Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога ). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.
В истории святочных дней смешались традиции язычества и христианства. Когда точно появились Святки на Руси, никто из учёных точно сказать не может: эта традиция уходит корнями в такую глубокую языческую древность, что во времена Рюрика их праздновали уже не одно столетие. Изначально крестьяне праздновали Святки в честь перехода к новому сельскохозяйственному году, когда песнопениями и праздничными ритуалами пытались задобрить богов и вымолить щедрый урожай.
До Крещения Руси в святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.
Подготовка к празднику начиналась в последний день строгого поста — в сочельник, 6 января. В этот день хозяйки начинали готовить святочную кутью — ячменную кашу с мёдом и изюмом, а также сушёные яблоки, варёные в меду. Для детей готовили овсяное печенье в форме коров, овец и человечков, которые символизировали пастухов и волхвов. За праздничный стол все садились только после появления на небе первой звезды. После ужина на столе оставляли остатки пищи, потому что, по поверьям, надо было накормить души умерших, чтобы задобрить их на хороший урожай. В каждой деревне в Рождество зажигали костёр, который, подобно Вифлеемской звезде, горел до самого Крещения.
Время святок было очень насыщено обрядами и ритуалами, в которых принимала участие вся община, и в первую очередь — дети. Вплоть до XX века чрезвычайно популярным было кукольное представление на тему божественного рождения младенца Иисуса Христа — так называемый Рождественский вертеп. Вертепом называлась пещера, в которой родился Иисус, а также само театральное представление об этом событии. Считается, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.
Во многих семьях кукольные спектакли устраивали сами. Взрослые и дети увлечённо мастерили вертеп, кукол и разыгрывали представления о рождении младенца Иисуса и борьбе со злым Иродом. Вертеп соорудить было несложно: он представлял собой деревянный ящик, в котором было два этажа — небесный и земной. Небесный ярус украшали фигурками ангелов и Вифлеемской звездой и ставили туда икону Божьей Матери. В нижнем ярусе проходил сам спектакль: сквозь прорези участники спектакля двигали кукол, изготовленных из картона, тряпок или деревянных чурок — кому как нравилось. После представления о жестоком царе Ироде, убивающем младенцев, и о спасении маленького Иисуса, участники спектакля зажигали свечи и пели рождественские песни.
Святки считались праздником для молодёжи, — рассказывает Ольга Ляпаева, — если взрослые крестьяне уже на третий день после Рождества возвращались к работе, то дети и молодые люди продолжали веселиться. Благо, что святочных обрядов и забав было великое количество. Пожалуй, самым излюбленным святочным ритуалом было колядование или колядки. Молодёжь наряжалась в маски медведей, коней с прорезями для глаз, надевали на себя вывернутые наизнанку овчинные тулупы или даже снопы, подвязанные верёвками, и шли по дворам, распевая песни о Коляде:
— Пришла Коляда накануне Рождества,
Мы искали Коляду по всем по дворам.
Мы нашли Коляду у хозяев во двору….»
Ряженые воспевали убранство двора и щедрость хозяев, даже если это был самый бедный дом — чтобы в новом году ему прибыло богатства и удачи. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто даёт им угощение, и бедствия — скупым. Иногда в песнях звучали даже шуточные угрозы: «Кто не даст пирога — сведём корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны…» Не одарить ряженых за колядки побаивались: негостеприимным хозяевам ряженые могли залить крыльцо водой, разобрать поленницу дров или связать все дверные ручки верёвками. Хозяева дарили колядующим вкусную выпечку, печенье, оладьи, орехи или мелкие деньги. Иногда за колядки ряженые получали городские конфеты, которые стоили недёшево.
Во время Святок девушки и парни катались на конях, играли в снежки. Молодые люди часто устраивали кулачные бои стенка на стенку. Во время этих святочных игрищ проходили своеобразные смотрины, когда молодые люди находили себе пару. После Крещения наступало время свадеб.
Самая любимая святочная забава — это, конечно, гадания. Гадали и мужчины, и женщины. Первые чаще всего на урожай. А вот незамужние девушки — на жениха.
via