Как нечисть нападает на случайных путников, устроившихся на ночлег (2 фото) - «Мистика» » «Территория Заблуждений»
Меню

Мистика

Добавлено: 03-дек-2018, 00:16

Как нечисть нападает на случайных путников, устроившихся на ночлег (2 фото) - «Мистика»





В русских народных рассказах, именуемых быличками или бывальщиной (то есть о том, что было на самом деле) часто рассказывают про особые места, в которых нечистая сила «живет постоянно».


О таком месте, например, упоминалось у Афанасьева: «Леший по ночам приходит спать в какой-нибудь станок, сторожку. Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь».


Фольклорист Балашов приводит целую серию таких историй.


Василий Кузнецов из деревни Стрельна, к примеру, рассказал фольклористу о своей встрече с нечистью именно в придорожной лесной избушке. По какой-то надобности отправился Кузнецов на санях глубокой зимой в дальнюю поездку по лесам.


На очередную ночевку остановился в пустой приземистой избенке без окон, убогом приюте для путников. Поужинал и только-только прилег на лежанку, как слышит — кто-то подъехал на оленях к избе. Забренчали колокольчики, санки остановились у самых дверей избы, и некто, спрыгнувший с них, поставил хорей (палку, которой погоняют оленей) у стены.


Кузнецов ждал гостя, ждал… Не дождался.


— Не идет. Вышел я из дома: нету оленей, ничего нету. А мои олени стоят, как следует быть, четыре оленя. Поднялся я на бугор, думаю: он оленей отвел за бугор. Никого нету. «А, — говорю, — пугать начал!»


Кузнецов бегом вернулся в избу, закрыл двери, погасил сальник. И вдруг, вспоминает он, сами собой двери открылись.


— Тут-то мне похуже стало! И другие двери открылись, избные. Я спрашиваю: «Кто?!» Никого нет. Я зажег спичку, двери закрыл. Только лег — опять так же обе двери открылись! Другой раз спичку зажег.


В ту же секунду от двери к печке, вроде как крыса, кто-то пробежал, и под печку — в щель запечную — втянулся, всосался, нырнул.


Кстати, одно из народных прозвищ домового — Запечник. Этнограф А. Байбурин, комментируя проделки нечисти в русских деревнях, констатирует:


— Запечник живет за печью.


И снова в лесной же избушке произошла в Читинской области встреча крестьянина Федора Трофимовича с нечистью. Вот его свидетельские показания:


— Шел я с охоты. Запоздал. Зашел в зимовье. Решил ночевать. Лег на нары, винтовку поставил около дверей в углу и еще не успел заснуть, как слышу: с гармошкой едут, наигрывают… Подъехали к зимовью, как будто спешились. И слышно, отворяют дверь.


Гляжу: в просвет двери заходит человек, сантиметров тридцать высотой, за ним другой. У меня мороз по коже пошел. Тихонечко, чтоб их не задеть, с нар соскочил, руку протянул к винтовке, схватил ее — и в дверь! И бегом.


В той же местности, но в другом зимовье случилась не менее зловещая встреча. Охотники Абакум Тонких, его брат Егор и их приятель Дмитрий, то есть на сей раз целая группа свидетелей, устроились в лесной избушке на ночевку.


Слышат, вроде бы человек идет по снегу к зимовью. Подошел и принялся бродить туда-сюда вокруг домика. Охотники выскочили из зимовья, кругом обежали, поругиваясь: «Кто тут? Где тут ходит?» Но никого не обнаружили.


Опять легли. Только легли — в оконное стекло пальцами застукало. Снова на улицу выскочили, кругом обежали — нету никого. Вернулись они в дом. В следующую минуту дверь зимовья сама собой распахнулась так, словно ее наподдали сапогом.


Ну, тут нервы у наших охотников не выдержали. Они похватали свои тулупы с лавок и кинулись от греха подальше от избушки в тайгу. Убежали через речку метров на пятьсот прочь от ней, разложили там костер, да так до утра у костра и просидели.


