Отношение к будущему и человеческой судьбе у якутов глубоко фаталистичное. Согласно местным верованиям, планида каждого еще до его рождения записывается в специальную книгу одним из верховных якутских божеств – Чынгыс Хааном. Поэтому вера в пророчества, различные гадания и вещие сны отнюдь не противоречит коренной религии якутов: раз будущее полностью предопределено, значит, в него можно заглянуть.
Считается, что на небесах человеку могут даровать «полную» или «неполную» судьбу. Тому, кого наградили «полной» судьбой, не страшны никакие напасти и невзгоды: он может вести самый безрассудный образ жизни, но умрет в старости, лежа в теплой постели. А вот человек с «неполной» судьбой рискует отправиться к праотцам в самом расцвете сил и здоровья, став жертвой нелепого несчастного случая.
Ниже мы приведем две характерные истории о счастливчиках с «полной» судьбой.
Содержание
- 1 Княжеский бастард
- 2 Таежная опасность
Княжеский бастард
Этот случилось в дореволюционные времена в одном из глухих уголков Якутии. Местному князьку на старости лет надоела его толстая, немолодая и к тому же бесплодная жена, и он пустился в любовные похождения. Через некоторое время бедная девушка из числа прислуги родила своему господину мальчика.
Радости князя, давно мечтавшего о сыне, не было предела. Стоит сказать, что отношение к незаконнорожденным отпрыскам знатных особ было в этих краях куда лучшим, чем, скажем, в Европе. Поэтому князь не только не скрывал рождение бастарда, но и во всеуслышание завил что внебрачный сын станет его полноправным наследником. Мать мальчика осталась жить под крышей любовника на привилегированном положении.
Понятно, что жена князя была не в восторге от такого поворота событий, но возразить мужу не могла, поскольку женщины в патриархальной Якутии девятнадцатого века права голоса не имели. Тогда ей пришло в голову устранить младенца.
Оскорбленная княгиня отправилась в соседний поселок, где жил известный хищный шаман, не гнушавшийся за достойное вознаграждение исполнить роль убийцы. Гостья принесла колдуну деньги и гостинцы и заявила, что желает избавиться от родившегося ублюдка. В те времена младенцы довольно часто умирали по естественным причинам, и это было на руку шаману: вряд ли кто заподозрит его в кончине ребенка. Колдун принял плату и заверил заказчицу, что приложит все силы для исполнения ее просьбы.
Не откладывая дело на потом, он тем же вечером начал камлание. Сначала шаман вызвал в свою хижину злых духов, подчинявшихся ему. Затем он топнул ногой о землю (во многих балаганах тогда не было пола), земля обвалилась — и образовавшуюся яму начала заполнять так называемая «мертвая» вода чернильно-черного цвета. Колдун взял кусок бересты, вселил в него дух младенца и пустил плавать по луже.
После этого шаман и его сверхъестественные помощники принялись бросать камни в импровизированную лодочку, чтобы потопить ее и заставить душу ребенка навсегда покинуть тело. При всем старании им никак не удавалось справиться с этой, на первый взгляд, простой задачей. То дрогнет рука у колдуна, то береста словно сама увернется от опасности. Даже духи и те не могли ничего поделать. В ход пошли все камни в округе, но шаман так и не добился желаемого. На рассвете «мертвая» вода ушла под землю, и ритуал был вынужденно завершен.
Когда жена князя пришла вновь, колдун сообщил ей, что младенец родился с «полной» судьбой, а потому погубить его не представляется возможным. Шаман также предостерег женщину, чтобы она больше не предпринимала подобных попыток, иначе навлечет на себя беду.
Таежная опасность
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века Якутия притягивала к себе множество людей, желавших стремительно разбогатеть. На золотые прииски в город Бодайбо со всех концов России съезжались тысячи романтиков, честных тружеников и, конечно же, авантюристов. Как водится, в этих местах начался разбой, и многие «счастливчики» теряли огромные состояния еще быстрее, чем зарабатывали.
Герой нашей истории, молодой старатель из Якутска, в определенный момент счел, что заработал достаточно, и решил вернуться домой к родне. Обратная дорога привела его в перевалочный пункт, каких в тайге было великое множество. В таком месте можно было поужинать, выпить и сравнительно безопасно переночевать.
Вот только оказалось, что все комнаты в доме заняты и хозяин может разместить новоприбывшего постояльца только в амбаре. Тот не стал привередничать, закрылся изнутри на тяжелый засов, расположился на топчане и вскоре крепко уснул.
И приснился ему страшный сон: словно лежит он на этой же самой дощатой койке и не может пошевелиться, а из-под топчана доносятся тихие всхлипы, шепот и возня. Парень с усилием повернул голову и увидел в слабом свете луны, лившемся в окошко, как из-под койки на четвереньках выползла какая-то голая женщина. Когда она поднялась на ноги, стало видно, что у несчастной перерезано горло, а из гортани свисает язык. Мертвая женщина приблизилась к юноше и поцеловала его в губы таким ледяным поцелуем, что он в тот же миг проснулся в холодном поту.
Чтобы немного успокоиться, парень зажег фонарь и хотел было выйти во двор покурить. Отодвинул засов на двери — и тот вдруг упал на пол. «Обманка!» — понял постоялец, а в следующую секунду обнаружил, что амбар заперт снаружи. Парень бросился к топчану и сдвинул его в сторону – под койкой оказалась тщательно замаскированная дверь в подпол. Открыв ее, молодой якут с ужасом увидел внизу целую гору трупов, которую венчало тело женщины с перерезанным горлом.
Юноша отшатнулся от ямы и потушил фонарь. Теперь все стало ясно: владелец перевалочного пункта, выходит, промышляет разбоем. Он убивает своих постояльцев и сбрасывает их в ледяной погреб, где благодаря вечной мерзлоте тела не разлагаются.
Между тем со двора послышались тихие голоса. Закрыв подпол, парень поставил топчан на место и набросал под одеяло одежды, чтобы в темноте этот ворох приняли за спящего человека. Вооружившись фальшивым засовом, он замер возле двери. Вскоре она тихо отворилась, и в амбар зашли двое – подкрались к койке и несколько раз ударили по одеялу ножом.
Не раздумывая больше ни о чем, юноша ринулся во двор, где хозяин в компании еще одного бандита дожидался своих сообщников. Звезданув опешившего главаря тяжелой задвижкой по голове, парень бросился прочь от страшного места. Трое остальных разбойников кинулись за ним.
Погоня длилась долго, и молодой старатель, выбиваясь из сил, стал уже мысленно прощаться с жизнью. Он считал себя хорошим бегуном, но злоумышленники, кажется, не уступали и даже превосходили его в выносливости. Дистанция между беглецом и его преследователями неумолимо сокращалась…
Неожиданно впереди показался глубокий овраг шириною в несколько метров. Решив, что лучше погибнуть, свалившись с высоты, чем быть зарезанным, юноша разогнался и сделал огромный прыжок. Он чуть не сорвался с противоположного края, но все же сумел удержать равновесие. А один из бандитов, пожелавший повторить этот трюк, упал в овраг и разбился. Двое остальных не захотели рисковать и прекратили погоню. «Повезло тебе, тварь! Наверное, судьба у тебя “полная”!» — крикнул вдогонку несостоявшейся жертве кто-то из них.
А наш герой, отбежав на безопасное расстояние и отдышавшись, неожиданно понял, что все это время на нем был тяжелый рюкзак с добытым богатством. Вот так молодой якутский парень, которого высшие силы наградили «полной» судьбой, сохранил не только свою жизнь, но и деньги, добытые честным трудом.