Грабовская школа.
Многочисленные белорусские местечки знамениты своим колоритным духом, подпитываемым не только остатками старинных развалин и живописной первозданной природой, но и как под копирку переснятыми побасенками о призраках, блуждающих здесь неизвестно зачем и почему, но с завидной регулярностью.
Легенды о молодой пани, погибшей от неразделенной любви, или о высокородной княжне, павшей от рук разбойников, то тут, то там накладываются на нашу действительность, аукаясь историями нового толка. Теперь уже и княжна, и панночка совсем реальные персонажи, они перекочевывают из сборников мифов и преданий в конкретные объекты на местности и еще больше разжигают интерес туристов и любопытствующих.
«Уфоком» совместно с группой «НОЗП» 2-3 августа провел исследования в сельской школе д. Грабовка (Гомельская область, Беларусь). Это учебное заведение стало известно в этом году благодаря нескольким публикациям в прессе, где утверждалось, что здесь уже давно обосновалось самое настоящее привидение.
Здание школы довольно современное (построено в 1997 году взамен отошедшего Грабовской Вознесенской церкви), и первые свидетельства очевидцев также датируются теми же годами. Несмотря на это, лишь в 2014 году легенда вызрела, обзавелась действующими лицами и попала на страницы газет.
Это довольно странно, так как встреченные нами местные жители никогда не слышали ни о чем подобном. Впрочем, иррациональный страх перед некоторыми местами парка присутствовал издавна. Директор Грабовской школы Татьяна Матюшенко вспоминает, что еще ее сестра рассказывала, как ее бабушка в детстве не пускала в некоторые места парка, словно опасаясь чего-то.
Село Грабовка известно с конца XVII века как сельцо1 в Белицком повете Могилёвской губернии. Позже Грабовка упоминается среди первых четырнадцати слобод, основанных в XVII веке староверами из России [5]. Со второй половины XVIII до начала XX века деревня принадлежала фамильному роду Фащей. Согласно привилею короля Речи Посполитой Августа III в 1762 году Александр Фащ получил 2 дома в Гомеле, в том числе и Грабовку.
В дальнейшем имение было известно в основном своим парком, основанным Фащами в XIX веке. Центральной частью парка был яблоневый сад. Длинная липовая аллея разделяла его на 2 части: западную и восточную. Именно на территории этого парка была затем построена детский-сад средняя Грабовская школа.
Старый план парка. 1 – усадебный дом, 2 – курган, 3 – яблоневый сад. Школа была построена рядом с курганом.
В конце XIX века сельцо принадлежало малолетним наследникам помещика Карла Фаща, шестнадцатилетнему Оттону, опекуном которых был помещик Осип Ляшкевич. Из генеалогического древа рода Фащей видно, что в семье была традиция называть мальчиков именами прадедов: Оттон, Феликс, Карл.
По воспоминаниям старожилов и из некоторых других источников известно, что одними из последних владельцев Грабовки были Карл, Феликс, Оттон, Людвик. Старожилы утверждали, что после октябрьской революции 1917 года Людвик покончил жизнь самоубийством, некоторые представители рода переехали в Киев.
Содержание
- 1 Свидетельства очевидцев
- 2 Легенды и топонимика
- 3 Исследования
- 4 Выводы
Свидетельства очевидцев
В Грабовке мы встретились с непосредственными очевидцами загадочных встреч и попытались восстановить примерную хронологию появления ночной визитерши.
Как рассказала нам директор школы Татьяна Матюшенко, история с привидением всплыла случайно. Несколько исполнителей из Грабовки совместно с фондом «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в Республике Беларусь осуществляли проект «Живая история моего края», изучали историю деревни и рода Фащей. Тогда и стали вспоминаться разрозненные факты о встречах с привидением в школе. Вскоре появилась и первая статья на эту тему. Однако большинство свидетельств, в том числе и из первых уст, нами было собрано впервые.
Татьяна Матюшенко с архивными записями о роде Фащей.
Одно из первых странных событий в этом месте произошло еще в 1997 году. Вскоре после открытия нового корпуса школы, там сторожем подрабатывал отец Татьяны Матюшенко – Игорь Яковлевич Пономарев. Однажды ночью он услышал удар и звон разбитого стекла. Игорь Яковлевич обошел все, думая, что кто-то бросил камень с улицы, но не обнаружил ничего необычного.
Однако когда он уже возвращался, то увидел, что большое зеркало, обычно висевшее в фойе на колонне, на этот раз стояло на полу. При этом само стекло было совершенно целым. Звуки, похожие на удары камня в стекло или стену в результате броска нам описывали и другие сторожа, работавшие здесь в последующие годы.
Юлия Галынская (из рода Фащей) с дочкой Юлией.
София Галынская (по мужу Фащ). Родилась в 1851 г. Похоронена в Грабовке.
Кажется, что самой первой истории непосредственно с наблюдением фантома уже не менее 10 лет (т.е. она произошла около 2004 года). Сторожем в школе тогда работал молодой неженатый парень (Валерий Приходько), которому было около 30 лет. На перемене несколько ребят подбежали к учительнице и стали наперебой кричать, что там, в коридоре, какая-то «прозрачная женщина». Возле учительской собралась толпа, все стали живо обсуждать произошедшее. Мимо как раз проходил Валерий, который услышал про это событие и рассказал о своих встречах с, по-видимому, этой же «прозрачной женщиной».
В школе есть кабинет экологии, где установлен телевизор. Администрация позволяет его смотреть дежурным, так как это все же лучше, чем просто спать на диване. И вот однажды сторож во время его просмотра увидел молодую женщину, которая пыталась закрыть кинескоп руками. Поначалу над ним стали подшучивать, мол, засиделся уже в холостяках и женщины стали мерещиться.
А потом летом администрация взяла на два месяца сторожа на замену – Александра Ефалова. Произошло это около 5 лет назад. Он описывает фигуру как женскую, с белыми волосами, а одежду на ней – черного цвета. Она летела над полом и смеялась, при этом создавалось впечатление, что незнакомка звала за собой.
«Несколько лет назад я подрабатывал сторожем в школе. Ночью обошел всю школу, двор, зашел в учительскую, прилег на диван и начал читать книгу. Сна как такового не было. В следующий момент надо мной и над книгой [появилась] женщина в черном одеянии и с белыми волосами как будто их развивал ветер. Она висела надо мной и смеялась. Лицо у нее было не старое, но черты я не запомнил. Потом она развернулась и стала от меня улетать. Я хотел ее догнать, но мне было трудно встать, будто что-то меня держало. Так повторялось три раза. Причем третий раз я за ней пробежал дальше всего. И еще, что интересно, когда я за ней все же бежал, то внезапно очнулся на кровати. Я рассказал об этом своей маме, которая работает в этой же школе и она мне подтвердила, что я не первый, кто видит эту женщину. Я вообще не знал до этого, что школа расположена на территории панского поместья, это все мне рассказала потом мать». Александр Ефалов, бывший сторож Грабовской средней школы, д. Марковичи (записал И.С. Бутов, «Уфоком»).
Одним из последних (около 2011 года) с загадочной фигурой повстречался сторож Иван Игоревич Пономарев:
«Года три назад я сидел в учительской на диване. Увидел чью-то фигуру и попытался ее догнать, но меня словно прижали две руки и держат… Шаги я слышал четко – это именно женский каблук, причем высокий (считается что каблук, как отдельная деталь подошвы обуви, появился в XIV веке и поначалу был привилегией почти исключительно мужчин – И. Б.). И раздавался то ли смех, то ли что… Но у меня четко возникло значение этого возгласа: «Я тут хозяйка и что хочу, то и делаю». Меня держало до тех пор, пока я не стал матюкаться. И после этого меня «отпустило», а шаги тут же оборвались. Через пять минут они, правда, пошли по другой лестнице и по второму этажу […]. Иногда бывает сидишь – кажется какой-то камень упал. Не знаешь куда бежать». Иван Пономарев, сторож Грабовской средней школы (записал И.С. Бутов, Уфоком).
