26 марта 1991 года в Южной Корее был выходным. Это были «внеочередные выходные», объявленные правительством страны в связи с выборами в местные советы территориально-административных единиц низшего уровня. Это были первые подобные выборы в Корее за последние 30 лет. 25 и 26 марта были объявлены выходными днями и в воздухе витал запах весны, к которому примешивалось чувство патриотической приподнятости. Но дети в любом уголке мира остаются детьми, им непонятны взрослые притязания, они хотят познавать мир, путешествовать и, конечно же, играть. День стоял погожий, ранняя весна радовала солнышком, и деревья начали покрываться яркими, липкими от сока, салатовыми листочками. Пока еще было достаточно прохладно, по информации метеослужб 26 марта 1991 года максимальная температура доходила до 12,3 градусов, самая низкая, ночная, составляла всего 3,3 градуса, накануне шел дождь.
Но разве погода может помешать мечтать? Пятеро мальчишек, радуясь тому, что сегодня не нужно идти в школу, принимают решение пойти играть в лес. Причина их истинного ухода в лес была проста и банальна: они там часто игрались, летом, попутно, собирая лягушек как деликатес, осенью – каштаны. Но каштаны собирают осенью, а лягушек – поздней весной. Конец марта – еще совсем не сезон, после зимней спячки лягушки только начинают расти.Когда впоследствии полиция станет вопрошать родителей мальчиков, зачем они пошли в лес на гору Варионг, те ответят: «… они там часто играли в свободное время.Осенью собирали каштаны, весной ловили лягушек”.
Так впервые в этой истории появится упоминание о лягушках. Впоследствии журналисты перефразируют эти слова родителей, и выйдет, что мальчики ушли в лес собирать лягушек. Между тем, на самом деле это было не так. Первоначально дело о пропаже мальчиков именовалось как «Дело об исчезновении учеников начальной школы Сонг-со». Но именно из мифа о цели прогулки мальчиков и родилось название этого страшного дела «Лягушачьи мальчики».
Пятеро юных друзей уйдут совсем недалеко в поисках приключений. Уйдут в соседний лес на горе, находившийся неподалеку от их школы (фото самой школы размещено немного выше), в лес, который они знали, как свои пять пальцев, и больше не вернутся. Их звонкий смех никогда не сможет озарять округу, фото их лиц будет знать каждый житель Кореи, их будут оплакивать сотни тысяч, а безутешные родители всю свою жизнь искать ответ на вопрос: кто? и почему? В Корее очень низкий уровень преступности. Разумеется, я не хочу сказать, что преступности там нет вовсе. Час от часу и там происходят резонансные убийства.
К примеру, в 1995 году в своей квартире был зверски убит популярный певец, только вернувшийся из Америки с выпущенным альбомом. В его крови нашли ветеринарный препарат, усыпляющего действия, а на груди и руках – 28 ножевых ранений. Однако, это преступление быстро раскрыли, осудив и казнив его ревнивую подружку.Просто в сравнении со злосчастной Америкой или несчастной Россией, эта преступность ничтожно мала. На вопрос “Почему так?” корейцы отвечают просто: нас так воспитывали родители и так мы воспитываем своих детей, внушая, что любое преступление – это позор! Еще, наверное, отложило и свой отпечаток то, что в старину за малейший проступок человека публично били палками, и генетическая память об этом сохранилась. Вот на фоне понимания этой картины, постарайтесь себе представить: мальчикам было велено вернуться домой самое позднее к 18.00. И когда родители их не дождались к назначенному времени, сразу возникла мысль – что-то произошло, ибо дети просто не могли ослушаться родителей. Мысль о том, что это убийство, первое время даже не возникала: требовать за них выкуп было бесполезно – все мальчики были из бедных семей, а уж подумать о преступнике, который бы похитил сразу пятерых детей, и вовсе было невозможно. Да и в версию о том, что они заблудились, верилось тоже с трудом. С горы Варионг хорошо видны огни близлежащих домов, заблудиться там крайне сложно – достаточно просто идти на ночные огни.
