Иногда люди утверждают, что «видели что-то», чего на самом деле не существует. Им могут привидеться «духи» или какие-то странные создания.
Иногда маленькие дети утверждают, что «видели» такое, чего никто не видел. Иногда это фантазии или мечты, иногда — иллюзии.
Существует разница между иллюзией и галлюцинацией. Если у человека иллюзия, то это значит, что имеется что-то, вводящее в заблуждение его зрение или чувства. Это можно проверить, потому что и другие люди это видят. Например, мираж — это разновидность иллюзии. Но самое главное в том, что есть какая-то причина, по которой человек думает, что он видит именно то, что он видит.
Но если у человека галлюцинация, то ничего подобного здесь нет! Не существует никакого внешнего раздражителя для зрения или чувств. Единственный стимул находится в самом человеке, раздражителем является его собственная фантазия.
Галлюцинации могут быть различных типов, в зависимости от затронутых ими органов чувств. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации. Человек воображает, что он слышит голоса, бормотание, смех, плач, звон колоколов, музыку и даже выстрелы! Второй по распространенности тип — зрительные галлюцинации.
Людям кажется, что они видят отсутствующих в данный момент людей, им могут привидеться животные, предметы или целые живые картины. Иногда они «видят» пугающие их странные, ужасные и неземные предметы. А иногда у людей бывают галлюцинации, связанные со вкусом или запахом и даже с осязанием!
Причиной появления галлюцинаций могут быть разные вещи. Одна из наиболее распространенных причин состоит в том, что человек чем-то очень обеспокоен и встревожен. Если кто-то находится в очень эмоциональном состоянии, например, очень сердит или напуган, то у него могут появиться галлюцинации.
Иначе говоря, те, кто обычно находится в состоянии большого возбуждения, страха, экстаза или предчувствия чего-то, способны галлюцинировать. Определенные наркотики также способны вызывать галлюцинации. Например, кокаин вызывает галлюцинацию, при которой кажется, что по коже ползают насекомые.
То, о чем разговор пойдет дальше, с одной стороны можно назвать галлюцинациями, а с другой…
Эдгар Аллан По испытывал болезненный интерес к теме погребения заживо. Герой одного из самых мрачных его рассказов, «Падения дома Эшеров», встречает смерть свою в объятиях «ожившего мертвеца». Мэделин, сестра хозяина дома, умирает после долгой мучительной болезни, и тело ее до похорон на несколько дней оставляют в подвальном склепе этого полуразрушенного особняка.
Однажды ночью, в разгар бури, снизу начинают доноситься ужасные звуки: с треском ломаются доски гроба, гулко лязгает тяжелая железная цепь… и вот уже на лестнице слышны чьи-то шаги. «Говорю вам, это она… Она уже вот за этой дверью!» — кричит Родерик Эшер, вне себя от ужаса. Дверь медленно открывается, и…
«На пороге стояла леди Мэделин Эшер, высокая фигура ее была облачена в саван. Белая ткань темнела пятнами крови, и на изможденном теле ее были видны следы жестокой борьбы. Несколько мгновений она стояла, пошатываясь, в дверном проеме, затем шагнула вперед, в приступе смертельной агонии повалилась на брата и стала падать на пол, увлекая за собой второй безжизненный труп».
Что же явилось причиной смерти Родерика — живая ли женщина, выбравшаяся из склепа, мстительный ли дух, покинувший тело, погибшее от удушья, или, быть может, галлюцинация, порожденная его раскаянием и страхом? Автор, в лучших традициях «черной литературы», оставляет за читателем право самому выбрать ответ.
В 1915 году лондонская «Ивнинг ньюс» опубликовала рассказ писателя Артура Мэчена о видении, наблюдавшемся во время Первой мировой войны. Трое офицеров разгромленной под Монсом британской армии, отступая с поля боя, по обе его стороны увидели вдруг плотные ряды всадников, вооруженных луками. «В том, что нас сопровождает какое-то кавалерийское подразделение, мы не усомнились ни на минуту, — рассказывал ниже один из них. — Но специальный отряд, посланный на разведку, вернулся ни с чем…»
Может быть, то были английские отряды, наголову разбившие в 1415 году французов при Азенкуре? В таком случае их появление могло означать только одно: силы небесные явно на стороне британской армии.
Вскоре после публикации в газету стали приходить письма с новыми свидетельствами, подтверждавшими рассказ Мэчена; правда, теперь основная масса очевидцев рассказывала уже о целых «ангельских» батальонах, один за другим сходивших с небес. Мэчен выступил с заявлением о том, что весь его рассказ от начала и до конца — сплошь художественный вымысел, но было поздно: об «ангелах Монса» говорила уже вся страна.
Чуть ли не каждый второй участник сражения имел наготове собственную версию происходившего, и сегодня живы еще ветераны первой мировой, которые готовы поклясться, что своими глазами видели, как отряд крылатых небожителей сошел с небес и принялся маршировать сквозь огонь и дым к кайзеровским редутам.
Ко всей этой истории с «ангелами» остается добавить лишь один весьма своеобразный постскриптум. Фридрих Гезенвирт, тогдашний шеф германской разведки, в своих мемуарах, опубликованных в 1930 году, утверждал, что кайзеровские самолеты, оснащенные кинопроекторами, дабы убедить несносных британцев в том, что сам Господь Бог шлет против них «войска»… специально высаживали на облака ангельский фотодесант!
Поразительная готовность наша верить во всякие небылицы всегда мешала серьезному исследованию. Именитые ученые с большим опасением обходили стороной обильно сдобренное суевериями «поле чудес», взрастившее столько сказочных литературных сюжетов.
И сегодня представители официальной науки в большинстве своем убеждены: если какое-нибудь видение нельзя с ходу разоблачить как выдумку, значит, мы имеем дело с симптомом либо умственного расстройства, либо химического отравления перципиента, (так называют, напомним, человека, непосредственно воспринимающего видение). Но стоит только подойти к изучению психологического феномена серьезно и непредвзято, как тут же обнаружится масса удивительных случаев, отмахнуться от которых невозможно.
Едва ли не первая попытка провести в этой области научный анализ была предпринята в 1890 году Обществом психических исследований (ОПИ), которое провело в Британии так называемую «Перепись галлюцинаций».
Вопрос, предложенный 17 тысячам респондентов, был сформулирован так: «Приходилось ли вам — хотя бы однажды, находясь в ясном сознании, видеть, слышать, осязать или еще каким-то образом ощущать постороннее, живое или неодушевленное, присутствие, объяснить которое естественными причинами было заведомо невозможно?»
Около десяти процентов (1684 человека) в Британии и 11,96 процента (от общего числа 27 тысяч опрошенных) в Германии, Франции и США ответили на этот вопрос утвердительно. Эксперты ОПИ попросили очевидцев как можно подробнее описывать случившееся, а затем приступили к анализу полученных данных.
Изначальной целью «Переписи» было изучение явления телепатии; в самом уже вопросе явственно прослеживается интерес к форме общения путем передачи мысленных и образных «посланий» на расстояние. Значительное число выявленных случаев действительно попало в эту категорию, но были здесь и свидетельства совершенно иного рода: когда человеку является образ незнакомца, или, как потом выясняется, умершего, объяснить это телепатическим воздействием невозможно.
Одно из первых интересных сообщений пришло от студентки медицинского колледжа, фигурирующей в отчетах ОПИ с 1882 года по 1889 год: в ее доме появлялась высокая женская фигура в темном платье. Каждый раз призрачная гостья, внезапно возникнув на верхней площадке, спускалась по лестнице в гостиную и, постояв немного у эркера, растворялась в проеме двери, выходящей в сад. Мисс Мортон много раз наблюдала фигуру, слышала звуки ее шагов и дала подробное описание внешности призрака.
Женщина «была одета в черное платье, шуршавшее при ходьбе. Лица почти не было видно: она прикрывала его платком, оставляя открытой лишь верхнюю часть левой стороны лба с прядью волос над ней. Широкий рукав и складки платья скрывали левую кисть, была заметна лишь траурная манжета. На голове у нее было нечто расплывчатое, может быть, и вдовий капор, но как будто с длинной вуалью».
На протяжении первых двух лет «жизни» в доме призрак мало чем отличался от остальных людей; затем как-то поблек и стал являться все реже. Привидение наблюдали, кроме мисс Мортон, еще несколько человек, чьи описания совпадают с описанием девушки. И лишь ее отец гостью почему-то не видел.
Вот что рассказывает мисс Мортон в одном из своих писем, адресованных ОПИ:
«Вечером 12 августа я прогуливалась по саду. Вдруг прямо передо мной среди деревьев появилась фигура: она двинулась по аллее к боковой двери дома и через холл прошла в гостиную. Я направилась следом. Она пересекла комнату и заняла свою излюбленную позицию у эркера за диваном. Через несколько минут в комнату вошел отец. Я шепнула ему: «Она здесь». Отец, по-прежнему не видя призрака, подошел к окну и остановился у того самого места, где находилась фигура. Женщина обошла его сзади, пересекла комнату, миновала холл и, по обыкновению, растворилась в проеме двери, выходящей в сад. Мы с отцом направились вслед за ней…»
В тот же вечер около восьми часов мисс Мортон с сестрой снова увидели фигуру: на этот раз она появилась сразу же у окна гостиной и простояла там «минут десять, а то и четверть часа». Пытаясь разгадать тайну этого удивительного феномена, мисс Мортон проделала небольшой опыт, протянула над ступеньками лестницы тонкую нить. Призрак легко прошел сквозь нее.
Каждый раз, когда мисс Мортон приближалась к фигуре, та ускользала. В ответ на попытки девушки заговорить, таинственная гостья обычно останавливалась, поднимала голову, словно собираясь что-то произнести, и… не издавала ни звука.
Судя по описанию мисс Мортон, видение походило на миссис С., жившую в этом доме вплоть до самой своей смерти в 1878 году. Впрочем, полной уверенности не было: женщина-призрак скрывала свое лицо под платком.
Важной деталью одежды была траурная манжета, так как за два года до смерти миссис С. умер ее муж. Те, кто помнил миссис С., говорили что призрак и внешностью и поведением очень напоминал несчастную вдову.
Если образ «леди в черном», составленный по описаниям мисс Мортон, покажется кому-то подозрительно типичным для викторианской эпохи, болезненно очарованной идеей смерти, то вот случай попроще: произошел он в 1929 году и был описан Эндрю Маккензи в книге «Призраки и видения».
Миссис Дин приехала в гости на выходные к няне своей дочери, миссис Миллс (все имена здесь также изменены). Вдова жила с сыном в Кливленде, штат Огайо; миссис Дин мало знала о ее семье.
В первую ночь, когда гостья уже собралась улечься в постель, ей вдруг показалось, что кто-то дергает снаружи ручку двери. Она открыла дверь и увидела миловидную девочку, одетую по-домашнему. «Здравствуйте. Кто вы?» — спросила миссис Дин. «Я — Лотти. А это — моя комната», — отвечала та. «В таком случае заходите!» Но девочка в ответ улыбнулась и… растворилась в воздухе.
«Как ни странно, встреча эта ничуть меня не испугала, — вспоминает миссис Дин. — Я тут же заснула и крепко проспала всю ночь. На следующее утро я спросила у миссис Миллс, кто такая Лотти?» «Моя дочь Шарлотта, она умерла несколько лет назад. Откуда вы знаете о ней? Одна я называла ее Лотти…» Я рассказала хозяйке о вечернем визите. Она показала мне фотографию Шарлотты, — сомнений не было: со снимка на меня глядела ночная гостья».
Сорок лет спустя Эндрю Маккензи, услышав эту историю от миссис Дин, решил найти ей какие-либо документальные подтверждения. Увы, выяснить точную дату смерти Шарлотты не удалось. Но какое бы отношение ни имела призрачная фигура к покойной Шарлотте Миллс, для миссис Дин девочка в ту минуту была абсолютно реальным, живым человеком.
Кто-нибудь скажет, что дверная ручка могла звякнуть от сквозняка, и вообще вся эта сценка разыгралась в воображении женщины. Проще, однако, предположить, что миссис Дин, как и тысячи других очевидцев, чьи свидетельства были тщательно проверены и изучены экспертами, столкнулись с явлением, объяснить которое наука пока не в состоянии. Пришло, наверное, время признать, наконец, призраки, что бы за этим словом ни скрывалось в действительности.