Эта история удивительна уже тем, что продолжалась в течение десяти лет и все это время главными ее героями были не только люди, но и духи.
А все началось в 1907 году, когда англиканская церковь купила развалины Гластонберийского аббатства, которое обладало богатейшей историей и семь веков назад находилось в зените своего расцвета благодаря толпам паломников, устремлявшихся к месту захоронения короля Артура.
Но к моменту приобретения аббатства никто не знал, где находятся главные его святилища. Необходимы были раскопки. Их организацией и проведением церковь назначила признанного авторитета в области готической архитектуры, 43-летнего археолога Фредерика Блая Бонда.
Ему было поручено отыскать две часовни, чье местоположение к этому времени стало для всех неразрешимой тайной. Однако из-за нехватки средств раскопки проводились намного медленнее, чем того хотелось археологу. И поэтому для скорейшего решения поставленной задачи Бонд, который был к тому же горячим поклонником парапсихологии, решил прибегнуть к контакту с потусторонним миром посредством автоматического письма.
7 ноября 1907 года во второй половине дня Бонд и его друг Джон Аллейн Бартлет, который имел солидный опыт занятий автоматическим письмом, в бристольском оффисе Бонда сели за стол, чтобы впервые попытаться вступить в переговоры с давно усопшими.
Бартлет опустил остро отточенное острие карандаша на белый лист бумаги, а Бонд мягко коснулся его свободной руки. Некоторое время бесцельно проблуждав по бумаге, карандаш стал вычерчивать контуры, в которых Бонд узнал план Гластонберийского аббатства.
Фредерик Блай Бонд
Потом карандаш вывел прямоугольник в восточной части монастыря, и после просьбы сообщить подробности карандаш (или существо, управлявшее им через Бартлета) подтвердил, что это построенная аббатом Биром часовня Эдгара.
Потом карандаш обозначил другую часовню — к северу от главного здания аббатства.
На вопрос, кто все это пишет, последовал ответ: «Иоханнес Брайант, монах и вольный каменщик» (то есть масон). По прошествии четырех дней им удалось выяснить, что Брайант умер в 1533 году и был хранителем часовни во времена правления Генриха VII.
Кроме Брайанта, с Бондом и Бартлетом вступили в контакт другие монахи Гластонберийского аббатства, каждый из которых имел свой индивидуальный почерк, добросовестно воспроизводимый Бартлетом на бумаге.
В продолжение тех нескольких месяцев спиритического общения давно умершие монахи сообщили археологу и его другу ряд весьма полезных сведений о старинных постройках монастыря.
Наконец, в мае 1909 года Бонд приступил к раскопкам. Но прежде чем начать их, он еще какое-то время сомневался: то ли следовать указаниям с того света, то ли просто положиться на удачу. И Бонд выбрал первый вариант.
В назначенный срок как раз в том месте, где карандаш нарисовал первый прямоугольник, землекопы вырыли траншею и обнаружили высокую, в десять метров длиной, стену, о существовании которой никто раньше не подозревал. Дальнейшие раскопки привели к появлению на свет остова архитектурного сооружения, которое не могло быть ничем иным, как часовней Эдгара.
Чем дольше продолжались раскопки, тем больше Бонд убеждался в надежности автоматического письма. Так, например, духи ему передали, что крыша часовни окрашена в золотой и малиновый цвет. И действительно, рабочим стали попадаться арочные украшения со следами золотой и малиновой краски.
Или еще: монахи утверждали, будто окна-часовни выполнены из голубого мозаичного стекла. И впрямь, среди руин нашли соответствующие осколки. Это было особенно удивительно, потому что для того периода характерным являлось лишь белое и золотое стекло.
Еще больше удивило Бонда утверждение монахов о существовании в восточной части часовни двери, ведущей на улицу. Этому было трудно поверить хотя бы потому, что в большинстве церквей вообще не бывает дверей позади алтаря. Но часовня Эдгара оказалась исключением.
Книга Бонда «Врата памяти»
Духи монахов аббатства сообщили Бонду даже размеры часовни. Это уже превосходило все мыслимые ожидания археолога, и он, естественно, отнесся довольно скептически к этой информации. Но монахи и в этом случае оказались правы…
Целых десять лет Бонд держал втайне источник своей поразительной способности буквально видеть под землей.
А осторожничал он не потому, что боялся насмешек коллег. Причина крылась совсем в другом: англиканская церковь на дух не переносила спиритизма.
И когда в 1918 году Бонд опубликовал свою книгу «Врата памяти», где подробно описал историю своего общения с «очевидцами» исторических событий, все было кончено. Карьера Бонда рухнула.
Ассигнования на дальнейшие раскопки были урезаны. В 1922 году археолог был навсегда отстранен от работ в Гластонберийском аббатстве.
Остаток жизни Фредерик Блай Бонда провел в США, занимаясь, правда, не археологией, а спиритизмом. Скончался он в 1945 году в одиночестве, нищете и озлобленности.