Трудовая интеллигенция. Это звание в СССР носили не только люди умственных профессий, ученые и научные деятели, но и обычные токари и слесари. В заводских цехах и лабораториях институтов сотрудники работали над улучшением процессов и постоянно предлагали новшества. Было введено поощрение, которое выдавали за внедрение технологий, развитие инженерной мысли. Именно инженеры создали проект, а потом и выстроили поезд на колесах.
Содержание статьи
- Тепловоз на колесах – это стало шедевром
- Основные особенности и отличия тепловоза на колесах
- Тепловоз на колесах «Машка» оказался недостаточно хорошим
- Что осталось от «Машки», и где сегодня прославленный тепловоз
Тепловоз на колесах – это стало шедевром
Экспериментальное транспортное средство стало прорывом в машиностроении. Никто и не задавался вопросом, зачем нужно это транспортное средство, ответ был давно известен. Тепловоз на колесах появился как альтернатива стандартным рельсовым аналогам и предназначался для применения в экстремальных условиях. Например, при отсутствии возможности прокладки рельсов в районах с трудным доступом или для обеспечения необходимыми товарами и продуктами населенные пункты, стойбища и т.д. Ученые сегодня не совсем согласны с таким утилитарным применением тепловоза на колесах и выдвигают разные версии и причины сооружения транспортного средства.
Отличная техника – шедевр инженерной мысли
Основные особенности и отличия тепловоза на колесах
За базовый прототип приняли обычный тепловоз модели М62-1727.
Тот самый простой и надежный транспорт
А вот колесная конструкция заимствована от пусковой ракетной установки «Ураган».
Ракетная установка «Ураган» — неплохая колесная платформа
Получился неплохой «тандем» обычного тепловоза с оружейной установкой с высокими параметрами проходимости и немалой скоростью передвижения. Попытка превратить обычное рельсовое транспортное средство в самоходный автомобиль с увеличенной проходной способностью почти увенчалась успехом. Инженеры «пестовали и выращивали детище», постоянно внося изменения и доработки.
“Изобретение тепловоза на колесах имело цель соорудить самоходный транспорт, способный передвигаться в условиях безвоздушного пространства. По сути, это был агрегат для «постапокалиптического пространства».
Инженер А. Иоффе.
При первоначальном осмотре может показаться, что ходовая мощная часть дополнена «верхушкой» от тепловоза. На самом деле конструкция намного сложнее, за движение «Машки» отвечали асинхронные электромоторы, которыми были оснащены ступицы каждого колеса. В боковых ящиках расположились АКБ, резервуары под масло.
Совершенство инженерной мысли СССР
Проект все же реализовали, в итоге на свет появилось мощное транспортное средство, которое произвело фурор в мировом сообществе.
Тепловоз на колесах «Машка» оказался недостаточно хорошим
Названный «Машкой» тепловоз на колесах окрестили «монстром машиностроения», но особо в прессе не освещали. Инженерному шедевру посвятили всего лишь небольшую заметку в газете, где немало восхищались «соединением невозможного».
Заметка в газете о советском «постапокалиптическом транспорте»
Установленный на 6-осное шасси, тепловоз выглядит мощно и производит впечатление всепогодной машины, которая пройдет через любые препятствия. Но все же остались недоработки, в частности потекли все технические жидкости, поэтому проездил «монстр машиностроения» совсем недолго.
Что осталось от «Машки», и где сегодня прославленный тепловоз
Тепловоз на колесах сегодня стоит «на приколе», но при необходимости машину вполне можно запустить в ход. Силы тепловоза на колесах хватает для генерации электрической энергии, достаточной для обеспечения нескольких механизмов.
В министерстве военной промышленности пытались взяться за доработку проекта, но потребовались значительные вложения, полная переработка проекта и модернизация. Намного проще выстроить совершенно иной агрегат, соответствующий реалиям современности, чем довести до совершенства «монстра на колесах».
Проблемы с рулевым механизмом окончательно сделали тепловоз на колесах недееспособным, и агрегат убрали в музей. Была еще одна попытка применить «Машку» в деле – переделать колесный транспорт в тягач. Но и тут работы зашли в тупик – тягач попросту не поехал.
Сегодня «Машка» уже является музейным экспонатом. Тепловоз на колесах из совершенства инженерной мысли превратился в ненужного гиганта. Однако сам проект был высоко оценен правительством, инженеры были награждены заслуженными премиями. И хотя устройство не нашло применения ни в одной сфере промышленности, народного хозяйства, транспорт все же остается на ходу и в любой момент может быть применен для решения задач повышенной сложности.
Тепловоз на колесах сегодня уже музейный экспонат