доехал и решил переночевать. Тут, — поясняет Воложанин, — дорога идет. А я отвернул от нее маленько, коня выпряг. Лег под телегу. Как поддернет из-под меня постель — и выдернул. Я соскочил: никого нету! Опять укрылся, задремал. И снова: раз! Да что такое? Никого же нету! Давай я телегу от дороги откатывать подальше. Оттянул и лег. И до утра проспал спокойно. Если верить быличкам, нечистая сила иной раз вступает даже в речевой контакт с запоздалым путником, дабы согнать его с облюбованного ею места. Так, например, голос лешего довелось услышать другому старожилу села Бянкино. Изначальная ситуация тут такая же — как и в «случае Воложанина»: ночь, дорога, припозднившийся путник выпрягает коня, укладывается спать — правда, не под телегу, а на телегу. Но дальше события развиваются несколько иначе. Крестьянин услышал голос, раздавшийся из-под телеги: — Уйти отсюда! Хоть на двадцать метров отсюда отойди! Мужчина вспоминает: — Меня всего затрясло. Соскочил с телеги, схватил ее и под юру скатил. Там лег опять же на телегу и нормально выспался. Есть ли в быличках какие-то указания на характерные приметы участка дороги, на котором происходит такой контакт с нечистью? Представьте себе, есть. Чаще всего нечистая сила орудует на схождении дорог. Или на росстани (перекрестке).



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости