Озеро Баунт в Баунтовском районе Бурятии
В детстве я часто ездил на каникулы к родственникам в Баунтовский район (Бурятия). Там мне запали в память рассказы о кладах. Точнее о золоте, которое золотоискатели прятали в Баунтовской тайге. Став взрослее, я не на шутку увлекся кладоискательством.
— Однажды на Пасху со мной произошла в Баунте одна мистическая история, — рассказывает Андрей Потапов (имя изменено по просьбе автора).
До этого мне рассказывали, что раньше в этих краях вместе с кладом закапывали человека, волка или коня для того, чтобы он стерёг золото. Пугали, что слышали ржание жеребцов у таких мест, видели людей в старинных одеждах, сидящих на земле. Я в это не верил и посмеивался. Потому что ни разу не встречал подобного.
Одну примету я соблюдал неукоснительно. С давних времен считалось, что каждый клад имеет свой срок. Заговоренные (нечистые) клады три раза в год меняют якобы своё место, «очищаются». Происходит это на Новый год, Пасху, Ивана Купалу. Именно в эти праздники я старался лазить по тайге в поисках зарытого золотодобытчиками золота. Скажу сразу, что леса я не боюсь. Не раз ездил на охоту с родней и знаю, что делать при встрече со зверем.
Содержание
- 1 Мини-клады
- 2 Ночь перед Пасхой
- 3 Кошмарные сны
- 4 «Тропы смерти»
- 5 «Ощипать фазана»
Мини-клады
Заняться поиском золотых кладов в Баунте меня заставил услышанный случай. Бывший хозяин одного из самых богатых золотых рудников «Богомдарованный» вернулся в СССР в 30-е годы. Якобы он договорился с
НКВД о том, что покажет свой клад в четыре мешка золота при условии, что ему будет отдано пятьдесят процентов. Разумеется, в НКВД дали согласие. Человек приехал, его повели в тайгу, где он был расстрелян и закопан там же, где нашли четыре мешка золота.
Несомненно, таких случаев в Баунте было множество. Много золота пряталось. И не все потом смогли воспользоваться своим кладом. Самородки золота было выгоднее припрятать, а затем сбыть перекупщикам за границу.
Ночь перед Пасхой
Из рассказов старожилов я узнал, что в субботний вечер нужно отправляться искать сокровища по появившимся огонькам. Долго я их искал. Не нашел ничего. Но зато взял на всякий случай, как советовали, крест, ладан, свечку со Страстной Пятницы. Произносил воскресную молитву и помнил, что ругаться при этом нельзя ни в коем случае.
Ходил долго, а когда устал, решил вернуться домой. Ориентируюсь я в лесу хорошо, но вскоре с ужасом обнаружил, что все время прохожу мимо одной и той же поляны. Потом я понял, что не приближаюсь к поселку, а иду по какой-то малозаметной тропке.
Она ведет через препятствия, которые очень трудно одолеть. Напугать меня трудно, я человек неверующий. Но стало не по себе. Тогда я решил просто переночевать в лесу и поискать дорогу утром, когда взойдет солнце.
Разжег костер, поужинал и улегся спать по-охотничьи возле потухающего костра. На всякий случай положил рядом непотушенный фонарь. Обычно я сплю крепко, без всяких сновидений. Но в ту ночь я просыпался несколько раз от кошмарных снов.
Кошмарные сны
Причем я порой не отличал сны от реальности. Мне казалось, что наблюдаю откуда-то сверху странный фильм-боевик с элементами триллера. Видел тени людей. Одни преследовали, другие убегали. Тех, кого ловили, убивали жестоко, вспарывая животы. Потом убитых сжигали. Я даже чувствовал запах горелого мяса.
Те, кто смог убежать, прятались невдалеке и боялись себя выдать. В другом сне я видел людей, закапывающих в землю какие-то камешки. Догадался, что это золотые самородки, которые я так ищу.
Проснулся я с головной болью и ломотой во всем теле. Казалось, что я сам всю ночь бегал по лесу и закапывал золото. Взобравшись на дерево, я понял, где нахожусь, и сориентировался, куда идти до дома. Не помню, как дошел до него.
Даже не праздновал Пасху с родственниками, потому что провалялся с температурой. Родня недоумевала. Никаких признаков простуды не было. Я просто метался в жару. Мне снились все те же кошмарные сны. Когда я рассказал о них двоюродному деду, тот внимательно и сочувственно осмотрел меня.
— Ты заплутал на «тропе смерти», где подкарауливали и убивали людей, уходивших с золотом. Знаешь об этом? – сурово спросил дедушка. – Нечего больше шастать по тайге. Не ищи это проклятое золото. Оно не твое.
«Тропы смерти»
Вот что я узнал от деда. Тайга на севере Бурятии с царских времен называлась «золотой». Наша республика всегда была золотодобывающим регионом. До революции немало золотодобытчиков было убито и ограблено на глухих таежных тропах. Их так и называли – «тропы смерти». Воровство золота на приисках практиковалось всегда. Хоть и обыскивали добытчиков не хуже, чем сейчас охранники в магазинах. Ничего не помогало.
Российских золотодобытчиков грабили более цивилизованно, если так можно выразиться. Их поили водкой и обирали в трактирах Баргузина и нынешней Еравны, где проходил старый московский тракт. Работая большую часть года в тайге, русские старатели за несколько недель или дней проматывали все, что зарабатывали за сезон тяжелым трудом.
Проспавшись после загула в кабаке, они обычно обнаруживали пропажу денег и мешочков с золотым песком. Конечно, и там бывали случаи, что удачливых старателей по дороге домой убивали и прятали тела. Но самые страшные случаи приходились на ограбления китайских сезонных рабочих.
«Ощипать фазана»
В начале ХХ века большинство рабочих на золотых приисках нашего севера составляли китайцы. Они работали в теплый сезон, с холодами возвращались на родину. Все знали, что они увозили с собой огромное количество золота. Считалось, что каждый китайский рабочий уносил с собой осенью в среднем около 100 золотников на сумму около 500 рублей по тем деньгам. Для сравнения, официальная зарплата составляла примерно 100 рублей в год.
Добавьте к этому скупщиков золота из Китая. Они не только покупали самородки и песок у старателей, но и обменивали на спирт и продукты. Перекупщики прятали купленное золото, ожидая удобного случая для вывоза его с мест добычи. Неудивительно, что грабежи и убийства на «тропах смерти» приходились на осень, когда китайские рабочие с деньгами и золотом возвращались на родину.
Самое страшное, что их не просто убивали, а вспарывали животы в надежде найти проглоченные самородки. А для пущей верности тела убитых сжигали, чтобы обнаружить в пепле еще золото. Так что грабителям-убийцам не приходилось хоронить своих жертв.
Узнав такие леденящие душу подробности о «тропах смерти», я отказался от мысли искать в Баунтовской тайге спрятанное золото.