Американец Уильям Мамлер в 1860-х наладил производство фотографий, на которых на заднем фоне были видны духи. Его фотолаборатория не знала отбоя от клиентов. В 1869 году его попытались судить за мошенничество, но не смогли доказать способы мистификаций фото. Мамлер заболел шизофренией и унес с собой в могилу тайны фотошопа XIX века
1860-е годы – это самое страшное время за всю историю США: сотни тысяч убитых во время Гражданской войны. В стране расцветает увлечение спиритизмом, когда родственники убитых солдат пытаются вызвать их дух. Бостонский гравёр Уильям Мамлер вовремя сообразил, каков главный тренд эпохи, и сделал на нём хороший капитал. В 1862 году он переезжает в Нью-Йорк и начинает работу над созданием технологии, способной проявлять на заднем фоне фотографии силуэт другого человека. Мамлер уверяет, что это дух родственника фотографирующегося человека. Известность Мамлера растет, в день он зарабатывает до 30-40 долларов (3-4 тысячи долларов в современном исчислении). Фирма процветает ещё и потому, что жена Мамлера – медиум, организатор спиритических сеансов. В 1863 году местные фотографы, политики и учёные пытались разоблачить Мамлера. Они устроили общественную экспертизу его деятельности – фотограф при них производил все манипуляции при съёмках. Но после недели расследования и наблюдения экспертному совету им так и не удалось понять, как появляются духи на снимках Мамлера
В 1869 году Мамлера уже пытается засудить Нью-Йоркский городской суд. Процесс идёт около месяца, и снова не удаётся доказать, что фотограф – мистификатор. Однако этот судебный процесс сильно подорвал авторитет и финансы Мамлера. Судебные издержки обошлись ему в 5 тысяч долларов (немыслимые по тем временам деньги, около 500 тысяч по текущему курсу), а клиентура, хоть этих доказательств и не было, начала подозревать в нём мошенника. Да и ажиотаж вокруг спиритических сеансов стал спадать: Гражданская война закончилась пять лет назад, и за это время многие люди свыклись со смертью родственников. Уильям Мамлер ещё какое-то время продолжает свою фотографическую деятельность, но уже без прежнего размаха. В конце 1870-х он заболевает шизофренией, а в 1884 году, в возрасте всего 52 лет «умирает от тоски» (так тогда называли истощение нервной системы и упадок сил). Перед смертью он уничтожил почти все свои рабочие бумаги и фотоснимки. До нашего времени дошло около 2 тысяч фотографий его лаборатории
Фотографы и учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как Мамлеру удавались такие снимки, при том, что на них действительно были силуэты погибших родственников фотографирующихся (самый знаменитый его снимок – вдова президента Авраама Линкольна на фоне силуэта её погибшего мужа; этот снимок вверху). Одна из версий – на Мамлера работала бригада воришек. Процесс мог обстоять так. Человек фотографировался и оставлял свой адрес. Мамлер обещал ему доставить фото на дом через 3-4 дня. Если за это время воришкам удавалось проникнуть в дом фотографировавшегося и обнаружить там снимки его погибших родственников, то это фото доставлялось Мамлеру, и оно накладывалось на снимок сфотографировавшегося. Получившееся фото объявлялось спиритическим, за него бралась повышенная плата. Если фото погибшего родственника не удавалось выкрасть, клиенту выдавался обычный снимок с простым объяснением, что «дух не вышел на контакт». По свидетельству очевидцев, «спиритическими» получались около трети всех снимков, сделанным Мамлером. Но и эта версия остаётся лишь версией, доказательств, что производились именно такие манипулиции, не было тогда и тем более нет сегодня.
Однако первым этот жанр опробовал сэр Дэвид Брюстер, сделав несколько снимков для своей книги «Стереоскоп: его история, теория и устройство». Несмотря на то, что он использовал простой метод двойной экспозиции, и обман был разоблачен, другим фотографам идея фотографирования привидений показалась невероятно заманчивой. Здесь вы найдёте несколько наиболее удачных примеров фотографий с существами «из другого мира», сделанных за много лет до появления фотошопа
Сэр Дэвид Брюстер: Привидение в стереоскопе, 1856
Уильям Мулмер: Генри Робин и призрак, 1863
Фотографии Уильяма Мулмера, 1860-1880
Мэри Линкольн с призраком супруга, Авраама Линкольна, начало 1870-х
Слева: медиум в трансе. Его «душа» покинула тело и стоит сзади, 1868. В центре: Миссис Френч с «призраком» своего сына, 1868. Справа: Мозес Доу с «духом» Мейбл Уоррен, 1871
Уильям Хоуп: Трое живых и два призрака
Уильям Хоуп: Семейное фото с духами предков
Уильям Хоуп: Женщина с двумя мальчиками и привидением
Уильям Хоуп: Мужчина с лицом призрака
Уильям Хоуп: Мужчина с призраком покойной жены
Уильям Хоуп: Мужчина с духом покровителя
Уильям Хоуп: Уилл Томас с неизвестным призраком
Неизвестный фотограф: Помолвка, 1890-е
Стромейер & Уимен: Мечты о Рождестве, 1897
Уильям Хоуп: Пожилая пара с призраком
Фото сэра Виктора Годдара с его эскадроном, Первая мировая война, 1919 (Лицо-призрак принадлежит Фредди Джексону, который погиб за два дня до того, как было сделано это фото).
Гарри Гудини с призраком Авраама Линкольна, 1920
Уильям Хоуп, сеанс, 1920
Снимки Ады Дин, начало 1920-х годов
«Коричневая леди» из Рейнхэм Холл, 1936. Этот самый знаменитый снимок с призраком сделал лондонский фотограф Губерт Прованд, который просто приехал поснимать особняк. После проявки негативов на лестнице обнаружилось нечто напоминающее призрак женщины. Говорят, женщину звали Дороти Таунсхенд (1686-1726), она была сестрой первого премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола.