10 октября в следственный отдел города Миасса Челябинской области явился с повинной мужчина 48 лет. Он признался в убийстве, которое совершил больше года назад. Причина, по которой он пришел в участок, удивила даже бывалых следователей.
Жил Арсений Николаевич РЫБАКОВ тихо, уединенно. К 48 годам ни семьи, ни детей не нажил. С постоянной работой тоже как-то не срасталось. На жизнь зарабатывал единственным своим умением — на дому чинил ламповые телевизоры и радиоприемники. Клиентов было немного — в основном те, у кого в хозяйстве еще остались старые «ящики» с выпуклыми голубыми экранами. Впрочем, заработанных денег на житье хватало. Телемастер, конечно, выпивал, но, так сказать, «культурно», за закрытыми дверями, — не шумел, пьяные драки не устраивал, лишнего внимания к себе не привлекал. По крайней мере, соседи на него не жаловались.
В июле 2013 года починил телевизор одному горожанину — Геннадию ПЕТРОВУ. Работу выполнил, как он считал, хорошо и быстро. А агрегат возьми да и сломайся уже через неделю. 38-летний клиент пришел к телемастеру с претензиями.
Разговор у них не клеился. Как уверял следователей мастер, Петров был пьян и с порога стал оскорблять его. Со слов Рыбакова, клиент первым полез в драку. Он якобы только защищался. Под руку ему попала отвертка, которую он всадил в шею своему обидчику. Инструмент пробил артерию. Геннадий упал замертво.
Определить сейчас, кто на самом деле первый начал драку, непросто. Свидетелей не было. А версию Арсения Николаевича: «Не виноватый я, он сам пришел», — миасские следователи рассматривают наравне с другими.
Рыбаков подошел к лежащему на полу и истекающему кровью мужчине, пошевелил его за руку, но тот не реагировал. А когда телемастер понял, что Геннадий мертв, остолбенел. Первая мысль была вызвать полицейских, но страх, что они не поверят в версию о самообороне, оказался сильнее здравого смысла. Проводить же остаток дней своих на тюремных нарах никак не входило в его планы.
Как рассказывал Рыбаков следователям, он отогнал от себя мысли о чистосердечном признании и стал думать, как замести следы. Везти куда-то тело убитого было не на чем, тащить его на руках — тоже не вариант: увидят прохожие. Решил спрятать у себя в огороде.
Запер ворота и двери, будто его самого нет дома. Завернул тело в полиэтиленовый мешок и стал ждать ночи. Как стемнело, выкопал яму на заднем дворе у забора, перетащил в нее мешок с телом и зарыл. Сверху аккуратно разровнял землю и заставил это место всяким хламом, чтобы свежая могила не бросалась в глаза.
В доме отмыл кровь с пола и стен, спрятал злополучную отвертку. Словом, скрыть преступление Арсению Николаевичу удалось. А вот стереть убийство из собственной памяти оказалось гораздо сложнее.
С этого момента и без того несладкая жизнь телемастера превратилась в настоящий ад. Какое-то время мужчина боялся, что соседи видели, как он прячет труп, и ждал, что вот-вот в его дом нагрянет полиция. Вздрагивал от каждого шороха и по несколько дней не выходил из дома. Но самое страшное происходило по ночам.
Как рассказал Рыбаков следователям, его стали преследовать кошмары и разные видения. Убитый вновь и вновь приходил к нему во снах: то требовал отремонтировать телевизор, то просил покаяться, то просто стоял рядом с кроватью с торчащей из шеи отверткой и молча смотрел. Порой телемастер будто бы наяву видел, как Геннадий Петров гуляет по саду и зовет его с
собой. Преступление никак не выходило из его головы. Стены собственного дома ежеминутно напоминали о содеянном. Иногда ему казалось, что он сходит с ума. Так продолжалось почти полгода.
Дабы вконец не лишиться рассудка, Рыбаков решил продать дом. Его даже не беспокоило, что новые жильцы когда-нибудь обнаружат могилу. Жилище купили риэлторы фактически за бесценок. Полученных денег на новый дом не хватило, и телемастер пополнил армию миасских бомжей. День за днем проводил Арсений Николаевич в алкогольном беспамятстве. Почти полгода он скитался по улицам. Но от угрызений совести и ночных кошмаров избавиться так и не смог.
10 октября 2014 года мужчина пришел в отделение полиции города Миасса Челябинской области и сказал дежурному, что больше не может жить с тяжелым грузом на душе и написал явку с повинной. Оперативники выехали по указанному адресу и действительно обнаружили в огороде могилу годичной давности, а в ней человеческие останки.
По словам руководителя следственного отдела Миасса СУ СК России по Челябинской области Анатолия СЕЛИВЕРСТОВА, такие совестливые преступники — большая редкость, но выводы о самообороне делать рано. Пока показания телемастера совпадают с предварительными выводами следствия. Однако окончательные итоги и картина произошедшего будет ясна после проведения всех необходимых экспертиз.
«Убитый мужчина был 1975 года рождения. Все это время он числился в розыске как без вести пропавший. Родственники думали, что он покончил жизнь самоубийством, потому что накануне исчезновения от удара током погиб его 16-летний сын. И он тяжело переживал по поводу его смерти», — рассказал корреспонденту Анатолий Селиверстов.
В следственном отделе города Миасса по факту признательных показаний возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Расследование продолжается.
Елена СТАНИСЛАВСКАЯ, г. Миасс
(Имена и фамилии участников уголовного дела изменены. — Прим, ред.)
Газета «Синегорья» от 22 октября 2014 года