Как известно, излюбленные места пребывания привидений и духов — это старинные замки. Тема замков с привидениями — одна из самых популярных как в литературе, так и в кино.
Но помимо художественного вымысла на эту тему известны и документально засвидетельствованные случаи паранормальных явлений, очевидцами которых становились обитатели и гости старинных замков. Вот о таких событиях и пойдет речь ниже.
Кончина графа Пальфия
Началом этой истории можно считать 2 июня 1908 года, когда в Вене в возрасте 79 лет умер граф Ян Пальфий. Будучи убежденным холостяком, он не был женат, детей не имел, а родственников, ставших его наследниками, интересовало главным образом имущество графа. И прежде всего его родовой замок со всем убранством, находящийся среди лесов в живописных горах близ словацкого города Бойницы.
Результат вскрытия тела покойного графа был шокирующим: оказалось, что престарелый холостяк отнюдь не чурался женского общества, ибо, согласно заключению патологоанатомов, причиной его смерти стал сифилис на последней стадии.
Готовя тело покойного к перевозке в Словакию, его заполнили консервирующим раствором и уложили в цинковый гроб. Спустя четыре дня траурный кортеж, состоящий из запряженного лошадьми катафалка и сопровождающих его конных факельщиков, прибыл в замок, где уже давно по приказу графа в одном из подвальных помещений приготовили усыпальницу в виде склепа. Вскоре в склепе установили привезенный из Инсбрука огромный саркофаг розового мрамора, в который и поместили цинковый гроб с телом графа.
Борьба за наследство
Когда наследники услышали текст завещания графа, они были крайне раздосадованы и даже возмущены. Дело в том, что граф, будучи ценителем произведений искусства, на протяжении долгих лет выискивал и закупал полотна старых мастеров, скульптуры и декоративные изделия во многих европейских странах. В результате на эти приобретения ушло почти все его состояние.
А по завещанию все собранные графом художественные ценности должны были оставаться в замке и быть доступными для изучения искусствоведами и музейными работниками, а также для обозрения всем желающим. Словом, граф пожелал, чтобы после его смерти замок стал общедоступным музеем.
Наследников, уже подсчитывавших барыши от продажи находившихся в замке произведений искусства, такое завещание не устраивало. Они сумели получить медицинское заключение о том, что к моменту составления завещания у графа уже развилось сифилитическое поражение головного мозга, характеризующееся прогрессирующим распадом психики вплоть до слабоумия.
Им также удалось «организовать» нескольких свидетелей, согласившихся выступить в суде и привести примеры многочисленных странностей в поведении графа в последний период его жизни. На этом основании наследники смогли оспорить ряд ключевых пунктов завещания. В итоге многие художественные ценности перешли в их собственность и после бурной дележки были распроданы. И хотя замок открыли для осмотра, солидным музеем и подлинным храмом искусства, как хотел того покойный граф, он не стал.
Началось…
Прошло почти полвека, и в Бойницком замке начали происходить загадочные события. В 1957 году одна из служительниц сообщила, что из мраморного саркофага стала сочиться густая темно-красная жидкость, похожая на кровь. Со временем ее набралось около двух литров. Анализы — химический и бактериологический — показали, что жидкость имеет сложный состав, содержит несколько видов бактерий, но опасности для здоровья человека не представляет.
Саркофаг графа
Высказали предположение, что жидкость образовалась в результате реакции между введенным в тело графа консервирующим раствором и цинком, из которого был изготовлен гроб, а вытекать наружу она стала после того, как коррозия проела металл насквозь. Правда, ученых мужей несколько смущало то, что для этого понадобилось целых 50 лет.
Однако выделение жидкости из саркофага прекратилось в сентябре 1995 года, в тот самый день, когда в соответствии с соглашением между правительствами Чехии и Словакии о разделе культурного наследия бывшей Чехословакии в часовню Бойницкого замка был возвращен алтарь работы флорентийского мастера XIV века. Возможно, что два события совпали случайно, но многие из работников и обитателей замка сочли это обстоятельство знамением свыше.
Было известно, что при жизни Ян Пальфий нередко проводил перед алтарем долгие часы. По мнению людей, близко знавших графа, алтарь связывал его с иными мирами и предоставлял ему возможность черпать из окружающего пространства дополнительную энергию, которая и давала Пальфию силы долгие годы бороться с ужасной болезнью.