Парень, который подменял одного из сторожей, несколько раз ходил возле школы с овчаркой. Он рассказал, что собака очень боялась этого здания. У проживающей рядом со школой учительницы также была собака, которая в школе вела себя странно, вначале беспокойно озиралась и лаяла, а потом падала и мгновенно засыпала. Впрочем, собака Ивана Пономарева вообще никаких странностей в поведении не демонстрировала.
Из СМИ можно узнать также, что «одна из учительниц, которая дежурила в школе, утверждала, что также видела ночью привидение: светловолосая женщина шла по коридору с фонарем в руке», однако мы это в ходе опроса очевидцев не подтвердили. Более того, ни одна женщина-сторож вообще даже не упоминала ни о каких странностях во время своей смены.
По предположению сторожей явление может быть связано с лунными фазами, по крайней мере, в полнолуние сущность буянит сильнее обычного. Здание два раза освящал православный священник. Когда ничего не прекратилось, кто-то высказал мысль, что нужно приглашать именно католического священника, так как все Фащи были католиками.
Беседа с женщиной-сторожем
Таким образом, фигуру девушки видят в основном молодые и неженатые парни. Женщины-сторожа вообще не видят и не слышат ничего необычного. Странные звуки каблуков, которые чудятся мужчинам, они объясняют хорошей акустикой помещений, выдумкой и прочими факторами. Иван Пономарев после женитьбы также перестал видеть призрачную фигуру, а стал лишь слышать ее.
Также мы выяснили, что «наряд» призрака не всегда старомодный, а современный – иной раз даже нечто наподобие нижнего белья и туфель «на шпильках». Очевидно, что дама отнюдь не старомодна и активно пользуется современными средствами обольщения.
Легенды и топонимика
Прежде чем обратиться к результатам проведенных нами исследований, рассмотрим кратко «общепринятую» легенду о Грабовском призраке. В ходе подготовки этой статьи выяснилось, что первые публикации о нем появились еще в мае 2014 года, что интересно, в материалах, рассказывающих о Гомельщине как о весьма привлекательном для туристов месте. Также легенда цитируется в специальном туристическом буклете, изданном в этом же году в рамках проекта «Живая история моего края».
Вот что пишет на этот счет журналист Инна Громыко: «Существует одна легенда, связанная с грабовской усадьбой Фащей, – про панну Ядвисю. Молодая женщина слегка прихрамывала, пережила несчастливую любовь и умерла незамужней. Известен факт, что, влюбившись, панна Ядвися согласилась тайком обвенчаться с возлюбленным, но их поймали родные девушки и вернули ее назад. Так она и ушла из жизни, не узнав семейного счастья. Оттого-то ее дух до сих пор бродит темными вечерами и ночами по коридорам и окрестностям школы, которая была построена недалеко от места, где находилась усадьба. И неженатым мужчинам с панной Ядвисей лучше не встречаться…».
По рассказам местных жителей, Ядвися могла быть либо внебрачной дочерью одного из представителей рода, либо его крестьянкой-любовницей. В пространстве народного сознания Ядвися (Яда) была также не совсем физически полноценна – с горбом или прихрамывала, но она могла лечить людей, обладала неким даром. Есть также версия, что в итоге женщина повесилась.
Представители рода Фащей. Фотографии найдены на месте бывшего имения в Грабовке.
Незаменимую помощь в изучении современных бывальщин о паранормальном может оказать также изучение местной микротопоники2. Анализируя истории о привидениях, иногда оказывается, что первые появления, скажем, Богородицы, могли происходить на близлежащих урочищах и уже спустя длительное время «заразить» другие строения. И в этом отношении окрестности Грабовки оказались чрезвычайно интересны.
