Дорогие читатели! Вам наверняка приходилось путешествовать по Беларуси. И даже удалось проникнуть туда, где еще не ступала нога туриста… Увидеть то, что никто не видел. Присылайте нам, пожалуйста, свои рассказы и фотографии о самых незабываемых поездках, о самых красивых и загадочных местах. Мы с удовольствие опубликуем их на страницах «Комсомолки» этим летом. И, может быть, кто-то даже отправится по вашему маршруту за впечатлениями или… привидениями…
«Зловещий и чудовищный» и его обитатели
Гольшаны… В «Энциклопедии загадочных мест мира» (В.Черноборов «Энциклопедия загадочных мест мира», Минск, «Вече», 2007) это крошечное селение соседствует с Бермудским треугольником. Здесь без видимой причины спешат часы, засвечивается фотопленка, но главное — здесь, по утверждению многочисленных очевидцев, обитает несколько привидений.
Мы держим путь к старинному замку. «Зловещий, чудовищный! И не на холме, не поодаль, чтобы человек успел как-то подготовиться, а лицом к лицу, словно неожиданный удар меча», — так описал его Владимир Короткевич в повести «Черный замок Ольшанский». Я бы добавила, что замок словно сторожит путников в густых зарослях. От этой ассоциации неприятный холодок бежит между лопаток. Хотя от былого величия осталось немного — живописные арки-перекрытия да полуразрушенные шестигранные башни. Но именно они стали домом для двух призраков.
Легенда гласит, что некогда безродный парень полюбил княжну. Красавица ответила взаимностью, и юноша, переодевшись монахом, принялся наведываться в замок, чтобы «беседовать» с возлюбленной. Вскоре обман раскрылся, и взбешенный магнат (по одной версии — отец, по другой — муж) приказал живьем замуровать обоих в склепе. С тех пор и бродят по окрестностям Черный Монах и Белая Панна. Местные жители говорят, что из руин часто доносятся звуки шагов, вздохи и всхлипы.
Некоторое время в 400-летнем Гольшанском монастыре размещался филиал Национального художественного музея Беларуси (два года назад обитель передали католической общине). Чеслава Окулевич, заведовавшая этим учреждением, рассказала удивительную историю: «Лет шесть назад на руинах замка решил отметить Новый год реставратор и художник из Литвы Сергиюс Ждановичус. Вместе с женой он отправился на развалины. Погода стояла тихая, но стоило им откупорить шампанское, как поднялся ветер, и на них стало надвигаться нечто, похожее на миниатюрный смерч. Вот тогда-то наши романтики запаниковали и, не разбирая дороги, по сугробам бежали до самого дома».
Белая Панна из монастыря францисканцев
По улице агрогородка Гольшаны, погруженной в вязкую полуденную дремоту, шагаем к центральной площади, к тому самому монастырю францисканцев, где обрело приют еще одно легендарное привидение — «тезка» призрака из замка, Белая Панна.
По преданию, одна из стен монастыря при возведении постоянно рушилась. Между тем Сапега (владелец Гольшан) пригрозил строителям жестокой карой, если те не успеют к сроку. По совету колдуньи каменщики решили принести человеческую жертву — жену, которая раньше других придет с обедом. Самый молодой строитель страстно молился, чтобы это была не его горячо любимая супруга. Но где уж там! Именно ее и замуровали живой в злополучную стену. Дела тут же пошли на лад, и 6 августа 1618 года были построены два больших объекта: костел, который освятили во имя Иоанна Крестителя, и монастырь францисканцев. С тех пор здание обители ни разу не разрушалось, не перестраивалось, и так бы и осталась история о бедной девушке лишь красивой легендой, если бы не одно событие.
Чеслава Окулевич вспоминает: «В 1997 году во время чистки подвалов под стеной монастыря двое рабочих нашли женский скелет. Строители собрали останки в коробку и намеревались их позже похоронить. Но после смены мужчины отправились «попить пивка», а кости попросту… потеряли. Вот тогда-то и началось…
В подвале этого монастыря в 1997 году строители нашли женский скелет, вокруг которого завертелся настоящий детектив…
Рабочие умерли при странных обстоятельствах. Один вышел покурить, так его и нашли сидящим с сигареткой на скамеечке возле дома. У другого внезапно схватило сердце, и он тоже умер. Хотя оба были еще не старыми. Стена дала внушительную трещину, а в монастыре стали происходить мистические вещи…»
Про некоторые случаи Чеслава Окулевич говорит так:
«Однажды утром я пришла на работу и обнаружила, что повсюду горит свет. Я рассердилась на забывчивых сотрудниц и принялась выключать электричество. В одной из комнат одновременно со мной к выключателю как бы потянулась призрачная рука, и свет погас до того, как я коснулась кнопки. Слышали бы вы, с каким визгом я бросилась вон! А однажды из подвалов до меня донесся детский плач, хотя никакого ребенка там, конечно, не могло быть».
Впрочем, потерянные кости не исчезли окончательно. Однажды они «вынырнули» в совершенно неожиданном месте. Об этом случае рассказала другая сотрудница бывшего музейного филиала Галина Чимбор: «Примерно пять лет назад к нам на экскурсию приехали чиновники из Ошмян, среди них был Грушевский, который раньше был заместителем главного санитарного врача района, внимательно слушал мой рассказ о призраке и потерянных останках, а потом сказал, что видел этот ящик в гараже у свого знакомого, тоже занимавшего высокий пост. Позже я узнала, что у хозяина гаража начались серьезные неприятности… Поверив, что причиной напастей могут быть загадочные останки, он вызвал военных, чтобы те вывезли ящик. Вскоре тот чиновник уехал из района, а Грушевский, занявший его пост, погиб в страшной автокатастрофе. А вот что стало с останками, я не знаю»…
Скрипы, громыхание решеток, стоны не раз слышали работники музея и путешественники, рискнувшие остановиться в монастыре на ночь. Некоторые даже видели призрак — во всех описаниях фигурирует белое истлевшее платье, изящная шея, большие и очень печальные глаза… А вот заснять аномалию на пленку не удалось никому. Не показалась капризная барышня и российским ученым, которые не однажды приезжали в Гольшаны, хотя аппаратура каждый раз зашкаливала.
Вот и мы, сделав всего несколько кадров во дворе монастыря, вдруг обнаружили, что батарейки… сели. А ведь были совсем свежие!
Проделки Черной Монашки
Внезапная гроза с полыхающим небом и оглушительными раскатами грома — таково было первое впечатление от древнего Несвижа. Втянув голову в плечи, мрачно шлепаем по лужам.
Наконец в отблесках молний предстает великолепный Фарный костел или Костел Тела Господня (XVI в.), фамильная усыпальница рода Радзивиллов. Храм снискал недобрую славу. Еще бы! Ведь здесь более 70 сохранившихся захоронений. Примечательно, что Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка, который и основал крипту, в 1583 году привез из Египта рецепт бальзамирования. После этого вплоть до XIX века тела Радзивиллов мумифицировали. Учитывая, что некоторым мумиям уже более 400 лет, опыт можно считать удавшимся.
Отдельную нишу в крипте занимает погребение Екатерины Радзивилл и ее шести рано умерших детей. В полночь из склепа часто доносится шелест крыльев и душераздирающие крики. Это в образе совы-оборотня оплакивает своих малышей несчастная мать…
Постройки бывшего женского монастыря бенедиктианок (XVI в.), ныне перешедшие в распоряжение Несвижского государственного колледжа им. Я.Коласа, облюбовала Черная Монашка. Неизвестно, за какие грехи душа бедняги не может обрести покоя, но, говорят, призрак особенно строг к легкомысленным студенткам. Их монашка щипает и может сильно напугать в темноте.
В последний раз этот призрак объявился в студенческом общежитии пару месяцев назад. Студентка 1 курса Настя Шишко смогла снять привидение «цифровиком»: «Мы с девчонками фотографировались в комнате. Ничего необычного не видели, а вот на снимке, между кроватью и шкафом оказалась она — такой сгусток дыма в образе монашки. Поначалу страшновато было в комнате жить, но потом привыкли, ведь больше она себя никак не проявляет».
Продолжение в следующем номере. Вы узнаете, какое еще привидение обитает в Несвиже и чего боялись реставраторы Лидского замка.