Что касается художественных достоинств алтаря, то, видимо, граф не зря считал его своим самым ценным приобретением. Ведь с 1933 года алтарь украшал экспозицию Штернбергского дворца, являющегося частью Национальной галереи Праги.
Загадочные явления множатся
А между тем странные события в Бойницком замке не прекращались. Их свидетелями регулярно становились, в частности, сотрудники агентства, обеспечивающего охрану замка. Вот что рассказывает начальник одной из смен охраны:
— На гладкой и ровной поверхности стола — чашка кофе. Никто до нее не дотрагивается. Но чашка вдруг начинает подпрыгивать. Или вот еще: сам собой поворачивается ключ в замке огромного старинного сундука. Я ни за что не поверил бы этому, если бы не видел и то и другое собственными глазами! Охранники мне говорят, что нередко слышат приглушенные голоса или неразборчивое бормотание в пустых, запертых снаружи комнатах. Как-то раз служебная собака стала с лаем кидаться на дверь одной из таких комнат. Дверь открыли, а в комнате — никого…
По словам некоторых работниц замка, в коридорах и переходах перед рассветом часто появляются полупрозрачные силуэты. А одна из сотрудниц как-то раз увидела в зеркале отражение фигуры в черном тюрбане. В ужасе оглянувшись назад, она обнаружила, что комната пуста.
В связи с этими загадочными происшествиями для обследования замка пригласили парапсихологов и экстрасенсов. Они подтвердили, что ощущают присутствие неких потусторонних сил, но заверили, что, по их убеждению, никакой опасности для окружающих эти силы не представляют. А один из приглашенных, известный «охотник за привидениями» доктор Йонаш посоветовал: «Духов не надо беспокоить».
Таинственный мир Бойницкого замка
Поскольку информация о загадочных происшествиях в Бойницком замке имеет документальные подтверждения, есть все основания считать достоверными и сведения о подобных событиях, происходивших здесь в далеком прошлом.
Существует старинная легенда о бойницких «каменных дукатах». В ней рассказывается о тех временах, когда владельцем замка был местный магнат по имени Ян Корвин. Тогда некий хромой бондарь — мастер по изготовлению бочек — наложил проклятие на управляющего замком Петра Пака за то, что тот не позволил ему обмыть больную ногу водой из находившегося около замка целебного источника. После этого ключ с целебной водой забил прямо у дома бондаря, а источник рядом с замком иссяк.
Мало того, все деньги высокомерного и жадного управляющего превратились в мелкие округлые камешки. А бондарь выздоровел.
Немало загадок таят в себе и подземелья замка. Его каменный фундамент был заложен в XIII веке на поверхности плато, образованного известковым туфом. В этой легкой и пористой горной породе нередко встречаются объемные пустоты, которые нетрудно расширять, углублять и соединять между собой, прорубая туннели.
Вход в один из таких туннелей открывается из подвальных помещений Бойницкого замка. По этому наклонному туннелю, уходящему на глубину 27 метров, можно попасть в просторную почти круглую пещеру диаметром около 22 метров с двумя небольшими озерцами. Купол и стены пещеры покрыты удивительно красивыми натеками различных цветов: от золотисто-желтого до малиново-красного.
Имеются достоверные сведения, что граф Пальфий любил уединяться в этой пещере и вглядываться в освещенную светом факела водную гладь. Говорят, что он совершал там некие тайные ритуалы, позволявшие ему проникать в иные измерения реального мира, а идеально ровная поверхность одного из подземных водоемов играла при этом роль магического зеркала. Вероятно, эта пещера и драгоценный алтарь в часовне служили теми «воротами» в иные измерения, которые было дано посещать Яну Пальфию и в которых он черпал для себя дополнительную жизненную энергию.
По устройству магическая пещера является как бы проходным помещением, из нее несколько туннелей ведут дальше, в глубь горного массива. Это довольно узкие и низкие проходы, частично засыпанные обрушившейся породой. Какова их протяженность и куда они ведут, точно неизвестно. Легенда гласит, что один из таких туннелей имеет длину свыше 400 метров и выходит на поверхность вблизи костела, находящегося за городскими стенами Бойниц.
Вадим ИЛЬИН
«Тайны ХХ века» июнь 2013