Согласно бытующим представлениям, лучшие окрестные земли занимали дочери и сыновья помещиков, что могло сохраниться в наименованиях объектов на местности. Если верить одной из версий, у одного «помещика из рода Фащей» были дочка и сын – Ядвига и Карл. Устные источники свидетельствуют, что в честь Ядвиги Фащ в Грабовке якобы названо урочище Ядвино.
Его нынешнее местоположение нашей группе установить не удалось, более того, никаких архивных документов об этой девушке не сохранилось, что свидетельствует скорее о ее полулегендарной природе. Тем не менее именно Ядвига стала почему-то претенденткой на последующее существование в образе местной неупокоенной души.
Можно вспомнить также, что именно пани Ядвигу Любанскую, погибшую при схожих обстоятельствах, «обвиняют» в том, что она ответственна за появление призрака в Лошицком парке г. Минска. Само же происхождение названия «Ядвино» созвучно с топонимом Язвино, имеющимся в Дрогиченском и Шумилинском районах нашей страны, оно может происходить от слова «язвины» – полыньи в болоте, реке.
Куда как больший интерес, с нашей точки зрения, представляет расположенный поблизости сенной покос Бабейка, который, как считается, имеет такое название «потому что этот сенокос принадлежал семье, которая была женщина (баба), а потому стало называться «бабье – бабейка». Однако зачастую такое имя может говорить о наличии там болота, топи или трясины (гиблого места).
В таких наименованиях отражены отзвуки очень давних времен, когда существовали культы божеств (демонов) с именем Баба – Баба Яга, Житняя Баба, Лешая Баба и др. На Украине словом Дика баба называют «дух молодки, искушающий молодых мужей». В славянской мифологии известна также Белая Баба – предок, обитающий в водоемах, стерегущий воду, который также мог являться и предвестником смерти. Иногда урочище с таким названием может означать, что здесь ранее было капище и был установлен идол – каменная баба.
В окрестностях Грабовки есть возвышенность, которую называют Клемзикова гора и говорят, что «она была среди болот высокая, но теперь она от ветра сгладилась и значительно стала ниже. Есть предание, что ее накопали как укрепление во время какой-то войны. Но с кем и когда – неизвестно». Вероятно, можно говорить о неизвестном до сих пор курганном захоронении. Недалеко от деревни, в урочище Змеином, также находятся три кургана круглой формы, высотой 2-3 метра.
Здесь, по рассказам стариков, «была битва русских с французами в 1812 году» (распространенный мотив, присущий фольклору о древних могильниках). По рассказам старожилов, здесь в 1925 году нашли кость голени человека длиной в метр и огромный череп. В архиве Уфокома есть также несколько подобных упоминаний, например близ д. Барбаров Мозырского района Гомельской области (но это тема отдельных исследований).
В 4-5 километрах от деревни есть урочище Княжчина, где сохранились глубокие овраги. Утверждается, что «здесь были смолярные мастерские, где местные жители гнали смолу и делали деготь». Топонимом Княжчина чаще всего ранее называли места древних укрепленных поселений, городищ. В Беларуси распространены такие названия, как Княжья Гора, Княжеские могилы, Княгинки, Князево. Образы бояр и князей в преданиях, связанных с археологическими объектами, олицетворяют далеких предков, когда-то владевших теми или иными городищами и захоронениями в соответствующих курганах.
Рядом со старым зданием школы на возвышенных местах ранее были найдены кости людей, считалось, что там было «место битвы», но кого и с кем – никто не знает. А на том месте, где располагалась улица Хутор, есть возвышенность, где ранее стоял огромный пятисотлетний дуб. Там было кладбище «москалей», как его называли.
Курган, расположенный в непосредственной близости от школы.
О происхождении насыпанного рядом со школой холма нет четких данных даже в исторической литературе. Так, считается, что во второй половине XIX века в Грабовском имении Фащей был заложен парк и яблоневый сад, построен дом, в западной части парка был насыпан курган. В то же время, согласно «Своду памятников истории и культуры Белоруссии» по Гомельской области, «на территории западной части парка находится древний курган» без указания вскрывавших его археологов.