Еще один пример — из записей Ончукова. Охотник Иван Чудинов остановился на ночлег в пустой придорожной избе. Едва Чудинов заснул, как некая сила сдернула его за ноги с топчана. Мужик крепко выругался. Влез на топчан и только на нем во весь рост растянулся, как его опять схватили за ноги и швырнули на землю.



Так повторялось несколько раз. Чудинов, по его словам, «по-матерился да и не вытерпел» — сбежал в страхе из избы. Пришлось ему коротать ночь под открытым небом.


Как мы видим, нечистая сила во всех случаях добивается своего — люди в ужасе покидают зимовья. Нечисть выживает их с насиженного ею, по всей видимости, места.


А вот более современное сообщение — из Сибири: житель села Бянкино по фамилии Воложанин ехал однажды летом на телеге по лесной дороге.


— Ехал, ехал, уже поздно, до деревни не доехал и решил переночевать. Тут, — поясняет Воложанин, — дорога идет. А я отвернул от нее маленько, коня выпряг. Лег под телегу. Как поддернет из-под меня постель — и выдернул. Я соскочил: никого нету! Опять укрылся, задремал. И снова: раз! Да что такое? Никого же нету! Давай я телегу от дороги откатывать подальше. Оттянул и лег. И до утра проспал спокойно.


Если верить быличкам, нечистая сила иной раз вступает даже в речевой контакт с запоздалым путником, дабы согнать его с облюбованного ею места. Так, например, голос лешего довелось услышать другому старожилу села Бянкино.


Изначальная ситуация тут такая же — как и в «случае Воложанина»: ночь, дорога, припозднившийся путник выпрягает коня, укладывается спать — правда, не под телегу, а на телегу. Но дальше события развиваются несколько иначе. Крестьянин услышал голос, раздавшийся из-под телеги:


— Уйти отсюда! Хоть на двадцать метров отсюда отойди!


Мужчина вспоминает:


— Меня всего затрясло. Соскочил с телеги, схватил ее и под юру скатил. Там лег опять же на телегу и нормально выспался.


Есть ли в быличках какие-то указания на характерные приметы участка дороги, на котором происходит такой контакт с нечистью? Представьте себе, есть. Чаще всего нечистая сила орудует на схождении дорог. Или на росстани (перекрестке).


В русских народных рассказах, именуемых быличками или бывальщиной (то есть о том, что было на самом деле) часто рассказывают про особые места, в которых нечистая сила «живет постоянно». О таком месте, например, упоминалось у Афанасьева: «Леший по ночам приходит спать в какой-нибудь станок, сторожку. Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь». Фольклорист Балашов приводит целую серию таких историй. Василий Кузнецов из деревни Стрельна, к примеру, рассказал фольклористу о своей встрече с нечистью именно в придорожной лесной избушке. По какой-то надобности отправился Кузнецов на санях глубокой зимой в дальнюю поездку по лесам. На очередную ночевку остановился в пустой приземистой избенке без окон, убогом приюте для путников. Поужинал и только-только прилег на лежанку, как слышит — кто-то подъехал на оленях к избе. Забренчали колокольчики, санки остановились у самых дверей избы, и некто, спрыгнувший с них, поставил хорей (палку, которой погоняют оленей) у стены. Кузнецов ждал гостя, ждал… Не дождался. — Не идет. Вышел я из дома: нету оленей, ничего нету. А мои олени стоят, как следует быть, четыре оленя. Поднялся я на бугор, думаю: он оленей отвел за бугор. Никого нету. «А, — говорю, — пугать начал!» Кузнецов бегом вернулся в избу, закрыл двери, погасил сальник. И вдруг, вспоминает он, сами собой двери открылись. — Тут-то мне похуже стало! И другие двери открылись, избные. Я спрашиваю: «Кто?!» Никого нет. Я зажег спичку, двери закрыл. Только лег — опять так же обе двери открылись! Другой раз спичку зажег. В ту же секунду от двери к печке, вроде как крыса, кто-то пробежал, и под печку — в щель запечную — втянулся, всосался, нырнул. Кстати, одно из народных прозвищ домового — Запечник. Этнограф А. Байбурин, комментируя проделки нечисти в русских деревнях, констатирует: — Запечник живет за печью. И снова в лесной же избушке произошла в Читинской области встреча крестьянина Федора Трофимовича с нечистью. Вот его свидетельские показания: — Шел я с охоты. Запоздал. Зашел в зимовье. Решил ночевать. Лег на нары, винтовку поставил около дверей в углу и еще не успел заснуть, как слышу: с гармошкой едут, наигрывают… Подъехали к зимовью, как будто спешились. И слышно, отворяют дверь. Гляжу: в просвет двери заходит человек, сантиметров тридцать высотой, за ним другой. У меня мороз по коже пошел. Тихонечко, чтоб их не задеть, с нар соскочил, руку протянул к винтовке, схватил ее — и в дверь! И бегом. В той же местности, но в другом зимовье случилась не менее зловещая встреча. Охотники Абакум Тонких, его брат Егор и их приятель Дмитрий, то есть на сей раз целая группа свидетелей, устроились в лесной избушке на ночевку. Слышат, вроде бы человек идет по снегу к зимовью. Подошел и принялся бродить туда-сюда вокруг домика. Охотники выскочили из зимовья, кругом обежали, поругиваясь: «Кто тут? Где тут ходит?» Но никого не обнаружили. Опять легли. Только легли — в оконное стекло пальцами застукало. Снова на улицу выскочили, кругом обежали — нету никого. Вернулись они в дом. В следующую минуту дверь зимовья сама собой распахнулась так, словно ее наподдали сапогом. Ну, тут нервы у наших охотников не выдержали. Они похватали свои тулупы с лавок и кинулись от греха подальше от избушки в тайгу. Убежали через речку метров на пятьсот прочь от ней, разложили там костер, да так до утра у костра и просидели. Еще один пример — из записей Ончукова. Охотник Иван Чудинов остановился на ночлег в пустой придорожной избе. Едва Чудинов заснул, как некая сила сдернула его за ноги с топчана. Мужик крепко выругался. Влез на топчан и только на нем во весь рост растянулся, как его опять схватили за ноги и швырнули на землю. Так повторялось несколько раз. Чудинов, по его словам, «по-матерился да и не вытерпел» — сбежал в страхе из избы. Пришлось ему коротать ночь под открытым небом. Как мы видим, нечистая сила во всех случаях добивается своего — люди в ужасе покидают зимовья. Нечисть выживает их с насиженного ею, по всей видимости, места. А вот более современное сообщение — из Сибири: житель села Бянкино по фамилии Воложанин ехал однажды летом на телеге по лесной дороге. — Ехал, ехал, уже поздно, до деревни не доехал и решил переночевать. Тут, — поясняет Воложанин, — дорога идет. А я отвернул от нее маленько, коня выпряг. Лег под телегу. Как поддернет из-под меня постель — и выдернул. Я соскочил: никого нету! Опять укрылся, задремал. И снова: раз! Да что такое? Никого же нету! Давай я телегу от дороги откатывать подальше. Оттянул и лег. И до утра проспал спокойно. Если верить быличкам, нечистая сила иной раз вступает даже в речевой контакт с запоздалым путником, дабы согнать его с облюбованного ею места. Так, например, голос лешего довелось услышать другому старожилу села Бянкино. Изначальная ситуация тут такая же — как и в «случае Воложанина»: ночь, дорога, припозднившийся путник выпрягает коня, укладывается спать — правда, не под телегу, а на телегу. Но дальше события развиваются несколько иначе. Крестьянин услышал голос, раздавшийся из-под телеги: — Уйти отсюда! Хоть на двадцать метров отсюда отойди! Мужчина вспоминает: — Меня всего затрясло. Соскочил с телеги, схватил ее и под юру скатил. Там лег опять же на телегу и нормально выспался. Есть ли в быличках какие-то указания на характерные приметы участка дороги, на котором происходит такой контакт с нечистью? Представьте себе, есть. Чаще всего нечистая сила орудует на схождении дорог. Или на росстани (перекрестке).



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика