Обереги древних русичей (8 фото) - «Мистика» » «Территория Заблуждений»
Меню

Мистика

Добавлено: 09-дек-2018, 15:33

Обереги древних русичей (8 фото) - «Мистика»



Обереги древних русичей (8 фото) - «Мистика»


В культуре Древней Руси особое место занимали обереги — предметы, призванные ограждать от несчастий и приносить в дом богатство и любовь.


Они могли быть самыми разными: глиняные или костяные фигурки, украшения, вышивка на одежде, кусочки бересты с заговорами…


Возникшие еще в языческие времена, обереги сохранились в народе и после принятия христианства — и каждый из них имел свой определенный сакральный смысл, защищая человека от той или иной опасности.


Содержание

  • 1 Солнечный круг
  • 2 Правильная подкова
  • 3 Веник для домового
  • 4 Полотенце с петухами
  • 5 Обережная вышивка на одежде
  • 6 Ключ и колокольчик

Солнечный круг


Среди оберегов наиболее интересны те, что служили для защиты жилища, — поскольку именно они, как правило, были связаны не с материальной ценностью вещи, а с ее сакральным смыслом. Их размещали во дворе дома, перед входом в него, а также внутри — в местах, которые, по мнению хозяев, нуждались в особенной защите.




Даже раскрашенная домашняя утварь служила в первую очередь для того, чтобы отводить несчастья, и только потом — чтобы радовать глаз. С той же целью делалась резьба на дверях, ставнях или наличниках — это были не просто украшения, а обережные знаки.


Самыми давними защитными символами являлись узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: Земли, Воды и Огня. Именно их чаще всего призывали охранять жилище. Знаком Земли и плодородия был ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой, символом Воды — волнистые линии, а Огня- косой крест.


Защитные знаки наши предки обычно размещали вокруг отверстий или сооружений, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом: ворот, дверей, окон, печных труб. Их покрывали особым орнаментом — обычно с изображением солнца (шести- или восьмилучевая звезда, вписанная в круг) или крестов, защищающих человека от злых сил с четырех сторон света.


Символы солнца должны были охранять жилище от ночной нечисти. На фасаде дома солнце часто изображали трижды — утреннее, полуденное и вечернее (средний знак — в высшей точке, а два боковых — пониже).


Рядом с солнечной символикой могли присутствовать громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) — символ Перуна, защищавший дом от попадания молнии, а также знак Рарога (крест, окруженный кругом) — символ гармонии небесного и земного огня, «отвечавший» за здоровье обитателей дома.


Правильная подкова


С солярной символикой связан образ коня, священного для древних русичей животного, — это была небесная колесница, которой управлял Дажьбог, олицетворявшая солнце. Чтобы хозяева избы жили долго, это изображение помещали на крышу.


Фигурками коней украшали и стоявшие во дворе качели. В песнях и сказаниях славян качание девушки на качелях соотносилось с ее любовью к солнцу и дальнейшей удачей в замужестве. А совместное качание на качелях юноши и девушки рассматривалось как пожелание им счастья.




Для привлечения счастья на заборе развешивали старые лапти и горшки, а на ворота прибивали подковы. Считалось, что подкова напоминает по форме месяц и является талисманом, потому что она выкована из железа в очистительном огне.


Наши предки верили, что если подкову поместить в дымоходе, она помешает ведьме влететь в дом, а если прикрепить к кровати, то не будут сниться кошмары.


Подкову также вешали над входной дверью. Этот древний обычай сохранился до сих пор — правда, в наши дни подобный оберег нередко можно встретить висящим концами вниз, в то время как древние русичи располагали его концами вверх. Ведь открытая вверх подкова ловит и хранит счастье, а открытая вниз — не может удержать и упускает его.


Археологические находки древних славянских оберегов. Вот что можно было найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. Основная часть находок — времена вятичей (XI-XIII вв.). Вверху: пуговицы, радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница, накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на половецкий.




Веник для домового


Внутри дома защитным орнаментом были покрыты почти все предметы быта: печь, кухонный стол, утварь, рабочие инструменты.


Дверь воспринималась не просто как вход в жилище — это была граница между внутренним и внешним мирами. Помимо затворов и засовов, ее должны были охранять вырезанные кресты, лежащие у порога пучки крапивы, воткнутые в щели порога или косяка обломки косы или ножа.


Порог для русичей являлся границей между миром живых и миром мертвых (под него раньше закапывали прах предков, чтобы те охраняли род). По этой причине через него нельзя было выметать мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Также нельзя было переговариваться или передавать что-либо через порог. Гостя нужно было встречать за порогом и пропускать в дом впереди себя.