Первые две семьи обратились в полицию уже в 19.00. Мальчиков начали искать тут же. Но поначалу поиски эти были весьма немногочисленны. Отправили лишь 15 человек, из которых полицейских было всего пятеро. Лишь потом гору перевернули буквально по сантиметрам. Операция по поиску стала поистине национальной – в не1 было задействовано 300000 человек.
Но поиски не дали результата: ни в лесу, ни в городе детей не удавалось найти. Все это было странно. Нашли свидетеля, последним видевшего их. Это была старушка, жившая у подножия «драконьей горы». По ее свидетельствам, около 14.00 пятеро школьников пошли по лесной тропинке вверх по склону «драконьей горы». Больше их никто не видел. Никто, кроме, очевидно, убийцы. Один свидетель утверждал, что около 18.00 якобы слышал в лесу детские крики, однако было ли это фактом – можно только гадать. Лес у «драконьей горы» просеяли через сито.
Так утверждалось. На деле же люди – есть люди. И как окажется впоследствии искали не так уж и хорошо. Гора Варионг довольно полога и изобилует оврагами и лощинами. Вот в них то и не заглянули как следует. Да и для поиска, очевидно, нужны были приспособления, которых по большей части поисковики не имели. Следствие контролировал лично президент страны, было выпущено миллионы листовок с фотографиями исчезнувших детей.
Простые люди ходили по улицам всего Чосона с их портретами, их лица взирали с машин, витрин магазинов, экранов телевизоров и воздушных шаров. На телевидении вставляли информацию в передачи и даже мультики, о них в обязательном порядке рассказывали на уроках в школах, фото мальчиков печатали на конфетных обертках и коробках от тортов. Наверное, не было ни единого человека в стране, который бы не знал о пропаже детей. В результате компании по поиску мальчиков, был организован фонд, принимающий денежные пожертвования. Была собрана весьма значительная для тех времен сумма – 42 миллиона вон (это приблизительно 35000 долларов ). Предназначалась она как награда любому человеку, обладающему полезной информацией о местонахождении мальчиков.
Однако и это не сработало. Дети как в воду канули! Никто не понимал куда они могли запропаститься. Ведь с момента, когда их видели в последний раз, до начала поисков прошло не более 6-7 часов, а как шутят сами корейцы, Корею можно за день объехать на велосипеде.
Уже 26 сентября 2002 года, пожилой житель Дэгу отправляется в лес на «драконью гору» собирать каштаны. Вот уже неделю Корею заливали обильные дожди и под действием бурных водяных потоков склоны «драконьей горы» оползали.
Идти по лесу было непросто, приходилось все время смотреть под ноги, чтобы на скользких «драконьих боках» не свернуть себе шею. Да и собирать каштаны – дело непростое, нужно быть внимательным и зорким. Зайдя вглубь леса, человек увидел овраг, в котором что-то странно белело. Присмотревшись, он понял, что видит маленькие человеческие кости и обрывки одежды. Так были найдены останки долго разыскиваемых пропавших пятерых «лягушачьих мальчиков».
Прибыв на место, уже на первых минутах исследования могилы, у полиции не остается сомнений – это действительно останки пяти пропавших мальчиков.Сам факт нахождения останков мальчиков в лесу, который прочесывали якобы «мелким гребнем», на расстоянии около 2 километров от школы, вызвал настоящую волну возмущения. Страна взорвалась: это что, халатность полиции и военных или умышленное сокрытие? Следователи сами недоумевали, но надеялись, что объяснение найдется, возможно, в форме того, что тела здесь были перезахоронены.
Начинаются долгие и мучительные раскопки, которые проводились максимально аккуратно и тщательно, более трех недель. Первое, что бросалось в глаза при взгляде на могилу – она была создана наспех, но довольно продуманно. Гора Варионг – это сантиметров 30 дерна, а дальше идет скала. Сокрыть тела, выкопав могилу, невозможно. А именно эту могилу сделали хитро. Свалив тела в глубокую, узкую лощину, трупы забросали ветками и листвой, сверху прижав камнем. Наверняка, первоначально это выглядело довольно естественно. Совершая первичные поиски, искатели, очевидно, видели лишь листву и камни. Не усомнившись в «содержании» лощины, проходили мимо.
