Как утверждают исследователи старины, у каждой старинной церкви и монастыря на Руси есть свои тайны. Подчас кровавые и пока до конца не разгаданные. В один из августовских вечеров настоятель монастыря Варсонофий, вошедший в молельный зал зажечь лампаду, случайно взглянул на лики святых и издал вопль ужаса. Со стены на него смотрели… лица убитых чекистов.
На крик настоятеля прибежал один из находящихся поблизости монахов. Истово крестясь и бормоча молитву, Варсонофий указал ему на церковную стену. Но на ней… вновь были только лики святых.
Следующей ночью иеромонах Азарий возвращался из соседней деревни. Возле самых монастырских ворот, как раз на том месте, где расстреливали чекистов, Азарий вдруг увидел движущуюся ему навстречу фигуру. Каково же было состояние иеромонаха, когда он узнал в приблизившемся человеке… убитого чекиста по фамилии Лавринович! С криком «Изыди, Сатана!» Азарий направил на призрак распятие и тот тут же исчез…
«Несколькими днями позже иеромонах Макарий проснулся среди ночи с каким-то странным ощущением. Ему почудилось, будто рядом с ним кто-то находится. И действительно, в темноте чернел чей-то силуэт, а в следующую секунду монах услышал глуховатый голос, произнесший: «Молись, контра! Вне всякого сомнения, голос принадлежал еще одному убитому чекисту — Несмелову. Потом раздался щелчок взводимого курка. Но, как только Макарий громко произнес молитву, видение пропало.»
Дальнейшая жизнь обитателей монастыря превратилась в сплошную череду кошмаров. С наступлением ночи «голоса» и «фигуры» казненных ими чекистов стали появляться то в одной, то в другой части обители.
Загадка подземных келий
Согласно древним преданиям, на острове, где расположен Валаамский монастырь, в незапамятные времена находились языческие мольбища. И местные жители рассказывают, что, когда наступает полночь, откуда-то из недр земли здесь раздается глухой звон. По поверьям, это якобы языческие боги считают золотые монеты, будто бы зарытые здесь варягами еще в далеком Х веке.
В 1577 году вторгшиеся на нашу землю шведы полностью разрушили Валаамский монастырь и казнили 35 монахов. Их тела оккупанты хотели сжечь, но не успели. Ночью трупы самым невероятным образом исчезли, словно испарились, и как святые отцы, после ухода шведов, ни искали своих собратьев, так и не нашли.
Еще одна валаамская легенда связана с временами Ивана Грозного. Будто бы в годы его правления в монастырь привезли множество сундуков с книгами. По слухам, это была знаменитая царская библиотека, которая не найдена до сих пор.
Хватает неразгаданных до сего дня тайн и у скита, который основал в XIX веке вблизи Сергиева Посада старец Варнава. Прямо в земле фанатичные иноки вырыли 14 келий и подземную церковь, где и молились весь день, выходя на поверхность лишь ночью. Так и жили годами и десятилетиями, там же, под землей их и хоронили. Местные жители боялись обитателей скита и рассказывали, что по ночам возле подземной монашеской обители бродит страшный Черный монах гигантского роста.
К концу XIX века подземные иноки либо все вымерли, либо куда-то ушли, а вместо них объявился в окрестностях таинственный человек, исцелявший любые болезни. Лечил он людей, оставляя их на несколько часов в бывших подземных владениях монахов, обладавших, вероятно, сильной энергетикой. Некоторым страждущим, которые были уже при смерти, лекарь давал воду из подземного целебного источника.
Естественно, поначалу в округе было немало людей, которые самовольно отправлялись в пещеры! Кто просто из любопытства, а кто и набрать про запас чудодейственной воды. Однако мало кто возвращался обратно, пропадали они под землей навсегда. Был, правда, случай, когда одному мужику удалось выбраться на поверхность. Родственникам он потом рассказывал, что, найдя источник, уже хотел зачерпнуть из него воды, но тут вдруг ощутил, как кто-то невидимый крепко ухватил его за локоть и сжал так, что сломал руку. И лишь через пять суток после этого мужик смог выбраться наружу…
Практически похожие истории рассказывают о знаменитых Антониевых пещерах, расположенных близ Чернигова. Очевидцы настолько правдоподобно описывают обитающее здесь привидение монаха, что даже скептики поневоле начинают верить в него. Тем более что рассказывают о встречах люди абсолютно здравомыслящие и не страдающие галлюцинациями. К примеру, заведующий отделом истории пещер Национально-архитектурного заповедника «Чернигов стародавний» Владимир Руденок.
Руденок уже более пятнадцати лет занимает эту должность и об Антониевых пещерах знает практически все. В интервью одной из черниговских газет он поведал, что призраков в пещерах видел дважды.
Первый раз это был образ человека в темной одежде. Во второй раз Руденок увидел в пещерах фигуру человека, которая появилась абсолютно внезапно и так же внезапно исчезла. Как будто что-то вспыхнуло и поднялось клубом дыма вверх.
Владимир Руденок уверяет, что привидений не боится. Он считает, что они являются «влиянием мощной энергии, которая действительно присутствует в пещерах, на кору человеческого мозга».
Однако другие посетители подземелий, которым «посчастливилось» повстречать призрака, утверждают, что видели монаха в темной сутане, который бродил витиеватыми ходами пещер.
Антониевы пещеры были построены еще в XI столетии. Начал строительство известный церковный деятель Киевской Руси Антоний Печерский. В пещерах несколько столетий обитали монахи-отшельники. Они почти совсем не выходили на улицу, проводя все время в молитвах в своих подземных кельях. Сюда им приносили еду. Здесь же их и хоронили. Сейчас в небольших нишах, высеченных в стенах, можно увидеть кости этих отшельников.
Температура воздуха в пещерах отличается завидной стабильностью – плюс 5 по Цельсию и летом, и зимой. После осадков наверху сырость довольно быстро проникает внутрь. Но сотрудники пещер уверяют, что монахи никогда не болели. Даже туберкулезом. Говорят, что отшельников спасали постоянные молитвы.
Многие посетившие пещеры утверждают, что чудодейственная лечебная сила присутствует там и по сей день. Рассказывают, например, что после посещения подземелий у людей переставали болеть зубы. Бывали случаи, когда пещеры «лечили» и от более серьезных заболеваний. По мнению одних, это просто элементарное самовнушение. По мнению других, монахи-отшельники прочитали в этих стенах столько молитв, что хватило на много столетий вперед….
Месть убитых чекистов
Казанский исследователь аномальных явлений К. Ишмуратов раскопал довольно загадочную историю, связанную со знаменитым Раифским монастырем. Летом 1918 года при попытке экспроприации зерна из хранилищ монастыря монахи убили и сожгли трех сотрудников Казанской ЧК и четверых бойцов интернационального батальона.
По данным чекистов, в монастыре базировалась контрреволюционная организация, возглавляемая поручиком Вениамином Секуторским. Она, безусловно, сыграла в этом убийстве свою немаловажную роль, но правда и то, что казнь происходила при громадном стечении народа, и крестьяне были в тот день на стороне монахов.
Прибывший карательный отряд натолкнулся на отчаянное сопротивление «слуг божьих», а потом с удивлением обнаружил, что монахи как в воду канули, исчезнув в многочисленных тайных подземельях монастыря.
Через несколько месяцев Казань была захвачена белочехами, и монахи-убийцы вернулись в свою обитель.
В один из августовских вечеров настоятель монастыря Варсонофий, вошедший в молельный зал зажечь лампаду, случайно взглянул на лики святых и издал вопль ужаса. Со стены на него смотрели… лица убитых чекистов.
На крик настоятеля прибежал один из находящихся поблизости монахов. Истово крестясь и бормоча молитву, Варсонофий указал ему на церковную стену. Но на ней… вновь были только лики святых.
Следующей ночью иеромонах Азарий возвращался из соседней деревни. Возле самых монастырских ворот, как раз на том месте, где расстреливали чекистов, Азарий вдруг увидел движущуюся ему навстречу фигуру. Каково же было состояние иеромонаха, когда он узнал в приблизившемся человеке… убитого чекиста по фамилии Лавринович! С криком «Изыди, Сатана!» Азарий направил на призрак распятие и тот тут же исчез…
«Несколькими днями позже иеромонах Макарий проснулся среди ночи с каким-то странным ощущением. Ему почудилось, будто рядом с ним кто-то находится. И действительно, в темноте чернел чей-то силуэт, а в следующую секунду монах услышал глуховатый голос, произнесший: «Молись, контра! Вне всякого сомнения, голос принадлежал еще одному убитому чекисту — Несмелову. Потом раздался щелчок взводимого курка. Но, как только Макарий громко произнес молитву, видение пропало.»
Дальнейшая жизнь обитателей монастыря превратилась в сплошную череду кошмаров. С наступлением ночи «голоса» и «фигуры» казненных ими чекистов стали появляться то в одной, то в другой части обители.
Окропление помещений святой водой, предпринятое перепуганными монахами, не дало никакого эффекта.
Кстати, необычным был факт гибели поручика Секуторского. Пытаясь убежать от нагрянувших на явочную квартиру чекистов, Секуторский в темноте провалился в глубокий колодец, сруб которого находился почти вровень с землей. После извлечения тела поручика из колодца в остекленевших его глазах один из медиков увидел… запечатлевшееся лицо третьего убитого у стен монастыря чекиста — Федора Копко. Если это было правдой, — делает вывод К. Ишмуратов, — значит, за секунду до смерти поручик столкнулся с призраком. Вероятно, это и предопределило его жуткую участь.
По некоторым свидетельствам, настоятель монастыря Варсонофий, бежавший с белогвардейцами, также погиб при очень странных обстоятельствах…
Сделка с дьяволом
Люди в львовских кофейнях, расположенных возле костела Петра и Павла, возведенного еще в 1702 году, беседуют, пьют кофе, смеются и не подозревают, что у них под ногами черный монах бродит по подземным переходам древнего храма. Он ищет доверчивую душу, чтобы переписать на нее свой договор с дьяволом.
«Было это в начале 30-х годов, мы с мальчишками однажды забрались в подвалы костела, – вспоминает старожил Львова 85-летний Лонгин Михайлович Сичкориз. Ощущение было жуткое. В холодном подземелье нам вдруг стало жарко. Мы явно почувствовали чье-то присутствие рядом с нами и услышали тихий стон. Из подземелья пулей вылетели.
А потом к нам пришел священник, друг моего отца, и рассказал страшную историю про черного монаха.
Еще в 18 веке настоятель ордена иезуитов наказал одного монаха за его большой грех – гордыню. Монаха посадили в темницу на хлеб и воду. К нему никого не пускали. Но однажды к настоятелю обратился странный незнакомец с просьбой проведать монаха. Как ни удивительно, но настоятель сделал для просителя исключение. А когда спустя час стража спустилась вниз, то в келье уже никого не было. Нашли только клочок бумаги, исписанный красными буквами.
Настоятель пришел в ужас, увидав этот клочок. Это был договор, по которому монах продал свою душу своему гостю – самому Сатане! С тех пор черный монах и бродит по подземельям, чтобы переписать договор на нового человека, но никого не находит.
У этого подземелья тяжёлая энергетика, утверждает львовский психолог Галина Петренко. Здесь постоянно присутствует тяжелый фантом страданий и боли.
Под Тамбовом находится еще один храм, который таит множество неразрешенных загадок. Это Скорбященская церковь, вернее, ее развалины. Вокруг все заросло бурьяном, и местные ребятишки любят здесь играть. И вот однажды они заметили под полуразрушенной стеной какое-то отверстие и решили спуститься вниз.
Небольшая каменная лестница вела в длинный коридор, с двух сторон которого располагались тяжелые дубовые двери. Ручки их были покрыты ржавчиной. Дети подергали некоторые из них: все оказались заперты.
И вдруг, рассказывает очевидец событий Ю. Козин, они увидели впереди, в кромешной темени два больших красных огня. Огни эти совершенно бесшумно плыли в воздухе ребятам навстречу. Быстро приближались, и вот уже стало отчетливо видно, что это… глаза. Круглые, выпуклые, большие. И было в них что-то пронзительно-завораживающее.
Ребята с криком бросились назад. Выбрались на свежий воздух, отдышались. И тут выяснилось, что один из них остался в подземелье. Пацана подождали, а потом стали кричать ему в отверстие, но безрезультатно. И тогда дети в страхе разбежались по домам.
А вечером родители пропавшего мальчика, вернувшись с работы, забили тревогу. Искать его в церковном подземелье отправились человек десять взрослых. Вооружились свечами, фонариком, керосиновой лампой и даже, на всякий случай, одноствольным ружьем.
Исчезнувшего ребенка обнаружили почти сразу. Он был жив, стоял на коленях у стены и не отрывал рук от лица. Оказалось, что разогнуться он их не мог, как не мог и говорить… Его вынесли к собравшейся возле церкви притихшей толпе и вызвали «скорую помощь».
А потом самые смелые решили исследовать подземный ход до конца. Снова спустились по замшелым ступеням и пошли вперед. Теперь впереди шагал обладатель ружья, держа на всякий случай палец на курке, за ним — человек с керосиновой лампой. Проходя мимо каких-то дверей, решили заглянуть в одну из них, но даже мужской силы не хватило открыть — видимо, от сырости дубовые двери разбухли и плотно вошли в косяк. Тогда пустили в ход лом. После этого дверь с треском распахнулась, и спертый воздух с шумом ворвался в коридор.
Когда вошли в комнату, увидели посредине ее на дубовых плахах гроб, а в нем мертвеца в черном одеянии. На краю гроба, ближе к изголовью, сидела огромная черная крыса, которая злобно смотрела на вошедших. Впечатление от всего этого было настолько тяжелым, что люди ничего не стали осматривать. Вышли и, не тревожа покоя усопшего монаха, аккуратно прикрыли за собой дверь.
Именно в этот момент светящиеся глаза и появились. Они быстро приближались, плывя по воздуху и вырастая в размерах. С перепугу владелец ружья пальнул между глаз, но они будто бы и не заметили выстрела, только в глубине красных огней вроде бы появилась насмешка.
Спасло тогда людей странное вроде бы обстоятельство. От неосторожного движения керосиновая лампа разбилась, из нее вылился керосин на приклад ружья и загорелся. Незадачливый стрелок держал «тулку» прикладом вверх, и это выглядело так, будто в руке у него факел. И таинственное чудище, похоже, испугалось именно этого факела. Во всяком случае, глаза остановились, покачиваясь из стороны в сторону. Люди стали отступать, как завороженные, и только у самого выхода с криками кинулись наружу. На следующий день отверстие было тщательно заделано кирпичом и засыпано землей.
А парализованного в подземелье мальчика полностью вылечить не удалось, заканчивает свой рассказ Ю. Козин. Врачи смогли снять с него нервное напряжение, он распрямился, стал ходить, но речь к нему не вернулась. Так он и рос немым и ко всему безучастным, пока через три года тихо не умер…