В начале 70-х годов в окрестностях аула Бегимбет (Приаралье, пески Большие Барсуки) из-за поломки грузовика геологической партии погиб геологический отряд из пяти человек.
Как потом выяснилось, когда геологи выпили всю оставшуюся у них воду, отчаяние погнало их из тени грузовика в пески в поисках спасения. Ни жилья, ни воды им обнаружить не удалось. Тела нашли лишь осенью. Личности погибших идентифицировали с большим трудом, их изрядно поклевали беркуты и погрызли пустынные лисы — корсаки…
«Однажды в пути мы, питерские геологи, заблудились, — рассказывает участник других событий в той же местности Сергей Павленко. — Шофер оказался молодой, неопытный, но самонадеянный, и стоило нам съехать с плохо наезженной степной колеи, чтобы поохотиться на дроф, как, увлекшись охотой, мы скоро потеряли нужное направление. Хорошо еще, что было с собой немного воды и бочка с бензином. На наше счастье, вдали показались клубы пыли из-под колес чьей-то машины.
Мы стали стрелять в воздух красными ракетами, давая знать, что нуждаемся в помощи. Не прошло и получаса, как к нашему грузовику подкатил, переваливаясь на степных рытвинах, джип. В нем кроме водителя был один из начальников местного геологического управления. Все мы очень обрадовались этой встрече.
«Дайте-ка мне вашу карту», — попросил управленец. Внимательно глянув на планшет, он с удивлением сказал, что с такой картой не то что заблудиться, а сгинуть можно было. И он показал нам свою, новейшую карту. Наш спаситель — его звали Георгий Федотович Тетерев — объявил, что надо доехать до ближайшей гидрогеологической скважины (на нашей карте ее и в помине не было), а там ледяной воды — «хоть залейся!».
Все удивились: откуда в полупустыне столько воды? Тогда Георгий Федотович поведал нам, что здесь, на глубине 200—300 метров, находятся целые моря прекрасной пресной воды. Ее недавно разведали гидрогеологи, но тот подземный источник, к которому он советовал нам поехать, помог отыскать один зарубежный специалист по имени Фред Маклоу. Его местные геологи приглашали из ЮАР в качестве консультанта.
Как рассказал нам Георгий Федотович, Фред Маклоу был первоклассным лозоходцем. В подтверждение он показал геологам газеты и журналы со своим портретом, где сообщалось, что благодаря ему в ЮАР и других африканских странах были открыты крупные местонахождения подземных вод, включая и глубинные рассолы с содержанием редких элементов.
Уже на другой день Фред, по рассказу Тетерева, попросил машину, шофера и двух наших специалистов, хорошо ориентировавшихся на местности, чтобы отправиться с ними в район Аркалыка. Поехали. Прибыв на место, гость отошел ото всех метров на двести и, скрестив на груди руки, побрел в западном направлении. Все последовали за ним.
Во время перекура Фред заявил, что вода здесь есть, но ее не очень много и она солоноватая. «Да откуда вам это известно?» — возмутился один из наших специалистов, хорошо говоривший по-английски. «Вы просили меня помочь отыскать высо-кодебитный артезиан? — отвечал Фред. — Вы его получите сегодня же».
После обеда он сам повел джип по ему одному известному пути и остановил его в небольшой степной впадине, где, по нашим данным, никакой воды быть не должно. Пройдя с полкилометра со сцепленными на груди руками, он вдруг остановился, и тут его стало мотать из стороны в сторону, словно он был пьян! Геологи рванулись к Фреду, думая, что ему плохо. А его трясло как в лихорадке.
Вдруг консультант опустил руки, и лицо у него порозовело, а до того было белое как мел. Улыбнулся широко и попросил отметить это место на карте. «Вода на глубине 350 метров, напорная и очень высокого качества. Завтра укажу и весь контур подземного бассейна», — объявил он. И на самом деле указал. Главк, финансирующий бурение, не хотел давать денег под заявление, не имеющее никакой геологической аргументации.
Но наше управление деньги все же выбило под личную ответственность главного гидрогеолога. Пробурили. Установили запорное эксплуатационное оборудование. Открыли заслонку, и из трубы столб ледяной воды под напором ударил метров на сто вверх! На радостях устроили в честь консультанта банкет. На вопросы, как ему все это удается, Фред только отшучивался, ссылаясь на «тайну профессии». Потом, отыскав еще несколько источников воды, уехал домой.
Много позже Тетереву удалось кое-что о нем узнать. Оказывается, его отец Джордж тоже обладал способностями отыскания воды. Однажды, путешествуя по штату Колорадо в США, Джордж примкнул к группе золотоискателей. И он стал свидетелем их гибели от жажды. У них не хватило воды!
От потрясения или по какой-то другой причине отцу Фреда явилась во сне душа одного из погибших, которая и объявила ему, что он и его дети будут обладать ясновидением воды под землей. Для этого было важно лишь сложить руки на груди и молить Бога, чтобы душа погибшего старателя помогла ищущему найти подземный источник. В эти мгновения Джордж начинал видеть душу погибшего так ясно, что его трясло как в лихорадке и швыряло из стороны в сторону. Видение души происходило именно в том месте, где залегал подземный источник.
Говорят, что отец и сын Маклоу нажили большой капитал, оказывая помощь геологам и всем желающим отыскать воду. Удивительно, Фред, помимо отыскания месторождения, указывал и его запасы, и качество воды.
Современная наука может делать это лишь на основании огромного объема данных и с привлечением разных специалистов.
Мы поблагодарили Тетерева за то, что он помог нам выбраться на большак и вывел на скважину, которую когда-то пробурили по указанию Фреда. Как дети, плескались мы в холодной, бьющей фонтаном воде, не веря этому чуду из чудес…»