Глядя на обнажившиеся взгляду останки казалось, «что мальчики умерли, тесно прижавшись друг к другу». Так написали в своих рапортах следователи, так они сказали и журналистам. Однако, думается мне, это больше была «фигура речи», чем факт, который стоит принимать во внимание. Вы примерно можете себе представить состояние трупов, пролежавших в лесистой, влажной среде 11 лет. Останки представляли собою набор костей с остатками одежды. Самое лучшее, что сохранилось – это была обувь мальчиков. Поняв это, мы можем с вами осознать факт того, что кости обниматься явно не могут. По видимому, изначально тела мальчиков были свалены в одну кучу, что и вызывало у смотрящего на их останки эффект «обнимания».
Чем дальше продвигались раскопки, тем больше у экспертов возникало вопросов. Во-первых, головы всех трупов были покрыты их одеждой. У всех мальчиков были спущены штанишки, и ими же были связаны их ноги. Причем связаны довольно хитроумным узлом. Дальше – больше. Было найдено только четыре пары обуви. Где подевалась пятая – так и поныне неясно. У одного мальчика отсутствовали трусики. Странная закавыка была и с носками. Так как разложение трупов происходило в одежде и обуви, соответственно после полного исчезновения мягких тканей, каждый носок должен был остаться в обуви.
В противовес недостающим частям одежды, эксперты подтвердили, что костяные скелеты всех пяти тел имелись в полном составе. Это могло говорить о том, что если бы лесной зверь, к примеру, утащил кость с надетым на него носком, это могло бы объяснить отсутствие некоторых предметов одежды. В свою очередь, предположение, что зверь мог унести кроссовок и не тронуть само тело, на мой взгляд, недееспособно.
И очень значимыми находками возле захороненных останков станет нахождение экспертами в огромном количестве гильз и осколков разных боеприпасов. В частности, на расстоянии около 20 метров от найденных тел гильз было найдено более 80 штук: основное количество – гильзы диаметром 6-7 мм и одна гильза диаметром 7-8 мм. Все эти части боеприпасов были локализованы в двух местах, словно их туда кто-то ссыпал. Теперь перед полицией стояло множество вопросов: когда и где погибли дети? Имело ли место перезахоронение тел? Что стало причиной смерти? Является ли их смерть результатом несчастного случая или это криминальное дело? И сейчас на эти вопросы могла пролить свет только судебная экспертиза.
Но, первые же результаты экспертов разочаровали всех, кто надеялся получить пояснение – ответить на большинство вопросов экспертиза была не в состоянии. Во-первых, время смерти по останкам в таком состоянии определить было невозможно. Констатировался только факт, что смерть наступила более 10 лет назад. Невозможно было также сказать, приняли ли свою смерть мальчики на том месте, где их обнаружили. Однако, с уверенностью было подтверждено: кости не подвергались перезахоронению.
Определяется подобное утверждение на основе «картины» расположения костей по отношению друг к другу на месте самого захоронения. Наиболее демонстративным в данном случае является позвоночный столб, состоящий из достаточно мелких и хрупких позвонков. Раз его «потревожив», позвоночнику уже невозможно придать первоначальный вид. Корейская экспертиза подтвердила: перезахоронения ИМЕННО костей не проводилось. Что ж, исходя из этого, на мой взгляд, можно предположить – это не исключает захоронение тел еще в момент, когда тело имеет целостность. То есть можно выдвинуть гипотезу, что мальчики могли погибнуть в другом месте, а захоронены в лесу спустя какое-то время, еще до момента исчезновения мягких тканей с костей.