Очень почиталась печь, ее воспринимали как кормилицу, там жил огонь, защитник и хранитель семьи, проявление бога Сварога. Поэтому в орнаменте печи присутствовали его знаки — квадрат (семейный очаг) и два перекрещенных веретена (символы пламени). Печь держали в чистоте, рядом с ней нельзя было сквернословить.




Когда в ней выпекали хлеб, двери закрывали на замок, чтобы не вошел кто-то чужой — считалось, что это притянет в дом бедность. Уборку дома следовало начинать от двери к печи, а не наоборот. Протопленную печь нельзя было оставлять пустой — в нее закладывали дрова, чтобы они просохли, или ставили воду, чтобы нагрелась.


Древние русичи считали, что благополучие жилища напрямую зависит от почтительного отношения к домовому, который живет под печкой. Для него рядом с печью вешали веник, лапоть и хлебную лопатку — чтобы он знал, что в доме всегда будет чисто, богато и сытно.


По диагонали от печи располагался красный угол (покутье), лучшее место в доме, к которому были обращены изголовья постелей. Здесь располагался стол и совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой или похоронами.


В красном углу до появления христианства обычно стоял пучок колосьев — символ достатка, чтобы в доме не переводился хлеб. Несколько зерен из этого пучка обязательно добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле.


Полотенце с петухами


Особая охранительная роль отводилась вышивке, украшавшей постельное белье, полотенца, скатерти и салфетки. Ее главным назначением была защита от несчастья и порчи.


Чтобы создать такой оберег, древние мастерицы соблюдали многочисленные правила и ритуалы. К примеру, на оборотной стороне материала не должно было оставаться узелков- иначе рукоделие лишалось магической силы.




Нельзя было делать вышивку — оберег для себя — так же, как нельзя просить кого-то создать его. Оберег будет обладать силой в том случае, если создан кровными родственниками и подарен от чистого сердца.


Каждый элемент вышивки обладал определенным значением. В основном при ее создании использовались символы солнца (различные кресты, в том числе с усиками, направленными по ходу движения светила).


Но также применялись знаки дерева (елочка) — символа долгой жизни, звезды — символа разума, цветка — символа красоты, кругов и квадратов -символов плодородия.


Узор должен был состоять из замкнутого округлого контура — тогда он не пропустит нечистую силу и послужит реальной защитой. Не следовало на одной вещи делать несколько различных по назначению обережных вышивок — для каждой из них нужно было выбрать отдельное полотно.


Особую роль в жизни русичей играли обрядовые полотенца. Узоры на них отражали семейные или календарные события. На праздниках именно на обрядовых полотенцах выносили хлеб и соль (соль служила символом солнца и любви, хлеб — земли и плодородия, а само полотенце -человеческой судьбы). Жених и невеста во время обручения соединяли руки, обернув их полотенцем, чтобы в будущей семье был достаток.


Новорожденного младенца повивальная бабка укладывала на новое, специально подготовленное полотенце. На погребальном полотенце изображались символы утраты (ромб, похожий на символ земли, но не с точками, а пустой внутри).


Обережная вышивка на одежде




Каждодневные полотенца тоже расшивали защитным орнаментом — обычно с изображением петухов, крик которых отгоняет нечистую силу. А чтобы вышивка не потеряла чудодейственных свойств, с ней следовало справиться за один день.


При обережной вышивке предпочтение отдавалось красному цвету ниток. Хотя иногда использовали и другие цвета: кирпичный, алый, маковый, смородиновый, вишневый (то есть близкие к красному). Сам рисунок на материал предварительно не наносили, а только намечали его размер и определяли месторасположение.


Ключ и колокольчик




Функцию оберегов выполняли и многие предметы домашнего обихода — например, скрыня (сундук для одежды).


Она переходила в наследство от матери к дочери, ее обязательно украшали защитной резьбой. В ней хранилось приданое девушки, которое она сама должна была вышить: сорочки, рушники, платки, постельное белье.


Очень важным предметом мебели была кровать, также покрытая обережными узорами. Ее ставили в хорошем месте, которое определяли с помощью кошки — где та сядет. На кровати нельзя было спать ногами к дверям, а под нее в качестве защиты от злых сил клали полынь и чеснок.


Оберегами также служили иголки и булавки. Их вшивали в подол подвенечного платья и втыкали в одежду для защиты от нечистой силы — или в дверные косяки от проникновения ведьмы в дом.


Иногда на стену избы вешали старый ключ — он как бы запирал дом, не позволяя проникнуть злым чарам. Ключ также символизировал достаток, помогая хозяину добиться материального процветания. На стену вешали и один из самых древних оберегов — глиняный колокольчик, звон которого, по поверьям, отгонял от дома любую нечисть.


