9 октября 1967 года в школе боливийского села Игера был расстрелян взятый в плен латиноамериканский революционер Эрнесто Че Гевара, известный всему миру как команданте Че.
Эта история имела свое трагическое продолжение: в течение нескольких лет один за другим ушли в мир иной многие из его врагов…
Смерть каждого в отдельности не кажется необычной. Но всех их, погибших, искалеченных в результате несчастных случаев и сраженных странным недугом, убитых политическими врагами или революционерами нового поколения, объединяет одно: все они имели непосредственное отношение к гибели знаменитого революционера. Эти события и породили легенду о «проклятии Че».
Содержание
- 1 ПЕРВАЯ ЖЕРТВА
- 2 БОЛИВИЙСКИЙ ИУДА
- 3 СМЕРТЬ В ДЕНЬ СМЕРТИ
- 4 ПОСЛАНИЕ ПОСЛУ
- 5 БОЛИВИЙСКАЯ МЕЧТА
- 6 МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
- 7 ПОМИЛОВАННЫЙ ПАЛАЧ
- 8 ОТКРОВЕНИЕ ПРАДО
- 9 ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ
ПЕРВАЯ ЖЕРТВА
9 октября около полудня агент ЦРУ Феликс Родригес получил из Ла-Паса радиограмму с приказом уничтожить Че. Приказ был подписан президентом Боливии Рене Баррьентосом Ортуньо.
Феликс Родригес вошел в комнату, где содержали Че Гевару, и сказал: «Команданте, мне жаль». Менее чем через час сержант Марио Теран двумя очередями расстрелял Че, выпустив в него 9 пуль.
27 апреля 1969 года Рене Баррьентос Ортуньо погиб. Вертолет, в котором летел 61-й президент Боливии, взорвался в воздухе. Погодные условия были идеальными, машина была в отличном техническом состоянии. Официальное заключение комиссии — несчастный случай. Именно президент Боливии открыл длинный список последовавших смертей.
БОЛИВИЙСКИЙ ИУДА
Че надеялся, что его маленький отряд станет спичкой, брошенной в стог сена. Увы, сено оказалось сырым. Крестьяне не поддержали его. Одним из немногих, кто оказывал поддержку бойцам Че, был боливийский крестьянин Онорато Рохас. Он же и предал их за 3 000 долларов.
31 августа к хижине Рохаса подошел отяд Хоакина (Че выделил несколько человек для проведения отдельной операции). Рохас снабдил партизан продуктами и показал им «безопасный» брод через реку Эль-Иесо, где партизан ждала засада.
Полуграмотный крестьянин стал звездой СМИ. Все газеты публиковали фотографию, на которой вице-президент Боливии вручал предателю «30 сребреников» — документы на владение собственным ранчо площадью 12 акров.
На этом ранчо он и умер, получив 14 июля 1969 года две пули в голову от бойцов партизанской Национально-освободительной армии Боливии, приговоривших предателя к смерти.
СМЕРТЬ В ДЕНЬ СМЕРТИ
Среди офицеров, принимавших участие в операции по уничтожению отряда Че, Эдуардо Хуэрта Лоренцетти выделялся издевательствами над раненым команданте. По-видимому, ему доставляло удовольствие оскорблять и бить Гевару.
В 1970 году Эдуардо погиб в автокатастрофе, врезавшись на скорости ночью в стоявший на дороге без включенных габаритных огней грузовик. Обычная дорожная катастрофа, мало ли таких? Вот только произошла она 9 октября, в день смерти Че.
И ВОЗДАСТСЯ…
Полковник Андреас Селич Шон, выходец из семьи черногорских эмигрантов, командовал батальоном рейнджеров, участвовавшим в разгроме отряда Че.
Селич указывает на тело мертвого Гевары
Селич лично допрашивал Гевару, в ходе этих допросов вырвал у раненого клок бороды, бил его рукояткой пистолета по лицу. Не постеснялся обобрать пленного, забрав у него трубку и часы. Он же настаивал на применении изощренных пыток при допросах команданте.
Рьяного полковника заметили, он начал расти по службе и дорос до должности министра внутренних дел Боливии. В 1970 году Шон был арестован по подозрению в подготовке государственного переворота. Селич до суда не дожил: во время очередного допроса его забили палками.
ПОСЛАНИЕ ПОСЛУ
Полковник Сентено командовал 8-й дивизией. Именно она внесла основную лепту в разгром партизан. Сентено лично занимался организацией казни: вызвал к себе несколько сержантов и предложил им взять на себя миссию расстрела раненого пленного.
