Когда приходит ночь, нет ничего лучше, чем испугаться старой доброй ужасающей истории о привидениях. Никто не ценит этого больше, чем М. Р. Джеймс, написавший множество страшных рассказов про паранормальное в мире специально для того, чтобы их могли читать в преддверии Рождества.
Содержание
- 1 Мужские произведения
- 2 Женские произведения
- 3 Первая революция
- 4 Ярчайший пример
Мужские произведения
Однако классические мистические истории Джеймса позволили укрепить еще один аспект данной сферы – то, что она полностью принадлежит мужчинам. Джеймс, заядлый холостяк, был ректором Кембриджского королевского колледжа, где он яро выступал против принятия девушек-студенток в это учебное заведение. В результате он ушел в Итон, его первый исключительно мужской колледж. Поэтому неудивительно, что женщины крайне редко фигурируют в его историях. Когда речь заходит о сверхъестественном, также сразу вспоминаются Говард Филлипс Лавкрафт, Оливер Онионс, Шеридан Ле Фаню и другие – все мужчины. В последние месяцы была опубликована серия книг, авторами которых являются исключительно женщины. Новелла Гиллиан Флинн «Взрослые» рассказывает о ложном психопате, трудном подростке и доме, в котором, судя по всему, живет злобный дух. Когда вы читаете это произведение, складывается ощущение, что кто-то забросил вам за шиворот ледяную сосульку. Первый роман Лорны Гибб «История привидения» описывает в занимательной форме жизнь викторианской специалистки по сверхъестественным сеансам, а книга «Сырая кровь», написанная Катрионой Уорд, рассказывает готическую историю проклятой семьи.
Женские произведения
В книге Кейт Мосс «Дочь таксидермиста» история о привидениях смешивается с исторической мистикой. Луиза Уэлш и Одри Ниффенеггер, которые обе написали свои собственные «потусторонние» произведения, стали редакторами антологий «Привидение: 100 историй, которые нужно читать с зажженным светом» и «Призрачное: Коллекция историй о призраках», в которых широко представлены авторы женского пола. Ну а Сьюзан Хилл, которая уже давно зарекомендовала себя в этом жанре книгой «Женщина в черном», выпустила сборник рассказов, с помощью которого доказала, что она все еще является королевой упырей и вурдалаков.
Первая революция
Но интересно в данном случае то, что ничего нового мир не увидел. В соответствии с некоторыми научными оценками, в 19 веке, на пике популярности жанра, женщины создавали около семидесяти процентов историй о привидениях, публикуемых в американских и британских журналах. Имена большинства этих писательниц (Амелия Эдвардс, Мэри Элизабет Брэддон, Шарлотта Ридделл, Мэри Луиза Моулсворт) давно канули в Лету, в то время как прочие (Эдит Уортон, Эдит Несбит) до сих пор сохранены в памяти людей благодаря их другим работам.
Ярчайший пример
В историях Джеймса и компании чаще всего протагонист-мужчина обнаруживает, что его умственным способностями и научным идеям был брошен вызов со стороны сверхъестественного феномена. В произведениях, написанных женщинами, когда в ночи слышен внезапный шум, – это определенно писательница бьется головой о жесткое определение ее роли в обществе. Впервые в семидесятые годы критики начали ценить то, как вопрос пола стал влиять на истории о привидениях, находя невероятные подтексты в историях, которые писали женщины. Один из классических примеров – книга «Желтые обои», написанная Шарлоттой Перкинс Гилман, где безымянная рассказчица страдает от постродовой депрессии, в результате чего оказывается привязанной к кровати под постоянным контролем ее мужа-доктора, и из-за этого начинает терять рассудок. Самой Гилман был поставлен диагноз «неврастения», когда ей было чуть больше двадцати лет. Ее лечил доктор С. В. Митчелл, чьим лекарством был постельный режим для женщины на долгие месяцы. Он позволял ей только редкие и скудные приемы пищи и отказывал в любой умственной, физической и социальной активности. Креативные позывы, такие как писательство или рисование, были строго запрещены. Как Гилман потом заявила, само «лечение» чуть не свело ее с ума.