Данный артефакт является одним из претендентов называться Копьём Судьбы. Достоверно известно, что копьё использовалось при коронации императора Генриха II. В иллюстрированной рукописи сохранилась миниатюра, изображающая этот торжественный момент. В левой руке император держит державу, в правой — это самое копьё.
Копьё считается талисманом, приносящим удачу своему владельцу. По легенде именно этим копьём римский центурион Гай Кассий Лонгин, ударил распятого Иисуса Христа между рёбрами, проткнув плевру, лёгкое и сердце, не повредив костей. Оружие перешло к отцу Гая от деда, служившему в армии Германика, а затем к Гаю. По преданию Гай Кассий командовал римским отрядом, патрулировавшим Голгофу, и нанёс Иисусу копьём удар в подреберье. Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа в чашу Грааля, снял его тело с креста, покрыл плащаницей и положил в гроб. Во время казни Иисуса Гай Кассий уверовал в него как в сына Божьего, став христианином, а впоследствии был канонизирован как святой под именем Лонгин. Затем копьё обрело свой священный статус и стало одной из важнейших реликвий христианского мира.
Предмет сей представляет собой железный наконечник для древнего копья, крепившееся на деревянном древке. Длина наконечника — 51 см, ширина — 8 см. Стальной наконечник состоит из двух частей, скреплённых серебряной проволокой, стянутых золотой накладкой. В лезвие наконечника вставлен кованый гвоздь, который является одним из Орудий Страстей. Надпись на золотой накладке: «Копьё и Гвоздь Господни».
В «Энциклопедии оружия» историка Вендалена Бехайма венское копьё упоминается как типичное копьё с двумя крыльцами у основания. Бехайм датирует его примерно 9-м веком н.э. и отмечает как артефакт, интересный с точки зрения истории оружия как один из старейших образцов копий начала первого тысячелетия.
Особенно важен сохранившийся наконечник, который, если и не такой древний, как утверждает легенда, то признан старейшим образцом оружия. Это так называемое копьё Святого Маврикия в сокровищнице австрийского императорского дворца в Вене. Если отбросить ореол святости, которым окутали верующие эту реликвию, то перед нами предстанет обыкновенное копьё с двумя крыльцами у нижнего конца и короткой втулкой. Оно ничем не напоминает форму римского копья: среди обычных находок, относящихся к античности, нет ничего похожего. Зато в деталях этого наконечника легко узнается предок всех средневековых копий с крыльцами вплоть до 15-го века.
В октябре 1907 Адольф Гитлер приехал в Вену поступать в академию изящных искусств, но провалил экзамены. Там Гитлер снял квартиру вместе с другом, жили они крайне бедно. Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году. Он писал эскизы фасада музея Хофбург и зашёл туда погреться. Адольф оказался в зале сокровищ Габсбургов.
Увидев копьё, Гитлер впал в транс, только замечание смотрителя заставило его очнуться. Ночью Гитлер не мог заснуть, а утром снова пошёл во дворец. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В тот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё стало для него священным символом, носителем магического откровения. Под влиянием легенды о копьё Гитлер от депрессии перешёл в маниакальное состояние.
15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбург в сопровождении Гиммлера и предъявил права на копьё Лонгина. Во дворце Гитлера встретил руководитель Верховного суда Вальтер Бух и руководитель австрийских СС Эрнст Кальтенбруннер. Гитлер вместе с Гиммлером вошёл в зал, где находилось копьё Судьбы. Он отдал распоряжение: «Копьё должно покоиться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров».
Перед дворцом организовали митинг. Гитлер произнёс с балкона речь: «Я объявляю немецкому народу, что выполнил самую важную миссию в моей жизни. Как фюрер германской нации и рейхсканцлер я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх».
А уже в октябре 1938 года из Вены в Нюрнберг бронепоездом доставили копьё Судьбы и другие императорские регалии. Это событие сделали праздником, на вокзале собралась толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Войска образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Святой Екатерины, по которой бронетранспортёры везли императорские сокровища. Кроме копья в инвентарном списке значились: зуб Иоанна Крестителя, лоскут скатерти со стола Тайной Вечери, кошель Святого Эльма, библия первого Римского Папы, камень из стены Иерусалимского храма.
Копьё доставили в зал мейстерзингеров, где собрали специальное хранилище с сигнализацией. Бургомистра Нюрнберга Вилли Либеля назначили хранителем священного копья. Когда Гитлер посещал Нюрнберг, он заходил в церковь Святой Екатерины и созерцал копьё Судьбы.
В самом конце войны о копьё доложили американскому генералу Джорджу Паттону. Чтобы захватить копьё он создал спецотряд, который отправился в Нюрнберг. Там американцы с боем пробились к музею, где копья не обнаружили. Лишь через несколько дней копьё нашли в подземном бункере. Паттон страстно желал забрать эту реликвию в Штаты, хотя его отговаривали от такого опрометчивого шага. Генерал решил, что копьё должно отправиться с ним в США. Но…
Генерал Паттон увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах большим знатоком. Генерал разыскал среди трофеев копьё и передал его президенту США Трумэну. Владея им, Трумен отдавал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Спустя несколько месяцев, 4 января 1946 года, согласно приказу Дуайта Эйзенхауэра, генерал Кларк в торжественной обстановке вернул копьё бургомистру освобождённой Вены.
А 9 декабря 1945 года, за день до возвращения в США, Паттон попал в автокатастрофу. Он и его начальник штаба ехали охотиться на фазанов в Маннгейм. Генерал Паттон скончался в госпитале. Так копьё отомстило своему новому владельцу.
Уже в 1946 году американцы официально передали наконечник копья в Венский Национальный банк истинным владельцам.
Экспертиза, проведённая британским экспертом Робертом Фезером в январе 2003 года, включавшая рентгеноспектральный и флуоресцентный анализ, показала, что наконечник копья изготовлен в 7-м веке н.э. Доктор Фезер подтвердил, что копьё никак не могло быть создано во времена Иисуса Христа. Издавна принято считать, что железный штырь это и есть гвоздь для распятия. Он не только плотно сидит в лезвии и инкрустирован крошечными медными крестиками, но и соответствует по длине и форме тем гвоздям, которые использовались римлянами в веке. И пусть мы не можем точно датировать железные фрагменты вокруг него… Возможно, всё это домыслы, но мы не можем взять и просто отбросить их.
Та же экспертиза доктора Фезера установила, что серебряная проволока, которой скреплен сломанный наконечник копья, изготовлена ещё ранее 600 года нашей эры, серебряная накладка изготовлена в 11-м веке, а золотая вообще в 14-м веке.
Но даже такие доказательства и факты не сделали копьё Судьбы менее значимым символом и артефактом.
Игорь Наумов