В 1976 году Сентено находился за тысячи километров от Боливии, в Париже, однако «проклятие Че» достало его и здесь. 11 мая 1976 года посол Боливии во Франции генерал Хоакин Сентено вышел из посольства и направился к своему автомобилю.
В этот момент к нему подошел чернобородый молодой человек в длинном плаще и черном берете, вынул пистолет и трижды выстрелил генералу в грудь. Мстителю удалось скрыться. Спустя сутки ответственность за теракт взяла на себя Интернациональная бригада имени Че Гевары.
БОЛИВИЙСКАЯ МЕЧТА
Руководитель отдела разведки боливийского МВД Роберто Тота Кинтанилья не принимал непосредственного участия в поимке Гевары, но в числе прочих высоких чинов был в Игере 9 октября 1967 года. В его присутствии мертвому Эрнесто Че Геваре отрубали руки. После страшной процедуры Тото Кинтанилья взял штык-нож и изуродовал лицо кубинского героя.
В сентябре 1970 года в Гамбурге немецкая студентка Моника Эрлт буквально осаждала боливийское консульство с просьбой выдачи ей визы. Она-де с детства мечтала посетить Боливию. Прибыв 25 сентября в консульство для получения желанного пропуска в страну мечты, она вынула из сумочки пистолет и разрядила его в боливийского консула — полковника Кинтанилью.
Выбежавшая из соседней комнаты супруга дипломата пыталась задержать террористку, вцепившись ей в волосы. Оставив парик в руках безутешной вдовы, девушка выскочила из консульства, села в поджидавшую ее машину и скрылась.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ АВТОГРАФ
Хуан Хосе Торрес занимал в 1967 году пост начальника генерального штаба вооруженных сил Боливии. В приказе о казни Че его подпись стоит второй после президентской. В 1970 году Торрес сам стал президентом, но в этом кресле просидел менее года.
Свергнутый в результате военного переворота, Торрес эмигрировал в Перу, оттуда в Чили, затем в Аргентину. В июне 1976 года он был похищен и убит аргентинским «Эскадроном смерти».
МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Феликс Родригес — одна из ключевых фигур этой истории. Кубинский беженец, агент ЦРУ, курировавший от Лэнгли боливийских подопечных. Родригес был категорически против ликвидации Че, но решение принимал не он.
Из Боливийской экспедиции Родригес вернулся больным астмой. Обычно этой болезнью болеют с детства, заболеть ею во взрослом возрасте — случай в медицине уникальный. Ни одна из проб на аллергию положительного результата не дала.
Приступы мучают Родригеса и в жару и в холод, и при сухой и при влажной погоде. Врачи только разводят руками. Сам Родригес считает свою болезнь «проклятием Че», ведь сам Гевара страдал от астмы с детства.
ПОМИЛОВАННЫЙ ПАЛАЧ
Команданте Че расстрелял Марио Теран, 31-летний сержант боливийской армии. Именно он вызвался быть палачом, чтобы лично расстрелять революционера в отместку за трех своих друзей, убитых в более ранних боях с отрядом Че Гевары.
Казалось бы, непосредственный убийца должен был понести самую страшную кару, но сержант пережил многих, в 2006 году Марио Теран еще был жив.
Почему «проклятие Че» обошло его стороной? Видимо, команданте менее всех винил в своей смерти полуграмотного солдата. Истинными убийцами он считал стоявших над сержантом офицеров и государственных должностных лиц, многие из которых никогда и не видели Че в лицо.
Однако груз преступления оказался для Терана слишком тяжел. Марио утверждал, что Че преследует его в ночных кошмарах. В апреле 1969 года бывший сержант в состоянии помешательства выбросился из окна. Выжил. Несколько лет провел в психлечебнице.
ОТКРОВЕНИЕ ПРАДО
Капитан Гарри Прадо Сальмон командовал взводом в ущелье Юро. Это его бойцы взяли в плен Че. В 1981 году, во время подавления вооруженного выступления в провинции Санта-Крус, генерал Прадо был тяжело ранен. Пуля, пробив оба легких, задела позвоночник, частично парализовав генерала.
Наверно, именно легенда о «проклятии Че» заставила Прадо нарушить обет молчания. Гарри Прадо дал интервью, в котором рассказал, что тело Че было не сожжено, как официально заявили власти, а захоронено, что дало основания к поискам останков Гевары.
ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ
Этот список жертв «проклятия Че» далеко не полный. При этом никто из свидетелей не упоминает, чтобы команданте кого-либо проклинал, взывал к небу покарать своих убийц. Но разве необходимо было Че это делать? Он был силен духом, умел сильно любить и страшно ненавидеть. И дух Че воздал каждому по тяжести его преступления.