[/b]
[b]С Кругобайкальской железной дорогой связано несколько легенд — о затонувшем вместе с золотом Колчака поезде-призраке (этот миф давно развенчан учеными), о белой лошади, которая выскакивает из темноты тоннелей и очень агрессивно ведет себя по отношению к туристам.
Также о призраках пассажиров, погибших во время столкновения поездов, о духе итальянского инженера — проектировщика тоннеля, который застрелился после того, как понял, что тоннель, который рыли рабочие с разных сторон, не сойдется.
Легенд много, но большинство из них имеют под собой выдуманную основу. Мы же решили проверить Хабартуйский тоннель, в котором действительно произошла трагедия, а значит, есть вероятность возникновения аномальной активности.
Мыс Хабартуй состоит из трех тоннелей. 67 лет назад в одном из них произошла трагедия, которая стала основой для историй о призраках.
Круглые белые образования не имеют никакого отношения к потусторонней активности, это шонги или орбы — пыль или частички влаги, отразившиеся от вспышки.
Столкновение поездов
Перед началом нашей небольшой экспедиции мы попытались собрать информацию об исследуемом месте. Как известно, Кругобайкалка стоила своим строителям нечеловеческих усилий. Люди погибали от холода, болезней, во время взрывов, многих хоронили тут же. Мыс Хабартуй, представляющий собой 50-метровую скалу, которая отвесно обрывается в Байкал, — место, где рабочих ожидал каторжный труд. Понемногу отвоевывая место у скалы, они прорубили три тоннеля и возвели две галереи, одна из которых пристроена к тоннелю Хабартуй-3, получившему печальную известность после самой крупной аварии на КБДЖ.
Вечером 6 марта 1946 года к тоннелю подъезжал пассажирский поезд. В одном из вагонов кто-то без всякой на то причины сорвал стоп-кран. После небольшой стоянки поезд двинулся. В 21 час 15 минут он въехал в тоннель. Следом за ним двигался грузовой поезд, ведомый паровозом, машинист которого из-за сильной усталости не обратил внимания на запрещающий сигнал. Грузовой поезд на большой скорости въехал в тоннель, где столкнулся с хвостом шедшего впереди состава.
Последним вагоном пассажирского поезда оказался вагон-лавка. В нем стояла печь, от которой по другим вагонам начал распространяться пожар. Как назло, противопожарная система паровоза была неисправна. Машинисты быстро расцепили состав и вывели уцелевшую часть пассажирского поезда из тоннеля. Во время столкновения и пожара погибло 20 пассажиров, еще 29 человек были ранены. С тех пор путники встречают в тоннеле призраков погибших в страшной катастрофе.
Призрак или местный житель?
Два с половиной часа на электричке, и мы в Темной пади — остановочный пункт, откуда многие туристы начинают свое путешествие по Кругобайкалке. От остановки 3,5 км идем по лесу до Старой Ангасолки. По дороге попадаются неописуемой красоты мухоморы. Сама собой напрашивается шутка, что грибы-красавцы могли стать виновниками галлюцинаций, породивших некоторые истории о призраках.
Как нам стало известно от туристов, регулярно посещающих КБЖД, многие легенды выдумали местные жители. Также авторство некоторых историй, связанных с потусторонней активностью, приписывают работникам альпинистской базы, расположенной в Старой Ангасолке. Подтвердить это или опровергнуть мы не смогли, альпинистская база, ныне отданная под детско-юношеский центр, была закрыта.
Кроме того, местные жители не только выдумывают легенды, но и любят подшутить над туристами. Так, несколько лет назад с группой походников произошел неоднозначный случай. После долгого перехода ребята остановились у самого длинного тоннеля КБЖД под названием Половинный. По легенде (которой, кстати, нет исторического подтверждения), этот переход рыли с двух сторон. Рабочие трудились как проклятые и вот-вот должны были увидеть друг друга, но шли недели, а долгожданная встреча все не происходила. Когда надежды не осталось, решив, что ошибся в расчетах, застрелился инженер, итальянец по происхождению. На следующий день тоннель сошелся.
— После долгого перехода мы остановились у Половинного, решили передохнуть, разожгли костер, — рассказывает очевидец. — Вдруг из тоннеля выходит мужчина, одетый во что-то темное, и спрашивает нас, куда, мы, мол, собрались. Мы говорим: «В тоннель». А он: «Не ходите туда, там нет выхода». А сам разворачивается и идет обратно. Мы в ступоре на него смотрим — мужик двигался совершенно бесшумно, ни один камешек не хрустнул.
На человеке была такая безликая одежда, что туристы не смогли определить, к какой эпохе она относилась. Однако, обсуждая между собой эту встречу, сошлись во мнении, что их просто разыграл местный житель.
Видения
В первую очередь мы решили посетить Хабартуйский тоннель. До него от Старой Ангасолки всего 5 километров. Миновав мыс Хабартуй, разбили лагерь на живописном пригорке, поужинали и терпеливо дожидались 12 часов ночи. Но словам Александра Николаева, руководителя группы «Стилет», экспедиционного отделения «Иркутск-Космопоиска», потусторонняя активность чаще всего проявляет себя с 12 до 3 часов ночи.
На противоположном берегу Байкала замерцали огни Слюдянки, на небо высыпали звезды, и мы вошли в тот самый Хабартуйский тоннель под номером 3. Выключили фонарики и сели рядом с рельсами. Сначала мы находились в абсолютном зрительном и вербальном вакууме.
— Обращайте внимание на звуки и на образы, которые может зафиксировать боковое зрение, — шепотом инструктировал нас Александр Николаев, ненадолго нарушив тишину. — Бывает, что люди, которые находятся в одном месте, слышат и видят разное.
Постепенно из темноты начал проступать слабый свет, обретший форму скругленного треугольника, — это светился вход в тоннель. На фоне этого треугольника замаячило продолговатое вертикальное пятно.
— Движение! — сказал Саша, и у женской половины экспедиции оборвалось сердце. — Не бойтесь, — продолжал наш руководитель, — физически они ничего вам не смогут сделать.
— Возможно, это просто обман зрения, оттого что мы слишком напряженно смотрим в темноту, — предположила Наташа.
Потом что-то мелодично звякнуло. Мы решили, что этот звук произвели заклепки на брюках Саши.
Вообще, сидя в полной тишине и темноте, можно нафантазировать себе многое. В тоннеле, преображающем звуки, пение сверчка напоминает шаги. Глаза от пристального вглядывания во тьму могут увидеть смутные образы. Заставляет трепетать мистическая репутация тоннеля. Что же до нас, никто из четырех членов экспедиции за час дежурства в тоннеле не услышал и не увидел ничего, что хотя бы отдаленно напоминало бы призрака.
…Когда мы улеглись спать, начал шевелиться тент палатки. В ближайшем распадке нарастал гул. Начиналась буря. Разгулявшийся ветер пригибал к земле наш походный домик и грозил сорвать тент. На следующий день начался дождь, который, судя по прогнозам, обещал превратиться в снег. Мы приняли решение повернуть назад, а исследование тоннеля Половинного отложить до следующего раза.