Бывшая столица золотой тайги поселок Баргузин (Бурятия) и окрестные села и леса окружены кладами. Так говорят старожилы еще с тех времен, когда золотоискатели на севере Бурятии прятали в укромных местах Баунта, Еравны и Баргузинской тайги золото.
— Недавно узнал о том, что уроженец села Поперечное Еравнинского района откопал золото своего деда. Сейчас богатый внук живет на Кипре, — пишет Геннадий Скворцов.— В Баргузинском районе тоже часто находят припрятанное золото. Оказывается, кладоискательство было довольно распространённым занятием у жителей северных золотоносных районов Бурятии, хотя и считалось весьма рискованным.
— Рассказывали, что тот, кто прячет свои сокровища от посторонних глаз, совершает над ними всевозможные заклинания-обереги. Есть поверье о зарывании клада на определённое количество голов. Это значило, что, к примеру, клад, спрятанный на тридцать голов, приносит тридцати кладоискателям смерть и открывается лишь тридцать первому, — приводит жуткую статистику Геннадий.
На самом деле тайна баргузинских кладов объясняется просто. За удачливыми добытчиками золота охотились бандиты. Знали все тропы, по которым уходили, например, китайцы на родину с золотом. Их называли фазаны, а ограбление — «пощипать фазана». Вот и приходилось старателям часть золота припрятывать. А уж кто возвращался к своему кладу, кто нет…
— Клады показываются под ногами в виде огоньков над тем местом, где они схоронены. Еще рассказывали, что клады являются в виде горящей свечи. В этом случае рекомендуется ударить по свече рукой и проговорить: «Аминь, аминь, рассыпься!». После чего клад будто бы тотчас должен появиться сундуком, котлом или бочонком, набитым монетами или драгоценностями, — продолжает рассказ Скворцов.
Но разбогатеть от клада человеку трудно, гласит народное поверье, так как большинство из них заговорено и без заклинаний в руки простому смертному не дается. Согласно древнему сказанию, клад, зарытый в земле, из кучи монет и сокровищ превращается в некое самостоятельное существо, которое охраняют незримые силы.
В старину прятали клады под зарок, то есть до того, как зарыть клад, хозяин произносил некую магическую фразу. Чаще всего в зароке содержится информация о том, кто и как сможет этот клад достать.
Имеются клады «на первого встречного», «на везучего». А бывают и такие, которые требуют человеческих жертв и заговариваются на одну/несколько человеческих жизней. Нередко в прошлые века прятали сокровища на определенное время, то есть определенный хозяином срок клад должен пролежать в земле, и найти его раньше срока никому не удастся.
По истечении этого времени любой первый встречный сможет обнаружить зарытый клад. Еще кладоискатели любят рассказывать о кладах, которые «показываются» искателям в виде огоньков, дымных шлейфов, блуждающих светлячков и пр. В болотистой местности такие клады якобы выходят на поверхность, чтобы просохнуть.
— Говорят, что многие сокровища зарыты рядом с дорогами, особенно со знаменитым Баргузинским трактом. Потому что у грабителей времени на зарывание награбленного было мало, вот и рыли недалеко от места преступления. Особенно когда золота много, его далеко не унесешь, — объясняет наш читатель.
Поэтому делали ямы как для погибших лошадей. Под труп лошади, а иногда и погибших людей, клали скарб, который с собой нельзя было унести. Яма с кладом на скорую руку закапывалась, сверху ставился простой крест. Так прятали свои сокровища очень долгое время, на протяжении веков.
В могилах прятали клады и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну. Охотников разрушать чужие могилы не слишком много, а вот сами хозяева кладов далеко не всегда могли вернуться за своими сокровищами.
Содержание
- 1 Необычные свинка и петушок
- 2 Ангарский клад
- 3 Старые кладбища
Необычные свинка и петушок
Считается, что найти клад можно и в обычный день. В виде необычной свиньи является людям серебро, в виде петушка — золото. Согласно поверьям, если ударить по таким животным рукой, то тут же откроется счастливчику россыпь ценных монет.
Еще считается, что клады являются людям в виде добрых путников-старичков. Такой старец обычно обращается к случайным путникам с несложной просьбой. Если найдете время помочь страннику, то он отблагодарит вас несметными сокровищами. Если нет, пойдет путник с ними мимо вас. Здесь сокровища служат неким вознаграждением за доброту.
Особыми считаются клады Степана Разина, ибо народная молва упорно считала и считает Разина великим колдуном. Согласно народным преданиям, клады мятежного атамана спрятаны в землю на «человеческую голову» или «несколько голов». Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить «заговоренное» число людей, и тогда клад ему достанется без особых затруднений.
Иногда клад бывает на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда знак клада является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой и, когда она остановится и замяучит, не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!». А потом в этом месте копать.
Ангарский клад
Считалось, что сокровища одного клада показываются лишь единожды, другим же можно пользоваться несколько раз. Так, в газете «Иркутские ведомости», выходившей в начале XX века, была опубликована статья о том, как один рыбак нашёл на берегу Ангары клад золотых монет.
Взяв столько, сколько мог унести за один раз, он пообещал кладу к определённому сроку вернуть одолженные деньги. В означенное время он сдержал слово, а вскоре вновь воспользовался сокровищами клада. Так продолжалось несколько лет.
Рыбак разбогател, занялся торговлей и стал весьма уважаемым в Иркутске купцом. Но однажды то ли по забывчивости, то ли из жадности он не вернул взятые у клада монеты. В итоге клад исчез и более ему не открывался. Вскоре купец разорился, потерял всё имущество, нажитое за годы общения с кладом, проворовался и закончил свои дни в… Илимском остроге.
Старые кладбища
В Сибири до наших дней живо поверье о том, что многие клады спрятаны на старых кладбищах. Покойники и всякая нечисть зорко стерегут богатства, созданные на крови и слезах, и горе тому, кто рискнёт потревожить их покой.
Например, жительница Ирина вспоминает рассказы о том, что на старом баргузинском кладбище некоторые видели светящиеся фигуры. Старики объясняли это тем, что призраки никак не могут успокоиться или умершие не успели закончить свои земные дела.
— Мой брат был атеистом и хохотал над моими рассказами. Объяснял свечения выбросом газов от разложения трупов, в состав которого входят испарения фосфора. Он и светится в темноте и двигается от ветра или перепадов атмосферного давления. На мои робкие возражения, что в Баргузине кладбище старое и тела давно разложились, брат глумливо предлагал проверить, — говорит Ирина. — Его одернула все та же прабабушка, сказав, что в полнолуние такие светящиеся тени появляются у могил убитых людей. Таковых в начале века в Баргузине, столице криминальной золотой тайги, было немало.
В Томском краеведческом музее хранится «Колдовская тетрадь» — потрёпанная рукописная книжица в чёрном кожаном переплёте, датированная девяностыми годами XIX века, в которой, помимо заговоров, колдовских обрядов и знахарских рецептов, описывается леденящий кровь ритуал «схорона кладезя на упокой».
Безымянный автор «Колдовской тетради» советует взять горсть земли с девятидневной могилы утопленника или самоубийцы, перемешать её с драгоценностями, поместить всё это в сосуд и запечатать его сургучной печатью с изображением перевёрнутого креста.
Затем рекомендуется поймать чёрную кошку, умертвить её, содрать с животного шкуру и обернуть ею запечатанный сосуд. После этого в полнолуние следует прийти на кладбище, найти самую свежую могилу, разрыть её и положить туда драгоценности, трижды произнеся при этом: «Разойдись, река, разойдись, небеса, а старая кошка восстань из праха. Печать моя крепка, слово моё верно. Аминь!». Закопав могилу, нужно трижды плюнуть на неё и уйти с кладбища спиной вперёд.