Крупнейший английский поэт, живописец и график, один из главных предшественников сюрреализма Уильям Блейк (1757-1827) был вторым из пяти детей торговца трикотажными изделиями, увлекшегося учением шведского мистика Эмануэля Сведенборга, подолгу жившего в Лондоне.
Этот человек писал удивительные философские стихи, которые нередко цитируют и в наше время. Но гораздо больше англичанин Уильям Блейк известен как талантливый художник-гравер.
И не просто художник. Он обладал способностью видеть параллельные миры, то есть был, как говорят в наше время, визионером. А после смерти являлся своей жене в виде призрака.
Выдающиеся способности Блейка проявились очень рано. Маленьким ребенком он рисовал в лавке отца и писал стихи на оборотной стороне счетов. Он обладал и музыкальными способностями. Впоследствии он писал музыку к своим стихам. Однако жизнь редко радовала Блейка.
Он был постоянно печален, мистически настроен, жил словно во сне и часто слышал голоса, которые — он был в этом уверен — доносились до него с неба.
Блейк был учеником у гравера. Потом он учился в Королевской академии художеств, которую не окончил, потому что поссорился с ее президентом знаменитым художником Джошуа Рейнольдсом. Говорили, будто Рейнольдс дал Блейку чудовищный совет: быть попроще в своих рисунках. Вряд ли он хотел этим обидеть Уильяма. Но он явно не понимал, что Блейк не может быть таким, как все, и что они существуют в совершенно разных мирах.
18 августа 1782 г. Блейк женился на неграмотной дочери садовника Катерине Боучер. Он научил ее читать и писать. Она помогала ему делать гравюры. Она верила во все его видения и поклонялась ему как пророку.
Блейк был самым оригинальным английским мистиком и одним из самых выдающихся графиков своего времени. Его мистическое отношение к миру пронизывало и его жизнь, и его искусство. Для печатания небольших книжечек своих стихов с собственными иллюстрациями-офортами (сохранились считанные экземпляры, собственноручно раскрашенные художником), Блейк изобрел оригинальный метод высокой печати. Он, правда, утверждал, что в этом нет его заслуги — дух его покойного брата, с которым Блейк будто бы постоянно общался, раскрыл ему многие секреты искусства.
«Великий красный дракон» — одна из самых известных и одновременно самых пугающих работ художника
С детских лет Блейка часто посещали видения. Он вспоминал, что маленьким мальчиком встретил ангелов и пророка Иезекииля. Какая-то сила заставляла его писать стихи или рисовать, диктовала ему стихи, водила его рукой. Моисей, Гомер, Вергилий, Данте и Мильтон постоянно приходили к нему и беседовали с ним.
Маленький Блейк утверждал, что смерть — это всего лишь переход из одной комнаты в другую. А также рассказывал взрослым, что видел в небе воинов с мечами и копьями, а на ветвях деревьев ангелов со сверкающими крыльями… Однажды мальчик поведал, что видел самого Господа, просунувшего голову в окно… Свои видения Уилли переносил на бумагу.
Однажды к нему зашел его друг и увидел его рисующим карандашом чей-то портрет. У Блейка был такой вид, будто перед ним находилась модель, с которой он рисовал. Он то и дело поднимал глаза, всматривался и продолжал работу. Между тем в комнате никого кроме художника не было.
«Не мешайте мне!» — прошептал Блейк.
Удивленный гость спросил, кого он рисует.
«Я никого не вижу!»
«Зато я вижу его! — высокомерно прервал своего посетителя Блейк. — Он здесь, и его имя Лот. Вы можете прочесть о нем в Священном Писании. Он позирует мне».
В письме Блейка, отправленном им в апреле 1803 г., говорилось:
«Я писал эти стихи под прямую диктовку. Двенадцать, а иногда и тридцать строк сразу, без размышлений и даже против своей воли».
Головы призраков. Такое название получила серия карандашных набросков Блейка, выполненных им по просьбе астролога Джона Варли. Основные герои — явившиеся художнику мифические персонажи. Вся серия, вышедшая в 1818 году, до сих пор служит предметом серьезного внимания многих специалистов.
Блейк был убежден в существовании параллельного мира, где все иначе, чем в нашем. Стремясь постичь его законы, он научился писать справа налево. Художника мало интересовала реальность, он погружался в фантастические сферы, героями его творений становились атланты и друиды, которые являлись ему, когда он был в измененном состоянии сознания, как сказали бы сегодня.
Когда ему мешали во время транса, он приходил в дикую ярость — как-то едва не столкнул с карниза школяра, вздумавшего его дразнить. Многие считали его сумасшедшим, и так продолжалось до конца жизни.
Блейк изучал труды мистика и визионера Сведенборга, увлекался неоплатонизмом — но так и не стал ничьим последователем. Его лучшие живописные работы на религиозные темы, такие как «Сон Иакова» или «Адам и Ева находят тело Авеля», отличает особое, нетрадиционное освещение. По словам Блейка, это был «свет других миров», который и помогал ему создавать шедевры. Лишь истинному художнику доступны контуры того, иного, запредельного мира, уверял он:
Кто контур не видит — не может его рисовать,
Ни рафаэлить, ни фюзелить, ни блейковать.
За контурный метод вы рады художника съесть,
Но контуры видит безумец и пишет, как есть.
Блейк создал несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки. Одной из его работ была «Библия Ада, собранная в Ночных Видениях», своего рода альтернативный Ветхий Завет, где Бог представал демоном, а акт сотворения мира — великим падением…
Как-то, вспоминает художник, он увидел в своем доме «чешуйчатую, крапчатую, ужасную видом тварь с телом человека и головой блохи, спускавшуюся по лестнице». Видение привело его в такой ужас, что он бросился бежать из дому, куда глаза глядят. Позднее он воплотил адское видение в одной из своих картин — «Дух Блохи».
Картины Блейка: Рисунок на дереве Призрак Блохи (The Ghost of a Flea) (слева) и «Число Зверя 666» (The Number of the Beast is 666) (Справа)
Уильям Блейк скончался 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет, в самый разгар своей работы над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Незадолго до этого он закончил иллюстрировать «Книгу Иова». Врачи так и не смогли найти причину смерти художника. Возможно, его забрали с собой те потусторонние силы, с которыми он постоянно общался при жизни.
После его кончины вдова Кэтрин не раз рассказывала, что призрак мужа являлся к ней и давал различные рекомендации. Так, если к ней приходили купить какую-нибудь из гравюр Блейка, она всегда говорила, что сначала посоветуется с супругом.
Картины Блейка к «Божественной комедии»