В середине 19 века в маленьком селе Гайдсвиле штат Нью-Йорк, один человек был разбужен ночью стуком в его дверь. За дверью никого, однако, не оказалось. Но едва он снова лег в постель, как опять раздался стук и, несмотря на многократное повторение этого явления, он не мог понять его причины.
Спустя некоторое время его маленькая дочь с криком проснулась в полночь и рассказала, что к ее лицу прикоснулась какая-то холодная рука.
Тем дело и кончилось, пока через восемнадцать месяцев в этот дом не переехал методист Фокс с женой и тремя дочерьми. В феврале 1848 г. однажды вечером, когда дети были уложены спать, снова начался своеобразный стук. Одна из девочек, шутя, начала щелкать пальцами, и стук продолжался в такт этим звукам.
Дом Фоксов
Девочка закричала: «Считай теперь один, два, три, четыре» и т.д; перед каждым числом она хлопала в ладоши. Неведомое существо выстукивало столько же ударов. Тогда госпожа Фокс предложила ему считать до десяти, после чего послышалось десять ударов. Потом она спросила о возрасте детей, и для каждого из них было получено соответствующее число ударов.
После этого она спросила, человеческое ли существо производит такой стук, но не получила никакого ответа. На ее вопрос, не дух ли это, и на просьбу, в случае утвердительного ответа постучать два раза, последовало два удара. Она продолжала свои вопросы далее и узнала, что этот дух был на земле лавочником, жил в этом самом доме, здесь был убит и зарыт в погребе.
Семья Фокс. Сестры Фокс стали популярными медиумами
Впоследствии, при осмотре погреба, действительно нашли там скелет. Факт этот привлек внимание соседей, которые в большом числе сходились сюда, чтобы услышать странный стук, который с тех пор не переставал повторяться; никто не мог понять его причину. Семья Фоксов была признана одержимой дьяволом и исключена из методистской Церкви; вскоре затем она уехала в город Рочестер.
Однако, здесь у них снова начался стук. Так как он происходил лишь в присутствии детей, то предположили, что именно они производят каким-то образом подобные звуки. Поэтому была назначена комиссия из самых уважаемых лиц в городе, с поручением расследовать дело. Она тщательно принялась за это, поставила детей босиком на подушки и удостоверилась в том, что у них нет никакого снаряда, которым они могли бы производить стук.
Несмотря на такие меры предосторожности, стук продолжал слышаться на полу и на стенах, причина же его оставалась скрытой. По вечерам к семье Фоксов стало приходить много народа, чтобы услышать этот подозрительный стук; собирались обыкновенно вокруг довольно большого стола, и звуки казались исходящими от него.
Таким образом, был открыт стук столов, а вскоре затем и движение стола, столоверчение. Многие лица поняли тогда, что такие звуки и движения могут возникать по соседству с ними, тогда как у других людей этого никогда не замечалось. Таким образом, была установлена особая способность — медиумизм.
Тогда сначала в Рочестере, а затем и в соседних городах стали читаться публичные лекции, посвященные этим замечательным явлениям. Благодаря этому дело стало известно в более широких кругах: повсюду стали экспериментировать со столами, и в короткое время движение это распространилось по всей Америке и перешло затем в Европу.
Немного потребовалось времени для открытия того, что духи могут делать еще кое-что, кроме простого стучания ножками стола. На спиритических сеансах стали наблюдаться всякого рода удивительные явления, особенно когда люди собирались вокруг стола в темном помещении.
Предметы, которых никто не касался, приходили в движение; музыкальные инструменты сами собою играли целые мелодии; медиумы начинали говорить и сообщать о вещах,- которых они совершенно не могли знать,— все это указывало, что здесь замешаны высшие разумные существа.
Так как все эти факты были совершенно непонятны, они побуждали ученых к их тщательному исследованию. Подобное исследование было произведено уважаемым американским юристом Эдмондсом и профессором химии Гэром. Оба они примкнули к спиритическому учению, как к единственно возможному объяснению.
В то же время, однако, возникли серьезные возражения против их выводов: Американский гипнотизер Доде усматривал во всех описаниях Эдмондса неопределенность и ненадежность, которые не дают никакие гарантии, что наблюдавшиеся им факты не являются результатом обмана со стороны медиумов в связи с известными гипнотическими явлениями. Таким образом, американским ученым не удалось оградить медиумические явления от сомнений.
Едва прекратился стук в Рочестере, как в другом американском городе, Стратфорде, начались подобные же истории. Факт этот заслуживает особого внимания потому, что он дал приглашенному туда «слышавшему голоса», Эндрю Дэвису повод разработать всю теорию контактов духов с людьми. Позже Дэвиса назвали первым американским медиумом.
Происшествие это случилось в доме проповедника д-ра богословия Фелпса. Началось оно, как и в Гайдсвиле, со стука и движений. Сверх того, различные предметы непонятным образом падали в комнатах, и даже когда запирались двери, это не мешало им поднимать своеобразную возню. Видели, как один стул поднялся с пола и пять или шесть раз опускался на него с такой силой, что весь дом сотрясался и даже соседи ощущали эти удары.
Большой металлический канделябр, стоявший на камине, был поставлен невидимой силой на пол и до тех пор ударялся о него, пока не сломался. В одной из комнат появлялись фигуры, образованные из одежды, которая находилась в доме; одежда эта располагалась таким образом, что получалось подобие людей.
Чаще всего явления эти были связаны с личностью молодого одиннадцатилетнего Гарри Фелпса. Нечистая сила различным образом мучила его: то разрывала его одежду, то бросала его в колодец, а однажды он был даже связан и подвешен к дереву.
Впоследствии начались всякого рода разрушения: в доме разбивались окна и стеклянная посуда; вырывались листы из записных книжек д-ра Фелпса, лежавших в запертом письменном столе; наконец, в нем вспыхнул даже огонь, так что сгорело множество писем и рукописей.
После того как это продолжалось года два, решили, наконец, вступить с враждебными силами в переговоры по способу, указанному семьей Фоксов, и тогда эти беспокойства мало-помалу прекратились.