Закарпатский край чрезвычайно богат не только экологией, но и мистическими традициями. Это еще один повод привлечь внимание туристов к Закарпатью. Всевозможной нечисти, если судить из местных легенд, здесь было достаточно во все века.
Стоит лишь вспомнить знаменитые «Тени забытых предков», которые буквально пропитаны мистикой Карпат. Подробнее о закарпатской демонологии мы попросили рассказать заведующего кафедрой туризма Ужгородского национального университета Федора Шандора.
— Федор Федорович, когда и как заинтересовались таинственными и мистическими традициями Закарпатья?
— Демонологией я заинтересовался во время учебы на историческом факультете, когда мы исследовали этнографию под руководством известного профессора Тиводара. Я столкнулся с этим явлением в Мукачевском районе, где люди рассказывали, что были свидетелями мистических вещей, которые происходили на территории нашего края. Сначала мне было просто интересно, а уже позже появился научный интерес.
— Почему же Закарпатье — край мистический? Для этого должны быть конкретные предпосылки.
— На Закарпатье очень часто случались и происходят мистические явления. Это из-за того, что у нас сохранились сильные традиции. Ведь Закарпатская область — единственная в Украине, где преобладает сельское население и есть множество религиозных общин. Все это взаимосвязанные вещи, которые и порождают представления, которых не знает урбанизированное население. Определенные территории у нас получали этнонимы или топонимы с демонологическими признаками: Черный лес, Черный мочар, Черное озеро, Черная река. Есть что-то темное, плохое. Такими названиями люди предупреждали, что годится в этих местах быть осторожными. Такие просторы были связаны с определенными событиями, например, там ходили повстанцы, были убиты люди. Фактически ограждали себя от негативных сил.
— Расскажите мистическую историю, случившуюся в Мукачевском районе, подтолкнувшую вас в демонологическую область.
— Эта загадочная и зловещая история случилась в 1950-е годы в одном из сел в Мукачевском районе, где произошла массовая смерть скота. Крестьяне вызвали ветеринаров, но те не могли ничего сделать: диагноз был неизвестен. Тогда решили прибегнуть к народным методам, обратились к старому колдуну. Он спросил, с какого дня началась эпидемия. А как получил ответ, сообщил, что надо пойти на кладбище и посмотреть, кто накануне был похоронен. Оказалось, что за несколько дней до того умер мужчина, о котором ходила дурная слава. Босоркун сообщил, для того чтобы закончилось несчастье, надо раскопать могилу и вбить кол в грудь упырю. Конечно, районная прокуратура запретила эксгумацию тела, ссылаясь на неясность и антинаучность аргументов. Поэтому крестьяне ночью тайком пришли на кладбище, и трое мужчин, согласившихся на эту работу за оплату, взялись раскапывать могилу, на которую указал колдун.
Добравшись гроба, один из них, обвязанный веревками, начал открывать ее, а как открыл… на него брызнула свежая кровь, которой был заполнен гроб. А когда стали вбивать кол в сердце и втыкать девять игл в пятки, еще и связывать ноги терновыми ветвями, вдруг поднялась рука покойника и начала тянуть к себе одного из смельчаков. Едва успели добыть того из ямы, а потом быстро засыпали могилу. Как ни странно, и эпидемия скота прекратилась, что еще больше усилило веру людей в сверхъестественные явления. А вот крестьян, раскопавших могилу, прокуратура привлекла к ответственности за осквернение могилы. Трое же мужчин, непосредственно умертвлявшие упыря, в течение месяца обезумели и вскоре умерли.
Еще одна загадочная история, по народным преданиям, случилась в 1930-х годах. Накануне Рождества женщина, имевшая маленькую дочь, внезапно встала в Святой вечер из-за стола и растаяла в воздухе, семья была шокирована, а через несколько часов над селом пронесся страшный снежный вихрь, и женщина появилась. Она принесла своей дочери… свежезламанную зеленую веточку со сливами. До сих объяснение такому феномену, при тогдашнем коммуникационном и другом виде сервиса, нет. Возможно, повитруля и знала какой-то метод эту веточку сохранить с летнего времени, но людей это не интересовало. Для них было ясно, что она ведьма. Таких историй очень много. Они связаны с вурдалаками, оборотнями, упырями, ведьмами и колдунами, с лесными духами, с блудом.
— Отличительная особенность «мистического Закарпатья» — так называемые проклятые дома. Что вам о них известно?
— Один из достаточно известных таких «проклятых домов» — в Сваляве, о нем даже писала областная пресса. Есть такой дом в Ужгороде на ул. Заньковецкой, в Мукачево (ул. Генерала Петрова), два такие дома известны в Хусте. Как правило, в этих домах были захоронения, или суициды, убийства, или жили сумасшедшие люди. Дом — это зона, где закрепляется энергетика человека. И остается и после их смерти.
— Случались какие-то мистические ситуации в последнее время?
— Из таких загадочных событий — самоубийства в Черном лесу, где ежегодно встречаются 2-3 случая суицида. Загадочное место, что и говорить. Непонятно, зачем люди из других регионов Украины приезжают сюда, чтобы бросить петлю на шею? Словно что-то их туда притягивает. В частности, известен случай с харьковским бизнесменом, якобы успешным человеком, который покончил с собой в этом лесу.
Где живут ведьмы и колдуны, должны быть и борцы с ними. Закарпатье, конечно же, не исключение. Особенно массовой борьба с колдовством была в XVIII-XIX веках. При Ужгородском замке постоянно действовала инквизиция, которая имела обязанность — наказывать колдунов. Соответственно, при укреплении были камеры пыток. Они известны и тем, что в них появлялись призраки.
— Ну а сами, наблюдали что что-то сверхъестественное?
— «Гм … Мы ходили в демонологические походы. Например, были как-то в зоне, где погиб машинист, — в Мукачевском районе. Ночью мы проснулись от того, что гудел локомотив, и увидели, как он едет прямо на нас. На следующее утро оставили это место — стало очень страшно. Поэтому я верю в такие вещи. Не говорю, что это именно привидения, но необъяснимые явления существуют. В селах люди сей верят в нечистую силу, но не слишком часто об этом говорят, чтобы с них не смеялись горожане . Но когда случаются непонятные ситуации, они обращаются к так называемым мольфарам, то еесть прорицателям.
— В настоящее время получает развитие так называемый «демонологический туризм». Эта тема интересует очень многих…
— Если она вызывает интерес, то почему бы ее не эксплуатировать? Например, организовывать походы с ночевкой к Черному лесу или Черного грязи на Береговщине, где, как считается, сохранилось чудовище, забирает к себе людей. Есть у нас и истории о гигантских сомах, которые привлекают к своим норам коров или даже детей, легенды о горных духах, охраняющих сокровища разбойников и забирают людей. «Нужно это высмеивать? Мне кажется, что лучше использовать и хранить.
Ведь прежде всего это наследие предков, а во-вторых — это традиции. Их положено хранить и популяризировать, ведь каждое новое поколение оценивает жизнь прежде всего с потребительской позиции. Зная традиции, мифы, легенды своего края, чувствуешь, где живешь, имеешь настоящее чувство патриотизма. Без этого нельзя, иначе человек люмпенизируется. Наконец, пусть она будет и богатая, но — без души. Ведь легенды и мифы — это тоже часть души.