Основной же вопрос следствия – причину смерти эксперты тоже затруднялись определить. У двух останков отсутствовали какие-либо следы воздействия инородных предметов на костях. И установить причину их смерти было невозможно. В равной степени такое состояние могло поясняться как смертью от воздействия холода, то есть естественной причиной, так и, к примеру, смертью от удушения или утопления, что уже носило характер преступления. Еще у трех останков отсутствовали повреждения на костях тела и конечностей, но очень сильно были повреждены черепа.
В нескольких местах на них присутствовали довольно странные повреждения, сколы и дыры, но определить их характер не получалось. То ли это было воздействием окружающей, довольно агрессивной среды, то ли это были ранения, чем-то нанесенные. Но самый большой вопрос у экспертов вызвали странные отметины на трех поврежденных черепах. На одном их них насчитали 10 таких повреждений, на втором целых 25, на третьем-6. Что же за следы вызвали такое недоумение у видавших виды специалистов?
Данные следы представляли собою весьма глубокие, но не сквозные, четко очерченные, ромбовидной формы следы, оставленные явно каким-то предметом. Но каким – эксперты затруднялись сказать. Видимую причину смерти лягушачьих мальчиков невозможно определить по останкам. Все возможные варианты, которые напрашиваются – это смерть от удушения (не повешения под силой веса своего тела, иначе на останках бы наблюдались так называемые «палаческие переломы» шейных позвонков, приводящие к декапитации), воздействие колюще-режущего орудия или отравление. Одним словом смерть, которая не задевает костей скелета. Нет отрыва конечностей, нет следов от аварий разной природы. И именно это навевает мысль о маньяке, о человеке, который либо совершил на протяжении короткого периода времени массовое убийство детей либо человек, на манер Головкина, который удерживал и умерщвлял жертвы поочередно в своем логове. Версия о маньяке, в принципе, может прояснить многие вещи, которые не объясняют иные версии.
Пропажа предметов одежды может быть объяснена проведением неких сексуальных манипуляций с раздеванием/одеванием детей. При этом некоторые предметы одежды могли быть либо забыты убийцей в другом месте либо оставлены маньяком себе как фетиш, как трофей, как напоминание о совершенном преступлении. Спущенные и связанные штанишки мальчиков, опять-таки, могут быть свидетельством сексуальных манипуляций.
Интересен момент с прикрытием голов убитых их собственной одеждой. Именитые профайлеры утверждают, что подобные манипуляции свидетельствуют о раскаянии убийцы, о его сожалении, что жертву пришлось умертвить. Такое весьма часто встречается в поведении маньяков, последующем после убийства. А самое главное, что версия о маньяке может дать хоть какое-нибудь объяснение следам на черепах. Разумеется, установить сейчас, что конкретно и с какой своей больной целью он мог совершать, не представляется возможным.
Мы с вами все же будем стараться придерживаться только фактов и
наиболее возможных предположений. В частности, самым вероятным орудием преступления и корейские и американские эксперты в конечном итоге назвали молоток. Теперь давайте остановимся на том, кто мог быть этим убийцей. Версия о маньяке меня смущает одним главным моментом: ни до, ни после убийства лягушачьих мальчиков подобных преступлений на территории Кореи не фиксировалось. Между тем, серийные убийцы практически никогда не останавливаются. Как говорил известный профайлер Роберт Ресслер: маньяк – он такой же наркоман, он не может жить без своей «дозы» и «дозу» эту требуется постоянно увеличивать. Следовательно, можно предположить, что убийство детей в Корее могло быть первым убийством маньяка.
Но как же дальше с так необходимой ему «дозой»? Как случилось, что подобных преступлений больше не было? Напрашивается вывод: либо маньяк был гражданином Кореи, но после массового убийства мальчиков что-то очень серьезное помешало ему выходить «на охоту» – болезнь, тюрьма, отъезд в иную страну или смерть. Либо же маньяк был заезжим и являлся гражданином другой страны. К примеру, Америки. И если вспомнить, что на территории Южной Кореи находится несколько американских военных баз, эта версия не кажется столь уж надуманной.
Американский военный после совершения преступления мог попросить о переводе в иную часть планеты и элементарно покинуть Корею в максимально короткий промежуток времени. Впрочем, о подобных преступлениях и в других странах общедоступно неизвестно, и, значит, и заезжему преступнику могло либо что-то объективно помешать совершать последующую серию, либо он полностью сменил свой почерк, либо подобные преступления не были обнародованы полицией.
Еще одним, очень спорным моментом является место убийства и захоронения детей. Как оказалось, поиски мальчиков в лесу проводились не так уж и тщательно. Сейчас утверждать со 100% уверенностью, были ли их тела спрятаны в лесу в день пропажи, а не позже, весьма затруднительно. Может статься, что место совершения убийства не совпадает с местом захоронения. Возможно, что мальчиков заманили в какое-то укромное место, где они и приняли смерть. От трупов же избавились позже, по окончанию проведения поисков в лесу. Именно на основании подобных выводов, профессор Ли и строил свои предположения, что заманивал мальчиков знакомый им человек, вроде одного из родителей. Разумеется, это возможно, как возможно и то, что не пуганых, живущих в условиях низкого уровня преступности, детей, сможет заманить практически любой взрослый, обладающий внешним обаянием и умением обращаться с детьми. Но существует и другая версия. Базировалась она, по большей части, на вероятности того, что следы на черепах убитых мальчиков могут быть следами от патронов, снаряженных дробью и картечью.
Эта версия вероятна, но лишь в первой части. И вправду, в те времена, на 1991 год, в лесу на горе Варионг водились охотники. Слово водились я, разумеется, употребляю в уничижительной форме, ибо официального разрешения на отстрел животных в том районе в марте месяце никто не имел. И значит, это могли быть лишь браконьеры, а не охотники. Вторая же часть предположения явно не может соответствовать действительности. Осмелюсь вас заверить, что следы, которые оставляет на теле картечь и дробь, не имеют ничего общего по виду со следами на черепах лягушачьих мальчиков.
Квемуль и Чан-ин – это мифические южнокорейские монстры, созданные городскими легендами.
Чан-ин – зубастый лохматый великан, поверья о котором восходят к давно минувшим дням. По легенде именно это чудовище-громила своими огромными лапищами слепил, словно из пластилина, гористый рельеф Кореи.Квемуль – плотоядное чудовище-мутант, рожденное в городских канализациях благодаря сливу туда химикалий. Разумеется, я, как закоронелый скептик, не говорю о том, что это версии. Но кто-то и в это верит.
Мы рассмотрели с вами все факты, имеющиеся в деле о лягушачьих мальчиках, все предположения, улики и версии. В завершении мне бы хотелось рассказать вам еще несколько интересных моментов.
Как ни возлагала надежды корейская полиция на американских экспертов, к сожалению, их чаяниям не суждено было сбыться. Криминалисты Америки не смогли добавить в дело ни единого существенного факта или версии. Останки мальчиков были настолько разрушены, что найти какую бы то ни было улику или зацепку не представлялось возможным. Шли годы, и в 2006 году истек срок рассмотрения уголовного дела по исчезновению и смерти пятерых корейских детей. В Южной Корее он составляет всего 15 лет. В СМИ Чосона неоднократно обсуждался вопрос о продлении данных ограничений. Писались петиции в правительство, собирались многочисленные подписи под воззваниями, но, законодательный орган Кореи не нашел оснований для пересмотра установленных законом сроков.
Один из отцов, мистер Сик, когда-то обвиняемый профессором Ли в убийстве собственного ребенка, не дожил до того момента, когда останки детей были обнаружены в лесу. Он умер от рака печени за несколько лет до этого, так никогда и не узнав, что случилось с его сыном.
Но каждый год, в лесу на «драконьей горе», на месте, где были найдены маленькие кости убитых детей, собираются неравнодушные люди и возносят мольбы к богам о прощении и справедливости. Может быть когда-нибудь они будут услышаны небесами и тогда на планете Земля станет на одну зловещую загадку меньше