По свидетельству местных жителей, холм вовсе не древний и использовался родом Фащей как театральная сцена. Несмотря на все эти противоречия в настоящее время у возвышенности установлен памятный знак: «Историческо-культурная ценность. Курганный могильник. Бронзовый век».
Неподалеку от школы находятся и фамильные склепы Фащей. В одном из них были найдены останки женщины и мужчины: Фащча Оттона Карловича и его жены (чье имя установить пока не удалось). Склеп расчистили и облагородили силами учащихся школы, студентов исторического факультета Гомельского госуниверситета имени Скорины, членов кружка «Ваколіца» и других добровольных помощников. В планах установление на этом месте памятной таблички, так как сами надписи на надгробиях уже плохо читаются.
Волонтеры внутри склепа
Известный гомельский профессор-топонимист А.Ф. Рогалев в д. Грабовка зафиксировал предание, согласно которому в давние времена среди густого леса в овраге здесь прятались разбойники. Однажды им удалось ограбить повозку с царской казной и даже завладеть бочонком с золотом, который они спрятали в овраге. А.Ф. Рогалев делает вывод, что подобные предания, как правило, «сигнализируют» о местах, где имеются археологические памятники, особенно курганы.
Также автор пишет, что «нередко в связи с «разбойничьими» оврагами упоминаются призраки и загадочные тени […]. Образ разбойников и мотивы насилия в преданиях могут быть свидетельством того, что в соответствующих местах захоронены не умершие естественной смертью, а убитые люди.
Исследования
Традиционно неизвестно в какой части спектра может быть детектировано нечто аномальное. На этот счет у исследователей нет четкого и обоснованного ответа. В секторе по изучению полтергейста при «Космопоиске» в последние годы пришли к выводу, что стоит обращать более пристальное внимание на сверхнизкие частоты (3-300 Гц) и поля умеренной интенсивности (100-5000 нТл), которые могут вызывать паранормальные переживания.
Но это не означает, что всю остальную область стоит списывать со счетов, именно поэтому нами традиционно используется различный инструментарий, начиная с дешевых бытовых приборов, заканчивая профессиональными, применяющимися для аттестации рабочих мест (см. рисунок).
Некоторые приборы, использованные при измерениях в Грабовской школе, с указанием рабочих частот.
Кроме замера уровней электромагнитного фона, была также выполнена радио- и термометрия помещений, определялись уровни инфразвука и выявлялись источники модулированного инфракрасного излучения. Вследствие чрезвычайно больших размеров объекта мы сосредоточились только на тех его участках, где ранее уже были отмечены появления неидентифицированных фигур, звуков, вспышек света и т. д.
Предварительно было выявлено, что чудеса здесь начинаются с наступлением темноты и продолжаются до рассвета, так что на «вахту» мы заступили сразу после заката, который 2 августа 2014 года пришелся на 20:47. Помимо непосредственно измерений, были установлены камеры видеонаблюдения (CVPU-DC15), реагирующие на движение.
Также в наше распоряжение попало несколько записей установленной еще ранее на ночь камеры, охватывающей пространство тех самых коридоров, где было зафиксировано наибольшее количество встреч с призраком. При просмотре этих записей были выявлены необъяснимые стуки, щелчки и удары, а также самопроизвольное срабатывание автофокуса, в то же время на наших видеозаписях не было обнаружено ничего необычного.
Измерения электромагнитного поля (ЭМП) с помощью различной аппаратуры, в том числе измерителей EMR-20 (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц) и ME 3951A (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%) не показали каких-либо возмущений электрического или магнитного поля на территории школы, за исключением одного кабинета, в котором наблюдалось появление привидения.
Здесь индукция магнитного поля, согласно измерителю ME 3951A, была многократно превышена по сравнению с фоном. Если последний был близок к нулю, то в этом кабинете индукция магнитного поля достигала значений от 44 до 70 нТл. Естественных причин подобных повышенных показаний найдено не было, администрация школы уведомлена об этом.
Измерение с помощью ME 3951A в кабинете экологии.
Характерная черта, отличающая Грабовскую СШ от подобных ей «зараженных» паранормальной активностью строений, – это практически полное отсутствие источников повышенных значений геофизических излучений. Хорошо заземлённая проводка, отсутствие мощных бытовых приборов и сетей WI-FI приводит к нормальным фоновым значениям ЭМП практически по всей территории строения.
При всём при этом возникает вопрос: почему призрак облюбовал новое здание? Ведь была гораздо более удачная альтернатива – Грабовская Вознесенская церковь с интересной судьбой: церковь Вознесения сгорела и на пепелище в послевоенные годы отстроили школу. В 1997 году, в связи с окончанием строительства нового здания школы, старое здание вновь возвратили епархии.
Наиболее интересные результаты были получены нами с помощью инфразвукового детектора МАК-14и (рабочие частоты 5–20 Гц, диапазон измерений 40–100 дБ, время накопления сигнала – 1 с). В фойе школы, а также на одной из лестниц, ведущих на второй этаж (то есть в местах, где как раз чаще всего и видели призрака), нами были зафиксированы уровни инфразвука 60–70 дБ, что согласно СанПиН Республики Беларусь является максимально допустимым пороговым значением этого вида воздействия на человека.
В то же время явных источников инфразвука нами не было выявлено. В этот день не было сильного ветра, не установлено наличие работающих ночью электробытовых приборов, хотя, согласно СанПиН источниками инфразвука могут являться «извещатели охранные и охранно-пожарные» и даже вытяжные трубы вентиляционных систем.
Определение уровней инфразвука в холле школы.
Влияние инфразвука на человека хорошо описано в специализированной литературе, однако наша группа с такими высокими показаниями датчика столкнулась впервые. Серией экспериментов над десятками людей установлено, что воздействие колебаний частотой 2-15 Гц и интенсивностью 95-105 дБ вызывает замедление зрительной реакции, увеличивает число ошибок при слежении за измерительными приборами, нарушает функции вестибулярного аппарата.
В. Тэнди и Т. Лоуренс (1998) представили доказательства того, что стоячая волна частотой 18,9 Гц присутствовала на фабрике, на которой несколько рабочих сообщили, что видели привидение в периферийной области зрения. В. Тэнди (2000) также установил, что инфразвук на частоте 19 Гц присутствовал в подвале под Центром туристической информации в Ковентри. Несколько посетителей этого подвала ранее сообщили о своих аномальных ощущениях, включая чувство чужого присутствия.
Тэнди и Лоуренс в дальнейшем предположили, что видения могут быть прямым следствием инфразвука, вызывающего вибрации в человеческом глазном яблоке вследствие резонанса. Последнее может быть только в том случае, если интенсивность инфразвука совпадает с частотой колебания того или иного органа, например для глаза она составляет 19, 40–100 Гц (два диапазона), у головы 20–30 Гц, а у вестибулярного аппарата, который и страдает чаще всего – 0,5–13 Гц.
В продолжение этих наблюдений К. Френч (2009) из лаборатории анатомической психологии Голдсмидского университета Лондона совместно с архитекторами компании «Haque Design+Research» сконструировали специализированную комнату «привидений» («haunted» room), которая позволила экспериментально изучить возможность ЭМП и инфразвука вызывать аномальные переживания и видения у человека.
Добровольцы (79 человек) в течение 50 минут подвергались в такой камере попеременному или совместному воздействию ЭМП и инфразвука либо же не подвергались вовсе никаким излучениям. При этом общий уровень шума в те моменты, когда в комнату подавался инфразвук (на частотах от 15 до 25 Гц), не превышал 75 дБ, что ниже порога сознательного восприятия. Таким образом, испытуемые явно не чувствовали, когда именно в камеру подаётся инфразвук, но были предупреждены заранее о возможных аномальных переживаниях.
В результате, более 90% добровольцев сообщили, что в «комнате привидений» с ними имели место необычные переживания, 70% испытуемых сообщили о трёх и более необъяснимых эпизодах. Несмотря на это, с помощью статистического анализа полученных данных установлено, что в действительности нет значимых различий между количеством аномальных переживаний при подаче в камеру излучений и когда они не подавались вовсе. В связи с этим авторы предположили, что инфразвук может «провоцировать» видения лишь в совокупности одновременного воздействия ряда факторов: неврологических, психологических и физических, но не сам по себе.
Стоит упомянуть и о хорошей акустике в школе, о которой неоднократно упоминали сторожа и директор. При этом отмечалось, что даже «малейший шорох может очень звонко ночью отозваться» . Например, по всей школе ощущался резкий звук от стрелочных часов, которые висели в фойе. При этом звук днем и ночью, как нам сказали несколько сторожей «ведет себя совершенно по-разному».
Выводы
Нами выявлено, что школа в Грабовке расположена не только на месте старинной панской усадьбы, она окружена со всех сторон курганными захоронениями, древними кладбищами, городищами и культовыми местами. О том, что ранее здесь мог наблюдаться «прототип» привидения Грабовской средней школы, свидетельствует, например, микротопоним Бабейка.
В результате приборных измерений выявлены повышенные значения индукции магнитного поля (44–70 нТл) именно в том помещении, где один из очевидцев наблюдал призрак женщины. Важно заметить, что на остальном пространстве здания превышения полей в различных диапазонах не были зафиксированы, фоновые значения сохраняли упорную постоянность. В фойе школы и на одной из лестниц были зафиксированы довольно высокие уровни инфразвука – порядка 60–75 Дб на частотах 5–20 Гц.
Можно предположить, что зарегистрированные нами уровни ЭМП и инфразвука играют роль дополнительных факторов, которые могут вызывать аномальные переживания, на что есть соответствующие упоминания в специализированной литературе. Хотя недавно проведенные лабораторные исследования указывают на то, что связь видений призраков с повышенными уровнями ЭМП и инфразвука остаётся всё ещё неочевидной.
Так или иначе, зафиксированные уровни инфразвука лежат ниже порога осознанной слышимости и могут вызывать приступы иррационального страха, беспокойства, повышение нижнего артериального давления и пр. Такие психологические и физиологические эффекты могут усиливаться в условиях резонанса с мозговыми волнами и колебаниями внутренних органов.
При просмотре видеозаписей, сделанных в школе ранее, на них были обнаружены посторонние стуки. По предположению нашего специалиста, это может технический шум, похожий на работу либо лентопротяжного механизма как при записи на кассету, либо на работу микрофона, когда его не в ручном режиме ставят на авточувствительность.
Характерные «щелчки» как раз и свидетельствуют либо о дефекте в прижимных валиках лентопротяжного механизма, либо о подстройке микрофона, когда автоматика доводит чувствительность до максимума и потом резко сбрасывает ее (так как микрофон начинает слышать сам себя или работу внутренних механизмов камеры).
Хорошие акустические свойства некоторых помещений школы также могли стать причиной необычных шумов на видеозаписях. Включенная функция «автофокус», видимо, вызвала то, что камера периодически подстраивалась, даже будучи направленной на пустой коридор. Все это пока не дает оснований считать полученные видеозаписи доказательством наличия в школе неких посторонних шумов.
Но даже если бы привидения не было, то Черную Даму Грабовки стоило бы придумать. Уж слишком хорошо она вписалась в легенду, а также в план развития экотуризма, разрабатываемый Гомельским районным Советом депутатов. Пока же мы должны принять ее как данность, как ожившую сказку, которая, правда, поддается объективным методам контроля.
Автор: Илья Бутов