В Древней Руси невозможно было найти избу, где отсутствовали бы обереги. Это часть культуры, связанная с языческими традициями и помогающая лучше понять духовную сущность восточнославянских народов.


В культуре Древней Руси особое место занимали обереги — предметы, призванные ограждать от несчастий и приносить в дом богатство и любовь. Они могли быть самыми разными: глиняные или костяные фигурки, украшения, вышивка на одежде, кусочки бересты с заговорами… Возникшие еще в языческие времена, обереги сохранились в народе и после принятия христианства — и каждый из них имел свой определенный сакральный смысл, защищая человека от той или иной опасности. Содержание 1 Солнечный круг 2 Правильная подкова 3 Веник для домового 4 Полотенце с петухами 5 Обережная вышивка на одежде 6 Ключ и колокольчик Солнечный круг Среди оберегов наиболее интересны те, что служили для защиты жилища, — поскольку именно они, как правило, были связаны не с материальной ценностью вещи, а с ее сакральным смыслом. Их размещали во дворе дома, перед входом в него, а также внутри — в местах, которые, по мнению хозяев, нуждались в особенной защите. Даже раскрашенная домашняя утварь служила в первую очередь для того, чтобы отводить несчастья, и только потом — чтобы радовать глаз. С той же целью делалась резьба на дверях, ставнях или наличниках — это были не просто украшения, а обережные знаки. Самыми давними защитными символами являлись узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: Земли, Воды и Огня. Именно их чаще всего призывали охранять жилище. Знаком Земли и плодородия был ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой, символом Воды — волнистые линии, а Огня- косой крест. Защитные знаки наши предки обычно размещали вокруг отверстий или сооружений, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом: ворот, дверей, окон, печных труб. Их покрывали особым орнаментом — обычно с изображением солнца (шести- или восьмилучевая звезда, вписанная в круг) или крестов, защищающих человека от злых сил с четырех сторон света. Символы солнца должны были охранять жилище от ночной нечисти. На фасаде дома солнце часто изображали трижды — утреннее, полуденное и вечернее (средний знак — в высшей точке, а два боковых — пониже). Рядом с солнечной символикой могли присутствовать громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) — символ Перуна, защищавший дом от попадания молнии, а также знак Рарога (крест, окруженный кругом) — символ гармонии небесного и земного огня, «отвечавший» за здоровье обитателей дома. Правильная подкова С солярной символикой связан образ коня, священного для древних русичей животного, — это была небесная колесница, которой управлял Дажьбог, олицетворявшая солнце. Чтобы хозяева избы жили долго, это изображение помещали на крышу. Фигурками коней украшали и стоявшие во дворе качели. В песнях и сказаниях славян качание девушки на качелях соотносилось с ее любовью к солнцу и дальнейшей удачей в замужестве. А совместное качание на качелях юноши и девушки рассматривалось как пожелание им счастья. Для привлечения счастья на заборе развешивали старые лапти и горшки, а на ворота прибивали подковы. Считалось, что подкова напоминает по форме месяц и является талисманом, потому что она выкована из железа в очистительном огне. Наши предки верили, что если подкову поместить в дымоходе, она помешает ведьме влететь в дом, а если прикрепить к кровати, то не будут сниться кошмары. Подкову также вешали над входной дверью. Этот древний обычай сохранился до сих пор — правда, в наши дни подобный оберег нередко можно встретить висящим концами вниз, в то время как древние русичи располагали его концами вверх. Ведь открытая вверх подкова ловит и хранит счастье, а открытая вниз — не может удержать и упускает его. Археологические находки древних славянских оберегов. Вот что можно было найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. Основная часть находок — времена вятичей (XI-XIII вв.). Вверху: пуговицы, радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница, накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на половецкий. Веник для домового Внутри дома защитным орнаментом были покрыты почти все предметы быта: печь, кухонный стол, утварь, рабочие инструменты. Дверь воспринималась не просто как вход в жилище — это была граница между внутренним и внешним мирами. Помимо затворов и засовов, ее должны были охранять вырезанные кресты, лежащие у порога пучки крапивы, воткнутые в щели порога или косяка обломки косы или ножа. Порог для русичей являлся границей между миром живых и миром мертвых (под него раньше закапывали прах предков, чтобы те охраняли род). По этой причине через него нельзя было выметать мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Также нельзя было переговариваться или передавать что-либо через порог. Гостя нужно было встречать за порогом и пропускать в дом впереди себя. Очень почиталась печь, ее воспринимали как кормилицу, там жил огонь, защитник и хранитель семьи, проявление бога Сварога. Поэтому в орнаменте печи присутствовали его знаки — квадрат (семейный очаг) и два перекрещенных веретена (символы пламени). Печь держали в чистоте, рядом с ней нельзя было сквернословить. Когда в ней выпекали хлеб, двери закрывали на замок, чтобы не вошел кто-то чужой — считалось, что это притянет в дом бедность. Уборку дома следовало начинать от двери к печи, а не наоборот. Протопленную печь нельзя было оставлять пустой — в нее закладывали дрова, чтобы они просохли, или ставили воду, чтобы нагрелась. Древние русичи считали, что благополучие жилища напрямую зависит от почтительного отношения к домовому, который живет под печкой. Для него рядом с печью вешали веник, лапоть и хлебную лопатку — чтобы он знал, что в доме всегда будет чисто, богато и сытно. По диагонали от печи располагался красный угол (покутье), лучшее место в доме, к которому были обращены изголовья постелей. Здесь располагался стол и совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой или похоронами. В красном углу до появления христианства обычно стоял пучок колосьев — символ достатка, чтобы в доме не переводился хлеб. Несколько зерен из этого пучка обязательно добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле. Полотенце с петухами Особая охранительная роль отводилась вышивке, украшавшей постельное белье, полотенца, скатерти и салфетки. Ее главным назначением была защита от несчастья и порчи. Чтобы создать такой оберег, древние мастерицы соблюдали многочисленные правила и ритуалы. К примеру, на оборотной стороне материала не должно было оставаться узелков- иначе рукоделие лишалось магической силы. Нельзя было делать вышивку — оберег для себя — так же, как нельзя просить кого-то создать его. Оберег будет обладать силой в том случае, если создан кровными родственниками и подарен от чистого сердца. Каждый элемент вышивки обладал определенным значением. В основном при ее создании использовались символы солнца (различные кресты, в том числе с усиками, направленными по ходу движения светила). Но также применялись знаки дерева (елочка) — символа долгой жизни, звезды — символа разума, цветка — символа красоты, кругов и квадратов -символов плодородия. Узор должен был состоять из замкнутого округлого контура — тогда он не пропустит нечистую силу и послужит реальной защитой. Не следовало на одной вещи делать несколько различных по назначению обережных вышивок — для каждой из них нужно было выбрать отдельное полотно. Особую роль в жизни русичей играли обрядовые полотенца. Узоры на них отражали семейные или календарные события. На праздниках именно на обрядовых полотенцах выносили хлеб и соль (соль служила символом солнца и любви, хлеб — земли и плодородия, а само полотенце -человеческой судьбы). Жених и невеста во время обручения соединяли руки, обернув их полотенцем, чтобы в будущей семье был достаток. Новорожденного младенца повивальная бабка укладывала на новое, специально подготовленное полотенце. На погребальном полотенце изображались символы утраты (ромб, похожий на символ земли, но не с точками, а пустой внутри). Обережная вышивка на одежде Каждодневные полотенца тоже расшивали защитным орнаментом — обычно с изображением петухов, крик которых отгоняет нечистую силу. А чтобы вышивка не потеряла чудодейственных свойств, с ней следовало справиться за один день. При обережной вышивке предпочтение отдавалось красному цвету ниток. Хотя иногда использовали и другие цвета: кирпичный, алый, маковый, смородиновый, вишневый (то есть близкие к красному). Сам рисунок на материал предварительно не наносили, а только намечали его размер и определяли месторасположение. Ключ и колокольчик Функцию оберегов выполняли и многие предметы домашнего обихода — например, скрыня (сундук для одежды). Она переходила в наследство от матери к дочери, ее обязательно украшали защитной резьбой. В ней хранилось приданое девушки, которое она сама должна была вышить: сорочки, рушники, платки, постельное белье. Очень важным предметом мебели была кровать, также покрытая обережными узорами. Ее ставили в хорошем месте, которое определяли с помощью кошки — где та сядет. На кровати нельзя было спать ногами к дверям, а под нее в качестве защиты от злых сил клали полынь и чеснок. Оберегами также служили иголки и булавки. Их вшивали в подол подвенечного платья и втыкали в одежду для защиты от нечистой силы — или в дверные косяки от проникновения ведьмы в дом. Иногда на стену избы вешали старый ключ — он как бы запирал дом, не позволяя проникнуть злым чарам. Ключ также символизировал достаток, помогая хозяину добиться материального процветания. На стену вешали и один из самых древних оберегов — глиняный колокольчик, звон которого, по поверьям, отгонял от дома любую нечисть. В Древней Руси невозможно было найти избу, где отсутствовали бы обереги. Это часть культуры, связанная с языческими традициями и помогающая лучше понять духовную сущность восточнославянских народов.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости