В спорах, чья вера является истинной, представители каждой из религий как довод в свою пользу приводят рассказы о разных необъяснимых чудесах. К таким феноменам относится и глоссолалия — особый сакральный язык общения с Богом, дар Святого Духа.
Проявляется обычно в состоянии религиозного экстаза или транса. Изучающие феномен учёные не раз имели возможность воочию наблюдать явление, массовость которого поражает воображение: зафиксированы случаи, когда одновременно на «тайном языке» говорили до 10 тысяч человек!
Содержание
- 1 На каком языке вешала пифия?
- 2 Вслед за Монтаном
- 3 Хлысты и их кормчие
- 4 В поисках экзотики
- 5 С помощью психиатров
- 6 Шаман во время транса
- 7 Вера без истерики
На каком языке вешала пифия?
О явлении глоссолалии заговорили задолго до христианства. Оно упоминается в индуистских Ведах и книгах древнего ламаизма.
В Древней Греции на неведомом языке в состоянии экстаза бормотала дельфийская пророчица, а смысл её речей разъясняли состоявшие при ней толкователи. Глоссолалия была известна поклонникам сирийской богини Юно, постоянно звучала во время мистерий Дионисия, Осириса.
Исторические свидетельства о глоссолалии дают представление о том, что она проявлялась в разных странах, на разных континентах при одних и тех же условиях (экстаз, транс, отождествление себя с богами) и в том же виде, что и в современных харизматических сектах. Поразительное сходство имеют глоссолалии шаманского камлания народов Севера и обрядов культа вуду на Гаити.
О глоссолалии много говорили и спорили в христианский период истории, когда на арену вышли харизматические секты и течения. Одни утверждали, что она — прямой канал связи со Святым Духом, который апостолам открыл сам Христос. Другие считали непонятное говорение продуктом нездорового фанатизма,третьи -психическим отклонением.
Вслед за Монтаном
Первые христиане считали церковь собранием людей высокой святости. Но церковь росла, ширилась, и появлялись люди, считавшие себя избранниками, которым Бог открывает скрытое от других.
Одним из таких особых людей стал бывший языческий жрец из Фригии Монтан.
Он, объявив, что находится в живом общении с Богом и что получил от него пророческий дар, проповедовал второе пришествие как ближайшее событие. Призывал христиан обратиться к крайнему аскетизму, расторгнуть браки и искать высшей радости — мученичества за Христа. Признавал только индивидуальный контакт с Богом, поклонение иконам называл язычеством.
В состоянии экзальтации Монтан возвещал скорый конец света и явление Небесного Иерусалима во фригийском поселении Пепуза. Страстные проповеди «последнего пророка», как он себя называл, привлекли к нему многих. Среди последователей были и две пророчицы Присцилла и Максимилла, почитавшие учителя за Духа-утешителя, обещанного Евангелием от Иоанна. Убедительность провидениям Монтана придавала ажитация, но главное — говорение на никому не ведомых языках.
Вначале церковь терпела монтанистов, отличавшихся аскетизмом и твёрдостью веры. Однако их идея, что власть принадлежит тем, кто напрямую общается с Богом, противоречила христианским устоям. Более того, монтанисты провозгласили ни много ни мало Третий Завет и объявили себя новыми апостолами.
Монтанизм на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году был признан ересью. Гробы Монтана и его пророчиц в Пепузе были уничтожены, а при императоре Юстиниане последние монтанисты сожгли себя, собравшись в деревянных церквях.
Но мысль человеческая, даже еретическая, откладывается где-то в общем подсознании: новые провидцы и лжеучителя появлялись уже в других обличьях и в других странах.
Хлысты и их кормчие
В русской церкви явление глоссолалии исторически связано с сектой, члены которой именовались хлыстами. Она возникла в середине XVII века и фактически продолжает существовать под другими названиями в разных частях света.
…В 1645 году крестьянин Костромской губернии Данила Филиппов заявил, что на горе Городина в его тело вселился сам Господь Саваоф. Филиппов прожил долгую жизнь, считаясь среди своих единоверцев живым воплощением Бога-отца, и умер в Костроме столетним старцем.
Хлыстовцы объявили себя людьми, способными напрямую общаться с воплотившимся Богом. Соблюдали 12 полученных от него заповедей и проводили особые моления — радения, во время которых хлестали себя верёвками или скрученными полотенцами с криками: «Хлыщу, хлыщу Христу!» (отсюда и название секты). Радениям этим предшествовало изнурение плоти: долгий мучительный пост и молитва.
Затем в состоянии крайнего истощения и нервного напряжения, одевшись во всё белое, собирались вместе и под ритмичное пение по очереди выходили в радельный круг. Неистовое кружение сопровождалось бессвязными выкриками, к которым примешивались визг, лай, мяуканье.
По представлениям сектантов, Бог-отец только однажды сошёл на землю, воплотившись в Филиппове. А когда тот умер, главами секты становились «христы» и «богородицы», известно, что одну из них звали Акулина Ивановна.
Свои общины хлыстовцы называли кораблями, руководителей — кормчими. Строгой централизации действий у них не было, поэтому множество «кораблей» выходило в свободное плавание, и каждый новый духовный авторитет реформировал учение Христа по-своему. Для них не существовало ни церковной иерархии, ни религиозных традиций, ни авторитета святых отцов. Они не нуждались ни в истории, ни в Священном Писании. Известно даже, что Данила Филиппов многие священные книги утопил в Волге.
Официальная церковь подвергала секту гонениям. В середине XVIII века хлыстов начали судить. В 1739 году Сенат постановил откопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина — «христов», похороненных в московском Ивановском женском монастыре.
Однако у монахов хлысты пользовались авторитетом, а русская интеллигенция и вовсе искала в сектантстве здоровое зерно. И хлыстовство тайно продолжало распространяться. От него отпочковались скопцы, постники, секта «Старый Израиль». В XIX веке многие сектанты эмигрировали, большие их группы направились почему-то в Уругвай.
Некоторые историки считают, что членом хлыстовской общины был Григорий Распутин, хотя прямых указаний на то нет.
В поисках экзотики
В новое время энтузиазм людей, мнящих себя пророками, продолжает увлекать последователей.
За два последних столетия они слились в одно неоднородное движение, названное харизматическим. Харизматики претендуют на то, что они более одарены, чем обычные христиане, так как получили от Бога особые дары — харизмы.
Есть они внутри католической, протестантской, лютеранской и православной среды; многие общины не причисляют себя ни к одной из исторических церквей.
Активно возродилась глоссолалия в 1900 году. Историки религии говорят о двух волнах пятидесятнического движения (вторая пришлась на 60-е годы XX века): сначала в Америке, а потом и по всему миру.
Своей задачей харизматики считают проникновение во все христианские учения, чтобы «возвестить Божье могущество тем, которые его ещё никогда не испытывали на себе». За этими словами стоит очевидное стремление утвердиться в вере благодаря чудесам, знамениям и экзотическим ощущениям.
С помощью психиатров
Если глоссолалия — один из инструментов выхода на более высокий уровень веры, то почему её условием является изменённое состояние психики? На этот вопрос пытаются ответить психологи, лингвисты, психиатры, независимо друг от друга изучавшие глоссолалию американских пятидесятников, язычников Борнео, Индонезии и Японии. В результате анализа структурных единиц записанной речи сделан вывод: все глоссолалии сходны!
Состояние, в котором она проявляется, назвали младенческим, изменённым, или состоянием выхода за психическую норму. В каждом отдельном случае этому состоянию предшествуют искусственные, стимулирующие действия. Начинается с того, что люди монотонно поют, прихлопывают в ладоши, танцуют или бьют в барабаны.
Анализ звукового и смыслового содержания говорений привёл к заключению: звучит не какой-то особый язык, просто произносятся повторяющиеся слоги и звуки. Вот пример подобной речи: «Кеела, маспяко, лабоканю, хандария». Или ещё: «Мабазандо, котандо, хакатанбаси».
Сочетания повторяются в комплексе со специальной техникой погружения в транс, подражанием друг другу. Постоянно включаются и звукоподражательные элементы — хрюканье, рычание, визг, которые никак не могут считаться составными частями человеческого языка.
Шаман во время транса
Вера без истерики
«Да не обольстит вас никто» — эти слова принадлежат апостолу Павлу, который вслед за Иисусом предостерегал людей от поиска знамений и чудес. Это произошло в день еврейского праздника пятидесятницы. На собравшихся в Сионской горнице учеников Иисуса сошёл Дух Святой в виде огненных языков небесного пламени. Ученики осознали своё призвание и получили дар говорения на «иных языках», чтобы просвещать народы мира.
В трудах святых отцов церкви содержится ответ на вопрос, что представлял из себя этот дар и зачем был дан. В их понимании он восстанавливал связь между людьми, разрушенную при вавилонском столпотворении.
Божьи дары никогда не даются без пользы и смысла, но если верить в духовность харизматиков, следует признать, что Бог раздаёт их всем подряд. Харизматики, шаманы, колдуны и маги -все прибегают к глоссолалии, но неужели все они говорят на едином «ангельском» языке, который дан Богом?!
Бессмысленный, лишённый содержания процесс произнесения ничего не означающих сочетаний звуков не является языком. Он проходит в состоянии отключённого разума и лишён содержания как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает. Вместо духовного подъёма он ведёт к деградации и разрушению сознания.
Истинная вера чурается экзальтации, нездорового возбуждения и истерики, которыми харизматики хотят подменить истинную работу души. Ещё две тысячи лет назад Иисус сказал тем, кто просил знамений: «…род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему».