Была в старину одна неделя, начиная с праздника Троицы, которую наши предки называли Троицкая, Русальная или Зеленая. По поверью, именно в эту неделю появлялись «с того света» умершие «неправильной» смертью или, как их еще называли, «заложные» покойники.
«Берегись, встретишь русалку!» — так говорили старые люди. В наше время мы довольно скептически относимся к этим суевериям, но вдруг наши прародители знали больше, чем мы думаем?
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «У Лукоморья дуб зеленый» не сам придумал образ русалки, которая сидит на дубе. В народе верили, что на Русальной неделе они приходят в лес, сидят на деревьях, водят хороводы на полях. Согласно древним легендам, деревья связывают потусторонний мир и наш, поэтому русалки так любят растительность. Беда, если молодой человек присядет покачаться с потусторонней красавицей на дереве – его ждет верная погибель. Любой человек, кого убила русалка – сам становился русалкой.
У восточных славян считалось, что самоубийцы, некрещеные, те кого прокляли родители, кто водил дружбу с нечистой силой — умирали «неправильной» смертью. Их души не попадали на «тот» свет, а оставались между двумя мирами и были очень опасны для живых. Такие «неправильные» покойники и становились русалками, упырями и всяческой нечистью.
Существовало много поверий и примет, как уберечься от неминуемой смерти и спастись от русалки. Предки советовали носить с собой оберег: полынь, чеснок, крапиву, булавки и иглы. А еще от русалки можно было откупиться, если вручить ей ткань или готовую одежду. За это она даже могла наградить: сверхъестественной способностью или волшебным предметом.
Молодые девушки особенно боялись встречи с «заложными». Опасным считалось: ходить в одиночку в лес, полоскать белье в реке, одному работать в поле. Русалки могли заманивать людей в водоёмы, топить, душить, щекотать до смерти. Детей также предостерегали, не разрешали ходить одним. Русалки могли заманить их ягодами и орехами в лес, а потом безжалостно убить.
Но «нечисть» можно было как-то задобрить, обезопасить себя и свой дом. Люди оставляли на ночь еду для русалок, а на дворе вывешивали какую-нибудь одежду. Всю Троицкую неделю люди старались как могли, чтобы ненароком не обидеть нежеланных гостей, нельзя было: мести пол, стирать, ткать и шить. Считалось, что если случайно пришить русалку, тогда жди беды, она весь год будет вредить в доме.
Наши предки верили, что русалки всё-таки могут и принести пользу. Водные жительницы могли делиться, если конечно не рассердятся, влагой с землей, даря ей жизнь и плодородие. Поэтому крестьяне очень верили, что русалки помогут им с хорошим урожаем. Но главное было вовремя успеть вернуть их туда, откуда они пришли. Весь народ участвовал в похоронной процессии, прогоняли на совесть: с песнями и плачем, с играми и причитаниями. Роль русалки играла самая смелая девушка, её наряжали в белое платье и венок из цветов.
Восточнославянский образ русалки: белая (цвет траура в древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые волосы и цветочный венок на голове. Хвоста, как у рыбы, у них нет – эта деталь относится к описанию русалок в западноевропейских легендах.
Образ их дополняют: красотой, бледным лицом, холодными руками, закрытыми, как у трупа, глазами и почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорят, что они ростом с дерево.
Менее распространенный образ русалки явно указывает на её отношение к нечистой силе: отвратительная, заросшая грубой шерстью, горбатая, с длинными когтями. Место их жительства — на дне водоёмов, но на всякий случай детям говорили не подходить и к колодцам.
Русалок в народе называли по разному: «купалки», «мавки», «навки» (от слова «навь» — покойник), «водяница». Происхождение самого слова «русалка» — довольно спорный вопрос. Наиболее распространенное мнение: это название произошло от античного праздника – rosalia, который был посвящен душам умерших.